Рукопись 11

РУКОПИСЬ 11


ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДНЯ

Закончила очередную рукопись научной статьи и вдруг подумала. Как же много всего я успела рассказать и показать тебе, дорогой читатель, в моих произведениях!

Я регулярно преподношу тебе порциями на "тарелочке" - то, на что у меня ушла жизнь. Чтобы переворошить мировоззренческие концепции и сформировать новые мне потребовалось: 1) в полной мере иметь о них самих, общепринятых концепциях миропонимания, представление; 2) разыскать и добыть в процессе проведения эксперимента многочисленные фактические доказательства их непоколебимости; 3) проявить фантазию для того, чтобы переформатировать устаревшие взгляды на жизнь в моём собственном мышлении; 4) найти убедительные формы для подтверждения и записи новых моделей миропонимания и мировосприятия.

Сегодня я начала утро с прочтения моих же произведений, изданных в некоторых альманахах РСП. Когда я их читала у меня не было ощущения, что автор я. Меня поразило то, что  коротенькие тексты от автора Светланы Федоровой-Роблес вмещают очень много информации, полезных советов, вызывают палитру чувств и ощущений, заставляют задуматься и поразмыслить на разные темы. А ведь это именно то, что способствует развитию общества. От одного к другому по цепочке общения будет это всё передаваться и постепенно произойдут перемены. Сознание людей просветлеет. Люди будут заниматься мышлением, а не копированием навязанных им стереотипов. Мышление ведёт человечество к прогрессу!

Меня всегда удивляло насколько народ в СССР и РФ однотипен. Люди из самых разных уголков страны говорят одними и теми же фразами имеют одно и тоже отношение и мнение по определённому вопросу. И вся эта закоренелость мышления настолько непоколебима, что приняла статус закона. "Так и не иначе!" Зачем же тогда мозг, способный к мыслительному процессу придуман и дан нам Свыше? Неужели для того, чтобы им пользоваться механически - без творчества и принятия нестандартных решений в непрерывно меняющейся среде? Нет ни одного мгновения, чтобы не произошла какая-то перемена. Так устроен мир! Зачем же пренебрегать нюансами и напрягаться, вспоминая алгоритмы решения проблемы неизвестно кем, когда и с какой целью выдуманных?

Запусти мыслительный процесс и найдёшь решение! Как всё это пригодилось при боевой операции "Железный поток" в Курском приграничье! 13,5 км газопровода, проложенного во времена СССР - стали безопасной трассой, благодаря чему тысячи жизней людей остались спасёнными, городок Суджи и его пригороды освобождены от оккупантов. А вчера 27 апреля 2025 года и вся Курская область перешла под контроль Российского правительства.

ЛИТЕРАТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС "ЗИМНИЙ САД (ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ)"

В период 1995–1998 гг. в интерьерах офисного назначения города Казань мной были начаты работы по озеленению. Тогда саженцы из категории "Декоративные комнатные растения" брались из Останкинского совхоза декоративного садоводства (г. Москва) и на станции Юных натуралистов в городе Казани. Посадка растений проводилась в садовую землю с добавлением почвенных смесей, песка, керамзита, гравия в зависимости от потребности выращиваемого вида. Декоративные посадочные ёмкости размещались по комнатам и общей экспозиции растений в формате "Зимний сад" не формировалось. На тот момент я имела два диплома о квалификации по специальностям: мастер цветовод-декоратор и специалист биолог ботаник. Благодаря наблюдениям за растениями в посадках, которые по факту являлись экспериментальными, я получила значительный опыт выращивания растений в интерьерах. Не имея посторонних указаний по поводу того, что и как, и куда мне сажать и как за всем этим ухаживать, я апробировала новые методологические подходы к подбору компонентов миниатюрного растительного сообщества внутри одной посадочной ёмкости [1]. С тех пор разнообразие, выращенных мной в интерьерах растений возросло. В июне 2018 года в интерьерах коридорного типа Казанской женской гимназии № 12 им. Ф. Г. Аитовой с углублённым изучением татарского языка были начаты работы по озеленению в формате "Зимний сад [2]. Обучаясь в аспирантуре на кафедре ботаники Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, я выступила в члены Всесоюзного ботанического общества и была вовлечена в образовательный и научно-исследовательский процессы. Тогда мной было разработано учебно-методическое пособие по курсу "Фитодизайн" для студентов биологических специальностей [3].. Тогда же в соавторстве с моим научным руководителем – доцентом кафедры ботаники Валентиной Ивановной Полуяновой появились первые научные публикации о способах взаимодействия человека с растениями, выращиваемыми в интерьерах [4, 5]. На данный момент я имею диплом о квалификации "Кандидат биологических наук по специальностям ботаника и экология растений", я член Русского ботанического общества и я рассуждаю на тему "Зимний сад в женской гимназии – основа эстетического воспитания" в одной из последних научных публикаций [6].

Проект "Зимний сад (женская гимназия)" – это возможность проведения непрерывного многолетнего наблюдения за особенностями роста и развития растений из категории "Комнатные декоративные растения" с учётом разнообразных технологий их выращивания. Фиксирование разных фаз развития растений на фотокамеру – это возможность пополнения фонда флористических фотоизображений с учётом даты того или иного события из жизни конкретного биологического вида. Ограничения по некоторым общепринятым приёмам ухода за растениями в детском учреждении – это возможность поиска альтернативных решений задачи по защите растения новыми способами. Накопление уникального и неповторимого опыта по выращиванию – это возможность присовокупить новое знание в поток информации о познании мира растений и взаимодействия его с человеческим обществом. Обобщение фундаментального научного знания о жизненных формах растений, морфологии, анатомии, физиологии,  популяционной экологии, общей экологии – это возможность разработки модели поведения растения для реализации жизненного потенциала в зависимости от факторов среды, антропогенного воздействия, социальной задачи. Сочинение литературного произведения на основе опыта и научного знания с его незамедлительным размещением вместе с сопроводительной иллюстрацией и автоматически оформленном Свидетельстве об авторском праве на открытых литературных порталах Российского союза писателей (РСП) "Проза.ру" и "Стихи.ру" – это возможность для взаимодействия между учёным-просветителем и читателями из разных возрастных и профессиональных групп. Издание текстов на страницах альманахов от РСП – это возможность для учёного-просветителя подтвердить статус писателя-просветителя и увековечить, изданные тексты в национальных фондах и библиотеках. Объединение всего познавательного материала в литературно-просветительский комплекс на страницах макета книги-альбома, издание тематических книг-альбомов из цикла "Книжная серия для просвещения: от учёного к обществу" в формате издания книги "Печать на заказ – это возможность создания литературно-просветительского комплекса.

Пропаганда нового научного знания, моделей взаимодействия в системе "Общество-Природа", эстетическое и патриотическое воспитание граждан через всевозможные каналы –  цель, к которой я стремлюсь, решая ряд практических задач на пути просвещения.

Задачи: 1) проведение реконструкции поведения растения в пределах видовой модели в зависимости от условий местообитания и способов выращивания; 2) создание иллюстраций по разным фазам развития растения на основе фотодокументов; 3) сочинение прозаических и стихотворных произведений на разнообразные темы (Как развивается растительный организм и как откликается на изменение факторов среды? Какими способами и технологиями выращивания можно добиться реализации жизненного потенциала растительного организма? Купил растение, что делать? ...); 4) формирование литературно-просветительского комплекса на страницах макетов книг и книг-альбомов; 5) издание самиздатом книг-альбомов из цикла "Книжная серия для просвещения: от учёного к обществу" в формате издания книги "Печать на заказ".

В неспокойный период 2022–2025 гг. в стремительном темпе я осваиваю новые каналы на пути просвещения [7–9]. На фронтовых рубежах СВО и Курского приграничья идут ожесточённые бои. Учёный! Ты обязан приложить все усилия на Благо Отечества таким способом, который доступен только тебе, с твоим неповторимым опытом, с осведомлённостью в определённой области знания, с твоим авторитетом. "Кто, если не я?" – так называется вводный рассказ в книге-альбоме для детей и взрослых о мире растений [10, с. 5–7]. В литературно-просветительский комплекс "Зимний сад (женская гимназия)" вошли, изданные в книгах произведения (табл. 1), посвящённые людям и растениям из разных систематических групп (табл. 2), а также активно пополняющийся фонд произведений автора Светлана Федорова-Роблес на портале РСП "Проза.ру"[7].
 

ТАБЛИЦА  1. Библиографический список  произведений из литературно-просветительского комплекса "Зимний сад (женская гимназия)"
__________________________________________

Федорова-Роблес С. Как называется растение? // Детская литература 2024 (Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга четвёртая. С. 212–216.
Федорова С. В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Книга 1. Москва: "Netprint",  2024. 72  с.
Оглавление: 1) Кто, если не я? С. 5–7; 2) Зелёный уголок в женской гимназии.  С. 9–15.; 3) Растения, выращенные мной. Сенполия.  С. 17–19; 4) Растения, выращенные мной. Эпифиллюм. С. 21; 5) Кактус эпифит – эпифиллюм. С.  23; 6) Растения, выращенные мной. Бриофиллюм Дегремона С. 25–27; 7) Растения, выращенные мной. Пеларгония. С.  29–31. 8) Растения, выращенные мной. Аспарагус. С.  33–35;  9) Растения, выращенные мной. Фикус бенджамина. С. (37–39; 10) Растения, выращенные мной. Абутилон. С.  41–43. 11) Растения, выращенные мной. Алоэ. С.  45–47; 12) Растения, выращенные мной. Декабрист. С. 49–51; 13)Растения, выращенные мной. Эухарис. С.  53–55; 14) Растения, выращенные мной. Монстера. С.  57–59; 15) Растения, выращенные мной. Бриофиллюм трубкоцветный. С. 61–63; 16) Растения, выращенные мной. Эпипремнум. С.  65–67; 15) Беспорядок. Почему?  С. 69–71.


ТАБЛИЦА 2. Систематический список растений из литературно-просветительского комплекса "Зимний сад (женская гимназия)"
________________________

1. Семейство Аройдные Araceae: 1.1. Эпипремнум золотистый Epipremnum aureum (Linden & Andr) G.S.Bunting. Синоним: Сциндапсус золотистый; 1.2. Монстера деликатесная  Monstera deliciosa Liebm. Синоним: Монстера лакомая;
2. Семейство Толстянковые Crassulaceae: 2.1. Каланхоэ трубкоцветное Kalanchoe tubiflora (Harv.) Raym.-Hamet. Синоним: Бриофиллюм (Бриофиллум) трубкоцветный; 2.2. Каланхоэ Дегремона Kalanchoe daigremontiana Hamet & H.Perrier. Синоним: Бриофиллюм Дегремона, Бриофиллум Дегремона;
3. Семейство Амариллисовые Amaryllidaceae: 3.1. Урциолина амазонская Urceolina amazonica (Linden ex Planch.) Christenh. ех Byng. Синоним: Эухарис крупноцветковый, Амазонская лилия;
4. Семейство Кактусовые Cactaceae: 4.1. Шлюмбергера Бакли Schlumbergera х buckleyi. Растение гибридного происхождения: Schlumbergera russelliana (Hook.) Britton & Rose х Schlumbergera truncata (Haw.) Moran. Синонимы: Декабрист, Зигокактус усечённый, Рождественский кактус, Кактус благодарения. Шлюмбергера усечённая; 4.2. Эпифиллюм остролепестный Epiphyllum oxypetalum (DC.) Haw. Синонимы: Царица ночи, Филлокактус, Эпифиллум;
5. Семейство Асфоделиевые Asphodelaceae: 5.1. Алоэ древовидное Aloe arborescens Mill.; 5.2. Алоэ дэлета Aloe х delaetii Radl. Растение гибридного происхождения: Aloe ciliaris Haw. x Aloe succotrin Lam.;
6. Семейство: Мальвовые Malvaceae: 6.1. Абутилон гибридный Abutilon х hybridum hort. ex Siebert & Voss. Синоним: Комнатный клён, Канатник гибридный, Китайский фонарик;
7. Семейство Тутовые Moraceae: 7.1. Фикус бенджамина Ficus benjamina L.;
8. Семейство Спаржевые Asparagaceae: 8.1. Спаржа густоцветковая Asparagus densiflorus (Kunth) Jessop. Синонимы: Аспарагус Шпренгера, Аспарагус густоцветковый, Спаржа Шпренгера; 8.2. Спаржа щетинковидная Asparagus setaceus (Kunth) Jessop. Синонимы: Аспарагус щетинковидный, Аспарагус сетчатый, Аспарагус перистый, Аспарагус щетинистый, Аспарагус плюмозус, Аспарагус сетацеус;
9. Семейство Гераниевые Geraniaceae: Пеларгония садовая Pelargonium hortorum L.H.Bailey. Синоним: Герань комнатная;
10. Семейство: Геснериевые Gesneriaceae: 10.1. Стрептокарпус фиалкоцветковый Streptocarpus ionanthus (H.Wendl.) Christenh. Синоним: Сенполия фиалкоцветковая, африканская фиалка, Узамбарская фиалка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Федорова С. В. Методологические подходы к выращиванию миниатюрных растительных сообществ в интерьере // Сохранение биоразнообразия тропических и субтропических растений: мат. II Междунар. науч. конф. (Харьков, 7–10 октября 2013 г.). Харьков: ФЛП Тарасенко В. П., 2013. С. 249–254.
2. Федорова С. В. Методология формирования зимнего сада в интерьере гимназии // Роль ботанических садов в сохранении и обогащении природной и культурной флоры: мат. Всеросс. конф. с междунар. уч., посвящ. 20-летию Ботанического сада СВФУ (Якутск, 12–16 июля 2021 г.). Якутск: Изд-во СВФУ, 2021. С. 191–196.
3. Федорова С. В. Декоративные суккуленты в интерьере: учеб.-метод. разработка по курсу "Фитодизайн". Казань: Изд-во КГУ, 1997. 35 с.
4. Полуянова, В. И., Федорова С. В. Декоративные растения и фитодизайн – структурные элементы системы "Общество-Природа" // Проблемы охраны и рационального использования природных экосистем и биологических ресурсов: мат. Всеросс. науч.-пр. конф., посвящ. 125-летию И. И. Спрыгина (Пенза, 18–20 мая 1998 г.). Пенза: Нива Поволжья, 1998. С. 227–229.
5. Полуянова В. И., Федорова С. В. Растительный мир в системе эстетического воспитания // История, опыт работы и перспективы развития естественно-географического факультета: мат. науч.-пр. конф., посвящ. 80-летию образования ЕГФ КГПУ. Казань: Экоцентр, 1998. Ч. 1. С. 84–85.
6. Федорова С. В. Зимний сад в женской гимназии – основа эстетического воспитания // Систематические и флористические исследования Северной Евразии: мат. III Всеросс. конф. с междунар. уч. к 95-летию со дня рождения проф. А. Г. Еленевского (Москва, 19–21 октября 2023 г.). Москва: Изд-во МПГУ, 2023. С. 366–371.
7. Страница автора Светлана Федорова-Роблес на портале "Проза.ру". URL: http://proza.ru/avtor/svfedorova (дата обращения: 5.03.2024).
8. Федорова С. В. Книжные серии для просвещения: от учёного к обществу // Экологическое краеведение: мат. IV Всеросс. науч.-пр. конф. с междунар. уч. Ишим: Изд-во ИПИ (филиала) ТюмГУ, 2024. С. 140–144.
9. Федорова С. В. По пути просвещения // Экологическая морфология растений: мат. XI Всеросс. конф. с междунар. уч., посвящ. памяти И. Г. и Т. И. Серебряковых (Москва, 24–26 октября 2024 г.).  Москва: Изд-во МПГУ, 2024. С. 466–470.
10. Федорова С. В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 72 с.

Светлана Федорова, 28 апреля, Казань, 2025 г.

ПРИМЕЧАНИЕ. "Здравствуйте, Светлана Владиславовна! Ваша статья ЛИТЕРАТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС "ЗИМНИЙ САД (ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ)"  получила отрицательный отзыв председателя секции и не будет включена в сборник материалов конференции.с С уважением, секретариат организационного комитета В(н)НПК «Вигоровские чтения» (УГЛТУ, Екатеринбург"


Рецензии