От Гостиного двора до Зеленого базара

 Без нектара - не цветок, без базара - не Восток.
"Зеленый базар" - культовое место Алматы, его история немногим короче истории самого города, она начинается с появления в Верном второго Гостиного двора.
 По "Толковому словарю" Владимира Даля, гость - "иноземный или иногородный купец, живущий и торгующий не там, где приписан". Также словом "гость" называли крупных купцов до появления купеческих гильдий.
Соответственно Гостиный двор - комплекс купеческих торговых, складских и жилых помещений.
 Первый Гостиный двор в городе Верном был заложен в Большой станице в 1871 году.
 Но уже через четыре года, в 1875 году, в связи с ростом торгово - промышленного благополучия города, предприимчивый семипалатинский купец 2-ой гильдии Садык Сахипович Рафиков уубедил  городские власти в необходимости закладки нового Гостиного двора.
 Рафиков заказывает инженеру Ивану Ивановичу Козелл - Поклевскому строительство двух павильонов протянувшихся вдоль будущей улицы Торговой.
 Павильоны Рафикова стали "краеугольным камнем" в постройке нового торжища, которое разместится в квадрате зарождающихся улиц
Первогильдейской (Зенкова), Торговой(Жибек Жолы), Бульварной (Пушкина) и Кульджинской (Макатаева) - возникшей на месте разрушенного за ненадобностью крепостного вала.
 То есть в аккурат в границах  нынешнего Зеленого базара.
 Новый Гостиный двор, как кости мясом, обрастет купеческими домами. На Первогильдийской улице поставят свои особняки купцы 1-ой гильдии Никита Пугасов, Павел Затинщиков, Евтихий Фомин, Иван Поляков, Иван Каменский.
 Дом Садыка Рафикова встанет на улице Бульварной.
Торговый люд возведет на Гостинодворской площади каменные административные и религиозные, общественные и жилые здания.
Здесь появятся мечеть,  бассейн с фонтаном - для омовения перед намазом, караван-сарай, торговые ряды, лавки, лабазы, важня (весовая). Арыки будут дарить свежесть торгующим и покупателям.
 Многие из купцов, поставивших свои дома на Гостинодворской площади оставили о себе материальную память.
Это и Никита Пугасов, чей спиртзавод , основанный в 1886 году, до сих пор производит спирт в Талгаре.,
И Вали-Ахун Юлдашев, основатель Джаркента (ныне – г. Жаркент).,
И Исхак Габдулвалиев, чье здание"Кызыл Тан" на пр. Жибек Жолы, до сих пор служит украшением города. 
Гостиный двор не был универсальным рынком в полной мере, отдельно существовали  мясной, сенной, хлебный  и скотный рынки.
Гостинодворское же купечество в основном торговало бакалейными и промышленными товарами.
Товар в город стекался отовсюду:
Из Европы везли мануфактуру и венские стулья, венецианские зеркала и французские вина. Из Центральной России везли железо, сталь, чугун, металлическую и стеклянную посуду, земледельческие орудия.
 Из Сибири доставляли меха, свежую и соленую рыбу, лесные ягоды, соленые и сушеные грибы, всевозможные изделия из дерева.
 Среднеазиатское купечество снабжало жителей Семиречья ватой, прекрасными халатами, хлопчатобумажными тканями.
 Из Китая везли фарфор, чай, шелковые ткани.
 И  это при отсутствии железной дороги и асфальта, одним только гужевым транспортом.   С рынка покупателей и их покупки также развозили ломовые и легковые извозчики.
 Как водится на любом базаре появились и свои легенды.
 Одной из легендарных личностей стал чаеторговец, купец 2-ой гильдии  Иван Флегонтович Светоносов, изобретший свой собственный состав чая.
Его чай, прозванный "русским" или "светоносовским" пили по всей империи от Сибири до Польши, он даже попал на страницы энциклопедического труда А. П. Субботина "Чай и чайная торговля в России".
28 мая 1887 года Гостиный двор был разрушен вместе со всем городом мощным землетрясением.
Спустя год в центре вновь отстроенной Гостинодворской площади зодчим Михаилом Аликиным по проекту архитектора Поля Гурдэ  была сооружена деревянная  Часовня иконы Божией Матери "Знамение" в память землетрясения 1887 года. Расписывал Часовню художник Николай Хлудов.
 Вообще после этого землетрясения вернинцы всё старались строить из дерева, не стал исключением и Гостиный двор.
 В годы Первой мировой войны торговля поутихла, были введены дополнительные акцизы на товары первой необходимости: соль, спички, сахар. Введены фиксированные цены на продовольственные товары. Введен "сухой закон" и увеличен акцизный сбор на пиво.
Стоит заметить, что поступления в городскую казну от торговли алкоголем и от торговли другими товарами составляли примерно 40% к 60%,  и "спиртовые короли", такие как Н. Пугасов, несли значительные убытки.
Правда, кроме выпивки, у  вернинцев были  и другие развлечения.
Так на Гостинодворской площади горожан развлекал первостатейный цирк шапито Ивана Ивановича Хойцева. До 1911 г. в цирке Хойцева выступал "Железный Самсон" - знаменитый борец и силач Александр Иванович Засс, в 1913 году представления были посвящены 300- летию дома Романовых,
 а  в конце декабря 1914 г. в Верный на гастроли приехал цирк «Интернационал» – 60 артистов и артисток, дрессированные лошади. Его представления также давались в помещении цирка Хойцева.
В 1916 на месте цирка Хойцева появилось деревянное здание цирка А. Сосина,
 которое простоит тут до 1937 года.
 
В марте 1918 г., после установления в городе Верном советской власти, купцы Пугасов, Габдулвалиев, Иванов, Шахворостов и другие, по декрету № 1 СНК Семиреченской области были обложены контрибуцией в размере 5 млн. рублей.
А в мае все буржуйское имущество было национализировано.
 Гостиный двор переходил в собственность государства рабочих и крестьян.
История Гостиного двора в годы гражданской войны и НЭПа покрыта туманом,
Тем не менее известно, что декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. «Об обмене» допускался натуральный обмен товарами на рынках и базарах, также  разрешалась частная торговля. 
 В 1927 году Гостиный двор переименовывают в Центральный колхозный рынок (ЦКР) и отдают под реализацию колхозной продукции, что называется - запрягают телегу впереди лошади,
 XV съезд ВКП(б) только в начале декабря 1927 года примет решение о всеобщей коллективизации, и даже в следующем 1928 году всего лишь 2% сельских хозяйств КазАССР вступят в колхозы.
Первое, с чего начали советские модернизаторы - снесли Часовню установленную в память жертв землетрясения 1887 года.
 Святотатство и насильственная коллективизация настраивают горожан против официального названия, в народе рынок получает наименование - Зеленый базар.
Изобилием и низкими ценами новоявленный колхозный рынок похвастаться не мог. Вот как описывает прибывший в ссылку в Алма - Ату 25 января 1928 года Л. Д. Троцкий, поселенный в одном квартале от ЦКР, на пересечении улиц Красина (Валиханова) и Гоголя:
"Почти в течение всех трех месяцев, что мы здесь живем, в городе ощущался недостаток в хлебе, да и в большинстве других продуктов и промышленных товаров. Везде и всюду очереди. Цена за пуд муки доходила до 8—10 рублей (3 мая мука «вскочила» до 17 руб.), пуд овса 4—5 рублей, сноп клевера 50 — 60 коп. В течение последних месяцев содержание лошади обходилось извозчику в месяц примерно в 100 — 120 рублей. В настоящий момент хлебный кризис обострился до последней степени..."
Согласно статистическим данным за 1928 год, начальник раймилиции получал от 80 до 100 руб., милиционер - от 42 до 46 руб., фельдшер - 55 руб., учитель 1 ступени - 52 руб., 2 ступени - 80 руб., агроном - 120 руб. 
 Помните подпольного миллионера А. Корейко из "Золотого теленка"? Так вот его оклад конторского служащего составлял 46 рублей.
Дальнейшая довоенная  жизнь Зеленого базара замечательно описана в дилогии Юрия Домбровского "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей". Но начинается новая война и базар, как чуткий барометр городской жизни, меняется сообразно ситуации.

 Кроме торговцев сельхозпродукцией, которую здесь можно купить, пусть втридорога,
 но все же за деньги, а не по карточкам, появляются беженцы и эвакуированные, продающие личные ценные вещи,  чтобы как - то снискать хлеб насущный.
 Старьевщики китайцы принимают в своих палатках всякий домашний утиль.
 Базар наполняется безрукими и безногими инвалидами войны, починяющими обувь, лудящими кастрюли или  музицирующими кто на баяне, а кто и на трофейной губной гармошке.
 Расцветает спекуляция, скупка краденного, попрошайничество.
Попрошайки, скупщики золота и уличные музыканты так и останутся приметой Зеленого базара.
   В 1960-м на территории базара вновь появляются капитальные торговые пассажи.
Это три торговых павильона магазина "Колос".
В первом, северном, шла торговля продуктами питания, а во втором  хозяйственными товарами.
 Ближе к пр. Жибек Жолы, был пристроен третий павильон, ныне утраченный. 
 Над входной группой одного из павильонов был закрёплён алюминиевый колос, а рядом  выполненное стилизованным шрифтом название магазина.
В начале 70-х горисполком решает реконструировать базар.
 Взамен старых деревянных рядов в период с 1973 - 1975 гг. на ЦКР было построено
 многоуровневое крытое здание торгового центра "Алма - Ата" на 1720 торговых мест, с подземными хранилищами, прилавками, павильонами, почтой и собственным радиоузлом.
Главным архитектором проекта ТЦ стал Марк Павлов. В работе над проектом приняли участие инженеры Н. Оразымбетов, В. Щипицин, Г. Казиев, А. Котов.
 Рынок был признан одним из самых технологичных в Союзе,
 а его  концепция  вошла в методички по проектированию торговых площадок.
 На ЦКР были  установлены четкие правила. Отныне, чтобы стать продавцом, нужно было достичь 18-ти лет, иметь санитарную книжку, предоставить справку о прописке и документы на наличие хозяйства.
 В начале каждого рабочего дня путь продавцов пролегал через душевые и гардеробные комнаты, им выдавались чистые халаты, колпаки и перчатки, а также весы.
Но здание не вместило всех желающих и вновь прилавки заняли северную часть торговой площади.
Невозможно представить Зеленый базар без Дома быта "Асем", в 1973 году «КазгипроНИИбыт» начал проектировать этот уникальный объект.
  Это был один из самых крупных Домов быта на территории всего СССР.
  Его строительство было завершено в 1976 году. Здание протянулось по всей западной стороне Зеленого базара от ул. Пастера (Макатаева) до ул. Горького (Жибек Жолы).
 Дом быта предлагал горожанам более 300 видов различных услуг в двухсменном режиме. В нем работали более 600 человек. Кроме парикмахерских, ателье, ломбарда  и пунктов проката, Дом быта предлагал такие необычные для СССР услуги как зал торжеств и детская комната.
Следующий яркий эпизод в биографии Зеленого базара - вторая половина 80- х.
 Новоявленные кооператоры оккупировали не только рыночную площадь, но и близлежащие улицы.
 Джинсы "варенки", колготки - "сеточки", термопереводки и конфеты "Птичье молоко", чего только не предлагал зарождающийся бизнес.
 Но торговый разгул перешел в экономический развал, и кооператоров сменили "челноки".
С 90-х базар начал обрастать лотками и контейнерами с китайским, турецким и таиландским ширпотребом, вытесняя сельчан с их продукцией.
Сейчас Зеленый базар вместе со всем городом переживает новый всплеск развития, появились новые возможности, созрела новая буржуазия, но прямая зависимость бизнеса от внутриполитической конъюнктуры больше способствует выведению капитала за границу, чем его вложению в местную экономику.
 Отсюда и реконструкции, больше напоминающие латание Тришкина кафтана, нежели полноценную модернизацию.
Однако  хочется надеяться, что в будущем Зеленый базар по - прежнему останется изобильным "прилавком" цветущего города - сада.


Рецензии