Василиса. Часть 12. Познание

«— Ты меня спрашивала о недостающем звене. Я думаю, теперь я могу ответить. Я думаю... Все мы — существа переходного периода. Настоящий человек еще не появился. А это значит...
— Это значит?
— Недостающее звено — это мы.»
(Бернар Вербер. «Отец наших отцов»)


…Проснулась я рано, как только забрезжил рассвет. Гелла спала рядом. Я зевнула и потянулась. Легенда, рассказанная Ма, и мой ночной сон не отпускали сознание. Могло ли все это быть на самом деле? Я посмотрела на свои лапы, проверила как выпускаются когти, вылизала длинный хвост и начала будить Геллу. Подкатившись к ней под бочок, я легонько куснула ее за ляжку и спросила:

- Мама Гелла, ты веришь, что мой род начался с богов людей? Это так сложно себе представить… Но я не могу не верить нашей Ма. Ведь она не может сказать неправду…

- Уаааааууу, - широко зевнула Гелла, потягиваясь, - как тебе сказать… Конечно, Ма нам говорит только правду. Но, когда дело касается богов и легенд о них, могут быть всякие нестыковочки… Эй, Фокс, требуется твое высшее образование! Моего начального не хватает!

Фокс подошел, чинно уселся перед нами, нализал лапу, почистил ею усы, важно надул щеки и заговорил тоном ментора.

- Если вы хотите проникнуть в самую суть вещей, а особенно в те тайны, что касаются богов, их принципиального существования и деяний, вам нужно рассмотреть множество концептуальных предположений и утверждений! Хотя ни то, ни другое, скорее всего, не приблизит вас к пониманию этой сути, так как одни научные или околонаучные концепции в узких кругах философов и космогонистов гласят, что боги существовали на самом деле, другие – что не было никакой необходимости в божественном «первотолчке» для возникновения Вселенной и разумной жизни. Учитывая тангенциальную составляющую Солнечной системы, допуская, что космос в те времена представлял из себя океан элементарных частиц…

- Папочка, - жалобно мяукнула я, чуть не заплакав, - я совсем ничего не понимаю…

- Да он и сам толком ничего не понимает, - фыркнула Гелла. – Умничает просто. Да, мудрый вождь? Умничаем? Начитался всякой ерунды! Хватит издеваться! Объясни по-простому, чтобы и с моим айкью стало понятно! Что ты нам какие-то заумные теории тут толкаешь? Были боги или нет?

- Ну так я к этому и подхожу! – взорвался Фокс. – Вы совсем не умеете слушать! Все время перебиваете! Как можно объяснять серьезные постулаты тем, кто не готов слушать и слышать?!.

- Ты это, свои постулаты и прочую космогонию можешь засунуть себе под хвост! – зашипела Гелла. – Ты не на научном собрании хатульмаданов! Перед тобой котенок и молодая и очень симпатичная самочка! Изволь говорить понятно! Понятно? А то я тебя за хвост цапну для просветления твоих замороченных мозгов!

- Ну ладно, я попробую объяснять проще…

Фокс тяжело вздохнул и наморщил нос, словно хотел чихнуть.

- Однако, я все же должен закончить мысль, высказанную мною в начале. Некоторые ученые отводили богам лишь одну роль - создание первоначального хаоса с зачатками материи, которая, управляемая физическими законами, сама сотворила планеты и все остальное. Но были и совершенно противоположные теории! Например, в «Теогонии» Гесиода рассказывается, как возникли сами боги! Он утверждает, что первые боги были элементалями - физическими частями Вселенной… Аааааай! – заорал Фокс. – Ты зачем меня укусила?!

- Я предупреждала, - как ни в чем ни бывало заметила Гелла и начала вылизывать кончик своего хвостика. – И еще раз кусну, если не перестанешь умничать и хвастаться своими познаниями непознанного! Васенька, пойдем, деточка, к мисочке. Похрустим. Пусть дядя Фокс передохнет и соберет мозги в кучку.

- Как это в кучку? – зависла я. – Кучку можно сделать, покопав песочек. Мозги живут в голове, прямо под ушами. Это как же надо постараться, чтобы они дошли до этого места… и собрались в песочке в кучку?..

- Ну это просто выражение такое! – фыркнула Гелла. – Это означает, что кому-то нужно напрячься и подумат,  что и как следует говорить дальше. Понятно?

- Ну да, - мяукнула я, - теперь совершенно ясно про кучку мозгов! Когда я копаю песочек и делаю кучку, я тоже сильно напрягаюсь!

- Умничка моя! – довольно муркнула Гелла и лизнула меня в носик. – Учись, рыжий, как надо ребенку объяснять! А то первотолчки всякие… элементали…

Гелла, окинув оторопевшего от ее наглости кота высокомерным взглядом, важно отправилась в сторону мисок с кормом. Я засеменила следом. Фокс, возмущенно чихнув и пошкрябав задней лапой под подбородком, пошел за нами. Видно было, что обширные знания распирают его, как воздушный шарик, и он очень хочет ими поделиться.

- Папочка, ты так интересно рассказываешь! – решила я поддержать кота, хотя абсолютно ничего не понимала. – Мне сильно понравилось про илиминтали эти…

Фокс обрадованно подскочил на месте, выпрямил спину и поставил уши торчком.

- Дело в том, Васенька, что они, элементали, с течением времени антропоморфизировались! Фух, еле выговорил! Это значит, малышка, что они начали приобретать форму человека, и у них стали проявляться эмоции и чувства, свойственные людям. Представляешь? Есть еще версия, более современная, которая гласит, что это могли быть пришельцы из космоса, случайно попавшие на эту планету, либо цивилизация, существовавшая до появления первого человека!..

- Мням-мням, - аппетитно хрустела Гелла, угрожающе кося глазом в сторону Фокса и предупреждающе мотая хвостом.

- Папочка, поешь, - обратилась я к коту, заволновавшись, что кошка снова разозлится, и тогда мне ни за что не услышать конца папиного рассказа. - Это очень вкусно! Можешь из моей мисочки поесть, мне не жалко…

- Спасибо, доча, немного позже…

Фокс присел рядом со мной, наклонился и зашептал прямо в мое ушко.

- Знаешь, лично я считаю, что это могла быть цивилизация огромных и мудрых бессмертных котов, которые и стали прародителями людей…

- В комнате, где больше двух, говорят вслух! – мяукнула недовольная Гелла. – Я что, прислушиваться должна?! Ты громкости-то прибавь!

- Да я говорю, что по моей теории на Земле появилась какая-то болезнь, занесенная из космоса упавшим метеоритом, посланным из галактики исполинских крыс. От этой заразы коты начали болеть и мутировать в людей. Когда изначальных котов почти не осталось, несколько особей решили покинуть планету и переселиться на радиоактивную Радугу. Вы видели как она сияет? Это из-за сильной радиации, которая может уничтожить все живое, кроме Изначальных, разумеется, ведь именно они ее и создали из звёздной пыли, которую собирали древние кошки-богини, чтобы припудривать свои усы. Так и обосновались на Радуге бессмертные боги и богини – Три Кошки Радуги, Огненный Кот – Солнце, Лунная Кошка, ну и еще несколько. А на Земле остались жить переболевшие коты-мутанты. Из-за инфекции с них слезла почти вся шерсть, отвалилось главное кошачье украшение - хвост, и они начали ходить на задних лапах, потому что передние лапы после мутации стали короткими и слабыми. Конечно, они потеряли многие наши способности, например, возможность существовать сразу во всех измерениях и наши девять жизней… Котов-мутантов стали называть «люди», что означало «то, что нарождается», потому что, став смертными, коты-мутанты почему-то начали неконтролируемо размножаться. Позже этому виду придумали еще одно название – «человек», что означало на древнем языке «существа, ходящие по земле». Так и образовалось человечество, которое мы знаем сейчас…

- Папочка, - перебила я Фокса, - если все, не перешедшие на Радугу, изначальные коты, заболели и стали людьми, откуда тогда взялись мы? А почему мы живем здесь, с людьми, а не на Радуге? А почему мы такие маленькие и часто болеем? А почему мы умираем, если когда-то были бессмертными?..

- Ой, доча, - поморщилась Гелла, дожевывая последний хрустик и принимаясь приводить себя в порядок, - сколько у тебя почемучек! Боюсь, даже наш великий философ-космогонист Фоксиус Солнечноликий не в состоянии ответить на все твои вопросы. Да, недомагистр?

Гелла яростно почесала задней лапой за ухом и показала Фоксу розовый язычок.

Кот презрительно фыркнул и отвернулся.

- А мы не станем отвечать грубым кошечкам на их колкие выпады…

- Ну как же, пап, - пискнула я, - мне так было бы интересно это узнать! Я никогда-никогда не буду тебе грубить! Расскажи, пожалуйста! Можешь даже снова нашептать мне на ушко, если мама Гелла не хочет слушать…

- Почему это я не хочу? – снова возмутилась Гелла. – Я тоже могу послушать этот бред… то есть, отдать справедливую дань истинным знаниям нашего горе-философа… то есть, нашего магистра философии.

Кошка, отвернув морду, чтобы Фокс не заметил нескрываемой усмешки в ее единственном глазу, начала громко фыркать.

- Ты что, смеешься надо мной? – грозно спросил кот, выгибая спину и стуча по полу тяжелым хвостом.

- Что ты, вождь, - фырканье продолжилось, - это я чихаю! Что-то в нос попало… Я очень, очень хочу послушать твои… ммм… современные концепции. Вот!

Я, понимая, что насмешки Геллы приведут только к тому, что я ничего больше не услышу, обошла кошку с другой стороны и начала вылизывать ее морду, приговаривая:

- Сейчас, мамочка, сейчас я промою твой носик, и он перестанет чихать! Папочка, расскажи нам про то, как котики остались здесь, на Земле, и стали дружить с людьми, которые тоже раньше были котиками!

- Кхм, кхм, - закашлялся кот в раздумиях, бросая взгляды на Геллу. – Ладно, расскажу... Эта концепция не из общепринятых в научных кругах. Скорее даже, это только моя концепция… Но она тоже однажды может стать единственно правильной и превратиться для последующих поколений в абсолютную истину!

Кот нервно нализал лапу и потер ею за правым ухом, выдерживая паузу.

- Некоторые изначальные котобоги не захотели покинуть планету и переселиться на Радугу, даже зная, что могут погибнуть от болезни, посланной с планеты мерзких крыс. Им так понравилось место, которое они сотворили буквально из ничего, что некоторыми было принято решение остаться на поверхности планеты. Здесь им нравилось абсолютно все. Было много песка, чтобы копать, воды, чтобы пить, добычи, чтобы питаться. Можно было жевать траву сколько захочешь и чистить желудок, делая буэээ. Точить когти обо что попало, не боясь, что тебе кто-то это запретит, спать где хочешь и сколько пожелаешь… В общем, просто райское место! Сидеть на радиоактивной Радуге было куда менее приятно, тем более, что никто из котобогов тогда не знал, какова жизнь на Радуге… Это потом, по их рассказам, мы узнали, что там лучший мир для тех, кто устал и хочет покоя. И мы стали искать подножие Радуги, чтобы забраться на нее, когда нас утомляла жизнь на Земле. Ммммм, что-то я ухожу от темы… Короче, котобогам очень нравилась эта планета. После эпидемии крысиного вируса многие тяжело заболели и мутировали или погибли, но были и такие, которые излечились, потому что поедали особую лечебную траву – котовник, потом его стали называть кошачьей мятой. Это растение обладало великой целительной силой. Оно поднимало на ноги даже умирающих. Поев ее, или даже понюхав, кот мгновенно становился сильнее, умнее, выносливее. Для непосвященных поведение котов выглядело странно и необычно. Коты начинали валяться, кататься, бегать, прыгать, пускать слюни. Их глаза становились отрешенными, и было похоже, что они видят то, чего не видят другие. Лично я думаю, что коты начинали видеть причину болезни и сражались с ней. Многих котобогов это сильно пугало, потому что поевшие волшебную траву коты могли наброситься и укусить, не осознавая, что делают. Таково лечебное действие этого потрясающего растения. Те, кто не решился попробовать его, погибли, ушли на Радугу или мутировали в людей, но те, кто рискнул лечиться волшебной травой, выжили и остались котами… Правда, сильно уменьшились в размерах и почти потеряли бессмертие… Девять жизней – это все-таки конечная величина, по сравнению с бессмертием… Хотя, согласитесь, лучше, чем одна – как у котов, мутировавших в людей. Поскольку изначально люди – это наша производная, мы с ними остались в добрых отношениях. Хотя у них и отшибло древнюю родовую память, но осталось чувство, что мы с ними чем-то прочно связаны. Правда они не помнят чем, что прискорбно… Из-за забывчивости людей и наших малых размеров, мы стали вынуждены подчиняться им, хотя находились на одном ментальном уровне развития с ними. Пробелы в их памяти стали создавать нам множество проблем. Дело в том, что со временем планета начала остывать и климат сильно изменился. Вместо вечного лета появились еще времена года, далеко не такие комфортные… Не имея постоянного жилья, мы начали страдать от холода и голода, потому что в холодные белые месяцы добыча пряталась под замороженную воду. Коты часто замерзали насмерть или умирали от голода и болезней. Но у некоторых людей ментальная память не слишком крепко заснула. Эти представители двуногих жалеют нас и принимают в своих жилищах, помня, что мы по своему статусу имеем такое же право жить в уютных и тёплых логовах, которые они построили, и спать на мягких диванах, как и они сами. То, что у них две передние лапы превратились в удобные хваталки, дало им неоспоримые преимущества делать этими конечностями разные полезные вещи, хотя и забрало возможность быстро передвигаться, как мы. Правда, хитрые люди решили и эту проблему. Они создали самодвижущиеся коробки, в которых нет необходимости двигать лапами. Вот такая история…

- Фокс, ты самый мудрый из всех мудрых философов мира! – восхищенно муркнула Гелла. – Такая великолепная и все объясняющая теория никогда не посещала мою… мням-мням… красивую головку! Это же, оказывается, так просто! Люди – это мы в прошлом, а мы – это люди в будущем… то есть, наоборот… то есть, нет - в прошлом котобоги, потом – люди… а наоборот – что-то не получается… Коты из людей обратно никак не получаются… Что-то я запуталась совсем, Фокс! Вечно ты какие-то теории выводишь такие сложные, что невозможно не запутаться! Из людей-то обратно как коты получаются? Я что-то не поняла!

- Никак! – воскликнул Фокс победно мотнув хвостом. – В том-то и дело, что никак! Люди – это тупиковая ветвь нашей эволюции! Вымирающая раса! Как неандертальцы!

- Папочка, - снова позволила я себе влезть с глупым вопросом, хотя по мнению Фокса, и так все должно быть понятно, - папочка, а кто такие нидиртальцы? Это такие породистые котики?

Фокс смешливо закхекал и перевернулся на спину, задрав передние и задние лапы.

- Ох и насмешила ты меня, Васенька! – громко замурчал кот. – Породистые котики! Кхе, кхе, кхе! Это такие непородистые люди, доча! Йети!

- Эти? – я удивленно зевнула.

Собирать мозги кучкой оказалось очень сложно.

- А почему именно эти, а не те, про которых ты рассказывал?..

- Кхе, кхе, - снова заквохтал кот, как курица, имеющая намерение снести яйцо. - Да не «эти», а «йети»! У них название такое! «Йети»! В переводе «каменистый медведь». Хотя, на самом деле, эти йети – люди! Только неудавшиеся немного.

- Они тоже болели крысиным вирусом? – спросила я. – Как котики?

- Не знаю, чем болели эти йети, - сказал кот, - но, видимо, чем-то серьезным, потому что все они в итоге вымерли!

- Ой, как мне их жааааалко… - протянула я. – Раз они все вымерли, то и остальные люди тоже могут вымреть? Вымрать… ну, в общем, тоже умереть?

- Ну… - Фокс глубокомысленно задвигал усами. – Вымереть может кто угодно, вообще-то… Ну, конечно, кроме котиков, раз мы являемся по моей теории изначальными существами, от которых произошли все мыслящие. Но об этом я еще не очень думал. Времени на размышления у меня мало. Дел много. И вообще, не приставайте к вождю! Покоя от любопытных нет! Нельзя так напрягать извилины! Скрутиться могут и запутаться. Все, у меня послеобеденный отдых!

- Я так и думала, - презрительно прошипела Гелла. – Ничего толком не рассказал, ничего не сделал, а отдых у него… От чего устал, вождь?

Кот, глубоко уйдя в себя, не обращая внимания на язвительные речи самки, пошел к креслу, бубня себе под нос.

- А что, если до Большого Взрыва не существовало самого времени? А вдруг наша Вселенная это вообще середина черной дыры? Эту тему я еще не развивал!.. Вот Ма все время сидит за своим компьютером, а потом появляются вкусни и новые игрушки… А что, если все вокруг нас – это просто симуляция, которую создали Три Кошки Радуги и Солнечный Кот на огромном компьютере в истинном мире Радуги?.. Ооооооо, как все запутано… Парменид дураком не был, хоть и не кот, когда говорил, что бытие не может происходить из небытия, потому что существование небытия немыслимо, и что бытие нельзя уничтожить, иначе оно превратилось бы в небытие, а небытия не существует…

Совершенно запутавшись в теориях, кот забрался на кресло, свернулся калачом, накрыв нос хвостом и мгновенно уснул.

Я вспомнив, что Фокс как-то говорил, что во сне знания лучше укладываются в голове, подумала: что если мне лечь рядом с ним! Тогда на меня во сне случайно может переползти часть его мыслей, и моя кучка мозгов станет умнее. Я тихонечко подкралась, стараясь не потревожить спящего кота, пристроилась за его широкой спиной, уткнулась носиком ему в холку, чтобы знаниям было проще переползать в мою голову, и уснула…


…Я во сне открыла глаза и увидела себя сидящей за рабочим столом Ма. Передо мной находился предмет, в который Ма любила играть, когда «зарабатывала на вкусни». Фокс называл эту коробку с играми «компутер» или как-то похоже. На ярко светящемся экране я вдруг увидела наш дом и комнату, в которой мы спали, и кресло, и рыжего кота в нем, и себя у него за спиной. Лежащая в соседнем кресле Гелла, как обычно тщательно чистила свои коготочки. Если я там, подумала я, то кто же тогда я, которая здесь? И если там проходит моя жизнь, то что же я делаю тут?

Обернувшись, я увидела свое отражение в зеркале и удивилась что совсем не удивлена, что выгляжу, как Ма. Мои лапки, превратившиеся в руки, резво забарабанили по клавишам, создавая новые бесконечные миры, в которых так же бесконечно существовали спящий Фокс, чистящая когти Гелла и я, спящая за спиной кота…

Совершенно запутавшись в осознании того, какой из миров настоящий, а какой - компьютерная симуляция, я решила заснуть поглубже, без сновидений, чтобы на меня не переползло слишком много ума из головы Фокса, и я не сошла с ума…


«Если все человечество произошло от обезьян, то рыжие – от кошек.»
(Роберт Хайнлайн. «Уплыть за закат»)

(продолжение следует)


Рецензии