Север-Юг России с Востока - Екатеринбург-Пермь
Все-таки Урал и Зауралье — это большая радость для глаз. Я еще не видел дороги краше, чем те места, особенно после всех этих бесконечных болот с березками в Омском регионе, ведь даже пеликаны, встречаемые там, не сильно вдохновили бы меня, если бы я вдруг решил петь оды тому краю. За Екатеринбургом после монумента Европа-Азия (вроде бы он на станции Вершина) начинается гористая тайга, с высокими соснами и березами вперемешку, и кажется, что электричка пытается объехать все деревья подряд, разрезая лес. Это как метро едет по туннелям среди подземелья, а тут электричка вот двигается по насыпи среди леса. Совершенно не видно открытых пространств впереди, лес да лес и горные поселки проступают из леса. Может в один момент показаться несколько уровней леса (горы разной высоты), да еще и с разными оттенками зеленого цвета. Это как Телецкое озеро, где видать несколько перекрывающих друг друга гор вдали. В данном случае мы имеем бесконечное озеро леса! Люди с обостренным чувством цвета (малярные мастера, например), определенно, найдут здесь рай для своих глаз. Периодически проскакивает ковер из полевых цветов с фиолетовой доминантой. Лес тут смешанный, можно видеть озера сосен с островками берез, местами они растут вместе, как бы сосны поддерживаются тонкими стволами берез, но гористые места при взгляде вдаль, конечно, "ёлкостны".
Станция с интересным названием Берлога — место где-то посреди гор и деревьев примерно на расстоянии 2,5 часа езды на такой электричке из Екатеринбурга. Другие ориентиры дать сложно. Поезд останавливается на опушке леса, с одной стороны больше, с другой стороны — меньше, лежит ковер из трав, небольшая платформа и надпись с указанием станции. Все. Никто вроде не вышел, не зашел. Зачем эта станция, и какие секреты в себе она таит? Позже, я просматривал расписание и думал, что как-то надо бы приехать специально на эту станцию, но придется там долго сидеть, потому что электричек ходит мало. Быть может, если приехать зимой, тут можно будет увидеть чьи-то следы на свежем снеге? Тут по карте вроде есть какие-то тропинки...
Как же появляются людские поселения тут, где везде деревья? Сначала мы видим прорубленный лес для линии электропередач, потом показываются первые домики.... люди селятся тут на открытых полянах, возможно, в подготовленных природой долинах небольших речек. А может быть, лес просто вырубается под очередное поселение. Станция Сарга (следующая после Берлоги) — пример маленького поселка среди леса. И жизни не хватит, чтобы попробовать пожить в таких местах, чтобы узнать все о медведях и бензопилах.
Основной бизнес в здешних местах — лесозаготовки, видны стволы деревьев, видны пилы и эти пилы пилят мое сердце. Посреди поселков лесозаготовителей лежат кучи деревьев разной степени готовности, видимо, для отбытия в Китай или в европейскую часть страны. Неужели еще не все произведено нами, и требуются еще деревья? Высаживают ли деревья за место спиленных? Если все березы в Сибири затянет в болота, хватит ли Уралу лесных мощностей? Такие думы я думал, когда проезжал тут, и смотрел, смотрел в окно, не отрываясь.
Пересадка на станции Шаля где-то в тайге. На первый взгляд тут в наличии вокзал и несколько комков, а также универсам одной из сетей. Почему-то нет ни беляшей, ни пирожков, ни выпечки тут. "Полей с пшеницей же нет", - подумал я - "Эти люди, наверное, питаются лесными ягодами и пьют древесный сок". Электричка для пересадки стоит на путях, но что-то не хочет пока собираться ехать. Вокзал "настоящий", подумал я — без всех этих рамок, а туалетом пахнет с улицы. Перед вокзалом аккуратно наложены коровьи лепешки. Нашел "выпечку", улыбаюсь. Людей на пересадку не так уж и много. Сразу отметил велосипедиста, который перетаскивал велосипед и вещи, вероятно, он заметил и меня с палаткой. Сажусь в очередную электричку. Перед отправлением этот товарищ пришел из соседнего вагона ко мне попросить помочь выгрузить свои вещи на одной из станций далее. Без проблем, зови, отвечаю. "О!" - думаю я, - "за мной наблюдают незнакомые люди и можно будет перекинуться парой слов, и такие слова не вычитать в интернетах"! Поехали, я читаю книги, смотрю в окно на тайгу вокруг и посматриваю на дверь вагона, откуда велосипедист должен дать знак о выгружении. Читаю про киберфизические системы американского профессора Эдварда Ли, где он отмечает, что мир скорее всего, недетерминирован и не может быть описан уравнениями. "Надо повторить понятие энтропии", - думаю я, и тут, посреди ничем не приметной тайги, меня зовет велосипедист в тамбур для помощи его выгрузки в никуда.
Я спросил, куда же он едет? Там, говорит (и показывает куда-то рукой), лес и спуск по нему. Ночевать в палатке в лесу при этом не боится, ничего же там опасного, по его словам, нет. Людей нет. Из зверей видел лис и зайцев, медведей не видел. Но друганы его видели все-таки один раз медведя, кричали на него, и он свернул с их пути! Я сказал ему, что вот, еду уже несколько дней на электричках. Он на это изрек, что "раз несколько дней, значит, темп взят", и теперь будет легко продолжать! Золотые слова от велосипедиста! Да, темп взят, сейчас уже намного легче, я себя отлично чувствую, на дворе — лето, виды просто прекрасные и еще про темп темы обсуждаются. Поезд остановился, тут даже платформы нет, просто насыпан гравий. Тут я понял, зачем же моему собеседнику нужен помощник. Он только спустил с высоких ступенек электрички велосипед, а машинист уже нажал кнопку с голосом "осторожно, двери закрываются!" Я держу руку из двери, чтобы дверь вдруг не закрыли, другой рукой подаю спальник и рюкзачки с бутылками и еще с чем-то. Видимо он их вешает на велосипед. Успели, ничего не защемили дверьми. Кто-то поехал дальше в Пермь, а кто-то на непонятный спуск и ночевку в лесу. Темп взят.
Постепенно пейзаж меняется на уютные речки, текущие на равнинах посреди поросших гор параллельно железнодорожным путям. Да, горы на протяжении этого пути видятся скорее как волны с лесом. На Алтае все-таки не так, там горы — это горы, каменные гряды, ледники, горные озера... Но Урал манит своей старостью, лесостью, зеленостью. Теперь электричка заехала уже в район Приуралья (это по официальной версии, для меня-сибиряка же это Послеуралье). Я для себя отметил реки Шамары, Камаи, потом появляется и долгое время тянется река Сыльва, которая и приводит нас к крупному поселку Кунгур. Эти речки создают уютную картину "гора-река-равнина". На первый взгляд. И тут вдруг я заметил, что Сыльва уже начинает заболачиваться и расстроился. Уровень рек везде падает, проезжаем какой-то коттедж со спуском к воде, так вот, сегодня река рядом с тобой и ты спускаешь лодку прямо из дома, но проходит десяток лет и река отступает, и перед тобой может оказаться болото... Можно заметить, что эта река Сыльва мирно стремиться вниз по Приуралью с небольшим уклоном, порогов не видно, да и глубины там, судя по всему, особо и нет. На Урале (я имею в виду проезжаемую сейчас центральную часть) давно нет ледников и поэтому реки тут уже не мощные горные реки, полные стихии, а лишь их тени. Горная река Катунь на Алтае у нас, например, полна порогов и камней, с громадной скоростью стремится с горы Белухи вниз, попробуй устоять на ее пути! Я подумал, что, вероятно, когда Катунь начнет заболачиваться, то на Земле останется слишком мало льда и конец света будет близок.
Тем временем мы подъезжаем в поселок Кунгур, который в разных книгах окутан магией, ведь тут расположена огромная пещера в ледяной горе! Но для меня сегодня Кунгур — это мужик в реке с пакетом, лодки во дворе, турбазы и кемпинги — все то, что можно увидеть из окна электрички. Кажется, что данный поселок живет своей жизнью, это ведь поселение похоже на городишки из сказок вроде "волшебник в Изумрудном городе". Проезжаем гору, похожую на известняковый карьер, и тут я вспоминаю то, что читал про местную ледяную пещеру. Здешние гипсовые горы служат природным холодильником и хранят внутри множество холодных пещер, самая известная из которых — Кунгурская, поскольку там ходы на несколько километров. Летом, наверное, посещать ее особого смысла нет — все сталактиты и сталагмиты, скорее всего, растаяли, толпы туристов с детьми, с которыми не ощутить уединения в кромешной темноте пещеры. Там надо брать индивидуальный тур, чтобы полазить на коленках по гротам и спугнуть летучую мышь, а не ходить по дорожкам среди туристов... Одна из моих хотелок, количество которых давно уже зашкаливает.
Электричка проезжает Кунгур, все двигается к закату, и над поселком летает настоящий воздушный шар! Как же сказочно тут. Равнина среди гор, речка, церкви и небольшие домишки, шар летит на закат... "Оплатите электросамокат!" — 21 век напомнил о себе, на станции зашли новые контроллеры и сразу нашли себе тинейджера-жертву. Какова же наша страна: молодежь на самокатах разъезжает посреди малых городов, в которых можно снимать фильмы про середину прошлого века, ведь ничего не изменилось... Тренды, тем не менее, постепенно распространяются и сюда. Кстати, вроде бы велосипеды в электричке можно провозить бесплатно, а вот за самокат платите, пожалуйста.
Проезжая в тех местах, я придумал тур, назовем его "Свидетель Урала”, для гипотетического москвича, уставшего от метро и пробок. Нужно вылететь в Екатеринбург ранним утром, где-нибудь остановиться и обязательно выспаться до обеда. Далее следует поехать на вокзал, чтобы сесть на электричку до Перми через Шалю (на момент написания текста она идет в 14:22). Необходимо прийти заранее, но не сильно, электричка прибывает на вокзал за 5 минут, после чего занять личное место у окна на теневой стороне справа по ходу. И далее наслаждаться описанными в этой главе видами, молча смотреть и думать. Не забыть пересесть на следующую электричку. Далее можно побывать в Кунгуре (там вроде есть несколько гостиниц) и посетить пещеру/полетать на шаре, или же сразу вернуться домой из Перми.
Следующая глава: Север-Юг России с Востока - Ночь в Перми на Каме
Свидетельство о публикации №225042700773