Кошкин Михаил Ильич. Конструктор танков
У этого человека была удивительная судьба. В юности и не помышлял о том, что станет главным делом его жизни. Михаил Ильич Кошкин прожил недолго, успев построить один танк, которому отдал все силы и саму жизнь. Его могила не сохранилась, а имя никогда не гремело по всему миру. Зато весь мир знает его танк Т-34 - лучший танк Второй мировой войны, танк, название которого неотделимо от слова "Победа".
Михаил Кошкин родился 3 декабря 1898 года в крестьянской семье в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. Земли у семьи было немного, отец Миши, Илья Кошкин, занимался промыслами. Мише не было и семи лет, когда умер его отец, мать осталась с тремя малолетними детьми, и Мише пришлось помогать ей. В 14 лет Миша Кошкин уехал в Москву и стал подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, ныне известной как "Красный октябрь". "Сладкая жизнь закончилась, когда началась Первая мировая война, которая продолжилась Гражданской. Бывший рядовой 58-го пехотного полка Михаил Кошкин примкнул к красным, в рядах Красной армии воевал под Царицыном, под Архангельском, сражался с армией Врангеля.
Смелого, инициативного и решительного бойца сделали политработником полка. После нескольких ранений и перенесённого тифа отправили в Москву в коммунистический университет им. Свердлова. В Кошкине рассмотрели перспективного руководителя. В 1924 году выпускнику университета поручили руководить кондитерской фабрикой в городе Вятка, под руководством Кошкина фабрика стала успешно работать, и его стали продвигать по партийной линии.
Казалось бы, как в судьбе этого человека могли появиться танки? Надо заметить, что до 1929 года в СССР танковая промышленность являла собой жалкое зрелище - трофейные машины,доставшиеся от Белой армии, незначительное собственное производство отставало от лучших мировых образцов на целую вечность. В 1929 году правительство постановило - ситуацию надо менять, без современных танков обеспечить безопасность страны нельзя. Как говорится, кадры решают всё, и Михаила Кошкина, которому уже за 30, отправили в Ленинградский политехнический институт для обучения на кафедре "Автомобили и такторы".
Ещё студентом Михаил Кошкин работал в КБ Ленинградского Кировского завода, изучал модели иностранных танков, закупленных за рубежом. Вместе с коллегами вынашивает идею принципиально нового танка. После окончания вуза Михаил Ильич больше двух лет работает в Ленинграде, он стремительно проходит путь от рядового инженера до заместителя начальника КБ, участвовал в создании танка Т-29 и опытной модели танка Т-111, за что удостоен ордена Красной Звезды.
В декабре 1936 года в жизни Михаила Ильича случился новый крутой поворот - его отправляют в Харьков в качестве начальника КБ танкового завода № 183. назначение Кошкина на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах - прежний начальник КБ Афанасий Фирсов и ещё ряд конструкторов попали попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки стали массово выходить из строя. Фирсов успел передать дела Кошкину, и потом это обстоятельство станет поводом для очернения имени конструктора, мол, Т-34 разработал именно Фирсов, а не Кошкин, который был карьеристом и неудачником.
Михаилу Ильичу действительно пришлось нелегко - кадровый состав Кб был слаб, а приходилось заниматься не только перспективными разработками, но и текущим серийным производством. Тем не менее, под руководством Михаила Ильича была проведена модернизация танка БТ-7, его оснастили новым двигателем.
Осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдаёт задание Харьковскому заводу по разработке нового колёсно-гусеничного танка. И вот здесь снова возникает конспирология: на заводе помимо Кошкина работает в этот момент Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания, но проект был готов позже запланированного срока, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме. Правда, Адольф Дик пережил и Фирсов,и Кошкина, дожив до 1978 года.
Безусловно, Кошкин опирался на работы и Фирсова, и на работы Дика, и на весь мировой опыт танкостроения. Однако, у него было своё видение танка будущего. После ареста Дика на начальника КБ кошкина легла дополнительная ответственность. Он понимал, что ошибки ему никто не простит, но колёсно-гусеничный А-20 конструктора не устраивал. На его взгляд, устремление к колёсной технике, отлично показывающей себя на шоссе, не слишком оправданно в условиях реальной войны.
Те же скоростные БТ-7, прекрасно летевшие через овраги, но обладавшие только противопулевой бронёй немцы ехидно называли "быстроходными самоварами". Нужна была машина скоростная, с высокой проходимостью, выдерживающая огонь артиллерии, и сама обладающая значительной ударной мощью. Михаил Ильич наряду с колёсно-гусеничной моделью А-20, разрабатывает гусеничную модель А-32, вместе с Кокиным работают его единомышленники, которые впоследствии продолжат его дело - Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев.
На Высшем военном совете в Москве где были представлены колёсно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32, военные,откровенно, не в восторге от "самостоятельности"пусть конструкторов. Но в разгар полемики вмешался Сталин - пусть Харьковский завод построит и испытает обе модели. Идеи Михаила Кошкина получили право на жизнь.
Конструктор торопился, подгонял других. Он видел - большая война уже на пороге, танки нужны как можно быстрее. первые образцы танков были готовы и поступили на испытания весной 1939 года, когда Вторая мировая война уже началась. Эксперты признали: А-20 и А-32 лучше всех моделей, ранее выпускавшихся в СССР, но окончательного решения принято не было. ОБразцы испытывали и в реальных условиях - во время советско-финской войны 1939-1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперёд.
С учётом замечаний танк доработали - нарастили броню до 45 мм, поставили 76-мм пушку. Два опытных образца получили название Т-34 и были готовы в начале 1940 года. Михаил Ильич безвылазно пропадал в цехах и на испытаниях, нужно было как можно скорее добиться серийного производства Т-34.
Окружающие удивлялись фанатизму Кошкина - у него дома жена, дочки, а он только о танке думает. А конструктор, сам того не зная, уже вёл войну с фашистами, не прояви он упорства, рвения, самоотдачи, кто знает, как повернулась судьба нашей страны.
Войсковые испытания танка начались в феврале 1940 года, но для того, чтобы танк отправили в серийное производство, опытный образец должен пройти определённое количество километров. Михаил Кошкин принимает решение - Т-34 наберут эти километры, отправившись в Москву своим ходом. В истории отечественного танкостроения этот пробег стал легендой. Накануне Кошкин сильно простудился, а танк - это не лучшее место для больного человека, тем более в условиях зимы. Но отговорить его было невозможно - два танка просёлками и лесом отправились в столицу.
Военные говорили: не дойдут, сломаются, придётся гордому Кошкину везти своё детище по железной дороге. 17 марта 1940 года оба танка своим ходом прибыли в столицу, в Кремле представ перед глазами Высшего советского руководства. Восхищённый Сталин назвал танк Т-34 "первой ласточкой наших броневых сил".
Кажется, всё, Т-34 получил признание, можно заняться и собственным здоровьем. Тем более, что это настоятельно посоветовали ему в Кремле - кашель Кошкина звучал просто ужасно. Однако, для серийного производства опытным образцам Т-34 не хватает ещё 3000 километров пробега. И больной конструктор снова лезет в машину, возглавляя колонну, идущую на Харьков. Скажите, способен на это карьерист, укравший и присвоивший чужие проекты, как говорят недоброжелатели.
Под Орлом один из танков съезжает в озеро, и конструктор помогает вытаскивать его стоя в ледяной воде. Михаил Кошкин выполнил все требования, отделявшие Т-34 от серийного производства и добился официального разрешения о запуске танка в серию. Но по прибытии в Харьков он оказался в больнице - врачи диагностировали у него пневмонию.
Возможно, болезнь и отступила бы, но недолеченный Кошкин сбегал на завод, руководя доработкой танка и началом серийного производства. В итге болезнь обострилась настолько, что спасать конструктора прибыли медики из Москвы. Ему удалили лёгкое, после чего Кошкина отправили на реабилитацию в санаторий. Но было уже поздно - 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Провожать 41-летнего конструктора а последний путь вышел весь завод.
Но он успел запустить Т-34 в серийное производство. Пройдёт меньше года и немецкие танкисты будут в ужасе сообщать о невиданном русском танке, сеющем панику в их рядах.
Согласно легенде, конструктора танка Т-34 Адольф Гитлер объявил личным врагом посмертно. Могила конструктора не сохранилась - она была уничтожена гитлеровцами во время оккупации Харькова, причём, есть основания считать, что преднамеренно. Впрочем их это уже не смогло. Михаил Кошкин выиграл свой бой.
Скептики любят сравнивать технические характеристики Т-34 с другими танками Второй мировой войны, доказывая, что детище Михаила Кошкина уступало многим из них. Но вот, что сказал профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги "Европа в войне 1939-1945 годов. Без простой победы": "Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой войны будет произведён в СССР? Т-34 был лучшим не потому, что был самым лёгким или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали, но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Манёвренные советские танки "охотились стаями", как волки, что не давало шанса неповоротливым немецким "Тиграм". Американские и британские танки были не столь успешными в противостоянии немецкой технике".
10 апреля 1942 года конструктору Михаилу Ильичу Кошкину была посмертно присуждена Сталинская премия за разработку танка Т-34. Полвека спустя первый и последний президент СССР М.С.Горбачёв присвоил конструктору Кошкину звание Героя Социалистического Труда.
Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой стал танк Т-34.
Источник: Аргументы и факты.Андрей Сидорчик. Гений из кондитерской не дожил до триумфа своего детища.
Свидетельство о публикации №225042700822