Север-Юг России с Востока - Ночь в Перми на Каме
Заезжаем в столицу Пермского края, края среди зеленых лугов. Темно на улице, время уже идет к десяти вечера, а электричка вдруг резко пустеет на станции Пермь-2. Хм, а я думал прибыть на Пермь-1, которая близко к реке... Пока я выяснил, что поезд не идет на Пермь-1, а пойдет дальше в неизвестном направлении (видимо, в отдаленные районы города), электричка уже ускорялась от вокзала и бодро ехала где-то в совершенно непонятной темноте. В итоге я доплатил контролеру, проехался до станции по карте поближе к реке Кама и вышел. Я тут никогда не был и вообще ничего не знаю про данный город! И карта в телефоне это одно, а на местности — совсем другое! Тусклый свет фонарей у железнодорожной платформы, заросли крапивы и гаражи с лающими собаками, асфальт и полное отсутствие обозримой возможности куда-то идти. "Идеальное место, чтобы тебя кокнули и потом собаки съели", - подумал я и зашагал по карте к автодороге. До моста через Каму на пляж показывало часа полтора пути, я зашел в продуктовый и купил круассан с минералкой, чтобы подумать.
Почему-то мне Пермь до сегодняшнего вечера виделась меленьким городком на речке, на Каме, которую я знал лишь по названию знаменитого советского велика с поднятой на метр сидушкой. Не знаю почему, но река здесь мне виделась с песчаными берегами и кучей зарослей на берегу, где можно легко упасть с палаткой и зажечь костер, отдыхать и спокойно думать о путешествиях. Я даже планировал остаться здесь подольше и не бежать на раннюю электричку. В реальности же тут пока не было ничего хорошего, ведь уже ночь, и нет совершенно еще никаких идей насчет моего ночлега в палатке. Еще и забыл книгу и пауэрбанк в электричке, грустно констатировал я, заряда в телефоне почти нет и идти далеко. Планирование нахождения в Перми опять не было сделано, ведь я весь день сегодня смотрел в окно поезда, в книги, а не смотрел карты, панорамы и не читал отзывы. Впрочем, я так и хотел.
Пришлось сдаться: я быстренько поставил приложение "Яндекс такси" (его у меня не было: ведь мне не нужно такси в моей жизни в центре моего города), заказал машину от продуктового до пляжа, таксист быстро приехал и отвез меня, дорога по трассе заняла около 10 минут. Как же все просто в современном мире, ты просто отмечаешь два места на карте (одно притом определено без тебя по спутникам), ждешь 5 минут и 10 минут едешь. 15 минут на машине с выхлопами или 1,5 часа идти непонятно где, самому нюхать выхлопы с дорог и сторониться собак... Мне интереснее второе, тут ты ступаешь стопой на Пермскую землю, и каждый пройденный километр запоминается. С другой стороны, не нужно строить иллюзий, что невозможно избежать достижений современных технологий (которые ты и постигаешь в работе) — нужно просто это делать только, когда это реально нужно. Таксист высадил меня у шлагбаума у пляжа в полной темноте, и я пошел по направлению к реке. Непонятно и страшновато.
Темнота приоткрыла завесу и резко огорчила: тут ты точно будешь не один, ведь постоянно подъезжают машины и сидят компании непонятного уровня трезвости. Район пляжа — место дикого отдыха, но в данном случае дикого с точки зрения состояния двуногих. Мне тут сразу не понравилось, но идти отсюда куда-то уже слишком поздно. Сама территория у реки представляет собой песчаный обрыв с дорожками вверх и несколько полянок разного уровня с глиняной поверхностью и кустиками. Отсюда открывается неплохой вид на мост, на реку и на Пермь с большим православным собором на той стороне реки. Так вот, на обрыве стоят компании (у машин и с бутылками в руках) и взирают на эту красоту. Я обошел все места там, костровища, которые потенциально могут занять (народ там уже ходил и высматривал), прошел подальше и поставил палатку на достаточно ровном месте, у которого рос жидкий кустик. Времени было около двенадцати ночи, и я лег спать.
Оказалось, только лег, но не спать. Но почти сразу недалеко нарисовалась компания с музычкой "на зарее... голосааааа зовууут меня", с подпеванием. Смешные. Потом уже стало не так весело от невозможности уснуть. Постоянная музычка, проезжающие машины через стыки на мосту... Самолет с ревом садится. Разговоры "я же не просто так даю, а по любви", под шелест мочи. Надежды о тихом месте на реке Каме развеялись. Но ночь берет свое, людей со временем рубит и они разъезжаются, постепенно все вокруг стихло, и я уже был готов уснуть. Но место тут, однако, неспокойное. Вылезли толи животные, толи птицы на перекличку и на перескрёб у палатки. Еще когда я спускался сюда, передо мной перебежала толи белка, толи бурундук. Несмотря на людей, места тут кишат животными! В итоге уснул поздно, на рассвете, проснулся часов в 7-8, от звука колоколов и от болтовни компании, похоже вернувшейся догуливать.
Уже светило солнце, я же совершенно не выспался, был недоволен на людей вокруг и на себя. Пытаться спать уже нет смысла. Поэтому я вылез из своей палатки для купания в Каме! Вид с берега тут все-таки классный. Что-то напомнило мне, широкая речка и храм на берегу. Ах да, видел такую картинку в виде старого фото в музее Сыктывкара, каток зимой на реке в Перми! (оказалось позже, все-таки в Вологде он, но очень похоже). По реке в это время проплыл большой прогулочный теплоход, про который я подумал: "вот пенсионерам в своих каютах хорошо же сейчас плавать по речке!"
Залез в Каму. На удивление, сначала идет очень плохая по качеству вода. Начинает болотиться. Бреду дальше, вроде получше. Легко заплыл до бакена, потом до уровня четвертого пролета моста, как мне показалось, примерно до середины реки. Течения нет! Вода мертвая! Тут кто знает сибирские реки, тот меня бы понял. Степная река Обь в нашем городе уже неплохо сносит почти сразу после захода в нее в открытом месте у берега. Горная река Катунь, прародитель реки Оби, в Горном (Алтае) несет и мечет, как только входишь в нее... Я вспоминал "мой камень" на Катуни, в который я врезался на турбазе "Лесовичок", совершая заплыв по течению, и который был скрыт под водой... Я вспоминал быстрые заплывы в Оби до уровня первого пролета моста и назад, чтобы тебя далеко не унесло... Чувство свежести, чувство скорости, чувство страха перед Рекой. По Каме я плыл как отдыхающий на теплоходе, при этом вода, конечно, освежала утром, но была полна планктона... "Что же вы сделали с рекой из-за своих каскадов ГЭС и водохранилищ", - я так думал про людей, плавая посреди Камы и наблюдая за ней и кругом.
Тем временем, компания, расположившаяся на берегу, также наблюдала за мной и вот в ответ, одна девушка разделась до лифчика и трусов и пошла плавать. Отметил издалека несоответствие верха и низа по цветам. Подай народу идею, сразу пойдут копировать. Плавала недолго, я отметил, что могла бы и заплыть до более чистой воды. Позже они ушли, я вернулся на берег и тоже стал собираться. Осталась ли память обо мне? Со стороны гуляющих пермяков, тут кто-то вылез из палатки в нетипичном месте и пошел плавать подальше. Мне так-то особо и неважно, что там со стороны думают, пора набивать рюкзак и идти смотреть Пермь, электричка ведь после обеда, и тут еще надо подумать, как и куда ехать дальше. Я уже уходил со своего места, и, проходя к выходу к дороге от пляжа, увидел, что тут пришла бабушка с внучкой, сама легла практически на торчащие камни и стекла, а девочка стала возиться в грязной воде у берега. Блин, как же мы себя не уважаем...
Я зашагал по мосту в город, с которого видно шпиль собора и очень приятную глазу панораму купеческого города. Навстречу мне шли в основном жители в пляжной одежде и с полотенцами на пляж: солнце уже припекало, и день обещал быть жарким. Я перешел и мост, и железнодорожные пути и попал в сам город. Тем временем уже стало совсем жарко, как я уже отмечал, с моим рюкзаком жар чувствуется вдвойне. Я сразу же ощутил почти полное отсутствие деревьев в том районе, увидел недалеко здание торгового центра и направился туда.
Как относиться к огромным моллам (шоппинговым центрам) в наше время? Если честно, я не могу их терпеть. Еще вчера каждый город России соревновался с другими по показателю "количество торговых центров на душу населения", а потом грянул ковид и санкции, и теперь, я думаю, их количество, наконец, достигло насыщения. Эти центры поглотили все: заводы, речные вокзалы и стадионы. В нашем городе был, например, снесен аппаратурно-механический завод, который как я помню, даже продолжал работать в 90-е годы, мы в магазин при этом заводе как-то раз зашли с бабушкой купить счетчики и краны для дачи, и я там увидел и выпросил тогда себе такое интересное устройство как курвиметр, наверное, даже местного производства... Я, конечно, понимаю, что все это мало кому стало нужным, и зимой, например у нас, на парковке у ТЦ вместо завода появляется отличный рождественский городок с катком, где я постоянно зависаю, но это отдельные инициативы отдельных предпринимателей из семьи бывших физруков, а так, в основном, мы все лишились производств в регионах с дешевой рабочей силой и получили непонятных потребителей и зыркающее по витринам в невозможности что-то купить население. Кроме большого количества ненужных вещей в продаже там есть и основная опасность, на мой взгляд, — это огромные фастфуды, в которых проводят время кучи жирнеющих детей! Такие крупные центры явно еще подавляют местный мелкий бизнес, однако, я стал замечать, что после вынужденного закрытия ТЦ в ковид в нашем городе пооткрывалось на улочках куча открытых кафе и пекарен с уникальными блюдами, которые сразу нашли своих ценителей. В целом, у ТЦ для меня остались два преимущества: 1) туда можно прийти на позднее кино и они будут его показывать даже несмотря на то, что народу почти не будет (получат же прибыль в праздники и другое время), после чего можно идти домой спать по пустым коридорам и неработающем эскалаторам; 2) тут можно справить нужду и попить утренний кофе туристу, посидеть на стульчике и наметить дальнейший маршрут.
Следуя второму пункту, я оказался у местного ТЦ. Он открывался в 10, я пришел раньше и немного прошелся вокруг. Удивительно, на этом месте располагался дом, где жил Попов — изобретатель радио. Данная табличка теперь красуется у одного из входов совершенно безликой коробки, облицованной дешевым керамогранитом. А ведь мог же тут стоять деревянный дом, с работающими макетами радиопередатчиков, с возможностью, например, собирать такие простые макеты из деталек с помощью схем... Торговые центры часто привлекают детей на различные праздники, приглашают аниматоров, но это скорее мягкий способ заставить детей постоянно звать родителей и друзей в эти центры. В это же время дом радио при правильном устройстве мог бы выполнять образовательные функции и быть центром притяжений... но он снесен, а я захожу в торговый центр на его месте с целью начать все-таки мой день.
Кофе, стульчик и просмотр карты города, я окончательно проснулся, и вот план посещения Перми уже примерно установлен: далее я иду в музей, так как мне интересна история этих мест. После посещения Идола в Екатеринбурге я понял, что одной из целей данного моего путешествия можно бы отметить также беглый просмотр исторических артефактов посещаемых мест, чтобы потом изучать их в домашней обстановке, используя Интернет и отмеченные ключевые слова. "Вы просто покажите, куда смотреть", - спросили героя в моем любимом фильме "Дежавю". Сейчас вокруг тебя много всего, и нужно как-то в этом всем находить ключи, на которые реагирует твои мозг и сердце, и в дальнейшем возвращаться к ним. После беглого ознакомления с музейными ценностями мне надо будет где-то заново присесть и решить, куда глобально ехать дальше.
Как оказалось, Пермь активно развивается как туристическое направление. В центре города везде расчерчены красная и зеленая линии, типа уважаемые туристы, ходите по ним, вот вам маршруты. Я лично против таких обязаловок, но здорово, если кто-то имеет время и действительно будет ходить по путеводителям, и посетит обе эти линии. Меня же интересует музей Пермского периода (ведь краем уха я слышал, что тут раньше был океан с островами, заросшими папоротником, из которого выглядывали динозавры), а также краеведческий музей (что насчет соли в этих местах?).
Музей динозавров оказался современным и разноплановым. С одной стороны, тут стоят скелеты динозавров, бизонов и мамонтов. С другой стороны, тут направленная на детей интерактивность (я это уже сегодня отмечал, когда думал про дом Попова) — можно почувствовать себя археологом и потереть щеточкой песок и косточки. Также, здесь много интересных детских рисунков динозавров — когда есть некоторая историческая идея, то легко создать на ее основе сообщество и проводить вот такие тематические выставки! Рисунки очень добрые: улыбающиеся динозаврики всех видов, особенно мне понравился динозавр, мирно спящий у реки на огромном листке папоротника. Шаблоны, ну и пусть, мы, возможно, это сами себе придумали и теперь это воспроизводим по-разному. Сегодня день рождения моей мамы, и я ей отправил фото с милым волосатым мамонтенком из этого музея! Краеведческий музей — в другом месте города и он тоже оправдал все мои ожидания, я сделал достаточно фотографий артефактов различных эпох здесь. Увидел кадку соли и посох Cерафима Пермского. Советские лозунги по борьбе с тунеядством и пасхой улыбнули... Уникальные места тут, с сильными языческими традициями, куда пришло сильное православие, а затем и советы. Те, кто хочет видеть разные точки зрения, в том числе на религию, явно должны хорошо изучить историю здешних мест. А книги вроде “Сердце Пармы” стоит также прочитать до посещения Пермсого края, и сюда вот точно захочется.
Пора бы мне потихоньку на вокзал. Я уже заметил, что тут ходят красивые и современные красные трамваи, и поэтому решил попробовал проехаться на них, тем более есть и маршрут до вокзала. В городе развернуты работы по "трамвайнизации", а именно, в местах "красных линий" кладется свежая современная плитка под остановки низкопольного трамвая, а также делаются бордюры. Сейчас тут прямо еще все в работе, но я мог бы рекомендовать приехать сюда после завершения данного строительства: на мой взгляд, если брать все регионы страны, тут лучший трамвай. Оно ведь должно и быть: где-то тут эти трамваи и производятся, и условный пермяк должен себе ехать по историческому центру и любоваться им, уважая свою Родину и свою историю. У нас же пока все делалось наоборот (чуть ранее я уже приводил диалог в Ишиме): мы живем в дыре, а вся история в Москве и Питере. В итоге получается, что я как-то видел, как испанский турист шарился с путеводителями по столице, а ведь он мог бы разъезжать по Перми на трамвае, сойдя с корабля, и потом отправиться дальше на Урал!
Пермский трамвай, конечно, очень атмосферный: вагон совершенно новый, работает сильный кондиционер (я наконец-то охладился!), мимо проплывают улочки Перми, а внутри крутят интересные ролики про трамвайных "зайцев". Все дело в том, что в этом новом трамвае теперь ты платишь просто касанием карточки, и кондуктора там нет. Для транспорта в столице это, в принципе, уже привычно (я там бываю периодически и за 10 лет наблюдал все эти турникеты у передней двери, очереди и бедного не очень здешнего водителя, который пытался говорить числительные о цене проезда, при этом считая сдачу и руля, а в итоге все окончилось бесконтактной оплатой). Русский человек заточен под халяву и его нужно хорошо выдрессировать, чтобы появилось чувство социальной ответственности платить за транспорт при отсутствии контроля. Тут я вспомнил один момент из раннего детства, на закате существования такой страны как СССР мы с родителями ехали с дачи на автобусе, и там оплата строилась по принципу: положил деньги в некую "копилку", потом оторвал сам себе билет и сам же его прокомпостировал. Я почти сразу смекнул, что деньги можно не положить в накопитель, а прикарманить, и билет дальше просто оторвать. Не совсем помню, что в итоге вышло при такой попытке у меня, но помню, что испытывал угрызения совести и мне казалось, что все бабушки в автобусе смотрели на меня и контролировали, буду платить я за проезд или просто оторву билет... В Москве крутятся большие объемы денег и людей, там, как я замечал, товарищи мигранты, например, не очень то и платят (“мы же тут все строили”, из разговора), но всех эта ситуация устраивает, видимо поступлений с оплаты за проезд хватает.
В Перми все не так, и трамвайная компания объявила борьбу с "зайцами"! По монитору в трамвае крутят ролики о необходимости платить за транспорт для его развития, интервью с людьми о "зайцах". "Я их считаю за животных", - заявляет с экрана в трамвае один товарищ. В роликах идет речь о штрафе в 500 рублей, но внутри трамвая уже висит объявление о штрафе в 2500... быстро подняли, однако, видимо, совсем не платит народ.
Трамвай тем временем заканчивает свой маршрут на кольце у березовой рощицы недалеко от вокзала. Тут стоит вагон старого типа (с дверью вбок), которому новый трамвай нетерпеливо звенит "дескать, подвинься", тот быстро поднимает рога и сматывается. Я в этот момент подумал о старых и новых трамваях и вообще о необходимости платить за проезд. Да, можно согласиться, что низкопольные трамваи с кондиционерами — это удобно и престижно, ты чувствуешь себя человеком. С другой стороны, кто будет платить за обновление подвижного состава? У нас же в провинциальных городах за последние 30 лет вагоны практически не менялись, и сейчас все одновременно пришли в такое состояние, что нужно их все заменять или капитально ремонтировать. Такие резкие изменения, очевидно, приведут к кратному росту стоимости проезда, может быть не сразу, но приведут. В Барнауле вот ходят одни Татры (в фильме Гайдая герои Лида и Шурик садились в точно такой же трамвай), сейчас их стали ремонтировать в местном депо, и в результате появились достаточно уютные вагоны, непонятно, правда, на сколько хватит такого ремонта. Конечно, такой провинциальный капремонт уже не очень отвечает тенденциям в трамваестроении (это понятно после Пермского трамвая), однако есть же некий уют и ностальгия в этих старых вагонах. Я, например, люблю иногда проехаться в своем городе вверх одного проспекта на трамвае, специально делая крюк по исторической улице с одноэтажными деревянными домами и храмом посреди них, для этого я специально жду закругленный трамвай с тремя сидениями сзади. Теперь для меня очевидно, что такие вагоны должны оставаться в городах и люди их будут ценить (я имею ввиду несколько хорошо отремонтированных вагонов старого типа, а не тот в большинстве своем ржавый трамвайный парк, что сейчас есть у нас). Можно вспомнить тут еще момент в Новосибирске, где я приглашал немецких профессоров специально покататься на трамвае по ухабистым рельсам, и мы специально ведь тогда ждали старый трамвай, при этом мимо проехал даже трамвай, откупленный под свадьбу! Люди, у которых одни из лучших в мире трамваи, будут всегда мечтать проехаться на "обычном старом трамвае"... Вопрос со стоимостью проезда и зайцами тоже не так однозначен. В некоторых европейских городах трамваи вообще бесплатны, ведь правительство хочет стимулировать отказываться людей от личного транспорта. С другой стороны, без оплаты проезда у нас будет явная деградация транспорта. Но ведь оплату можно снимать с других доходов, однако, такие вопросы нигде в мире еще эффективно не решены. Если бы трамвай был идеальный, но дорогой, лично я бы ходил пешком и фотографировал бы его.
Следующая глава: Север-Юг России с Востока - Билеты на Север и Юг
Свидетельство о публикации №225042700774