Формирование профессиональной личности
Актуальность темы исследования. Формирование профессиональной личности остается насущной проблемой современного человечества. Тема «личностного развития» имеет давнюю историю, обширную литературу, многочисленную методику и практику осуществления. Несмотря на это, до сих пор, в большей степени, образовательная сфера ориентирована на авторитарное и репродуктивное получение знаний, а профессиональная сфера – на воспроизводство необходимых знаний, навыков для получения конкурентного товара (услуги) и прибыли. Тем не менее, назрела необходимость сделать приоритетным формирование профессиональной личности в ее целостности и многогранности проявлений. В связи с этим, теоретическая актуальность исследования обусловлена разработкой целостного представления о профессиональной личности, путях и психологических механизмах ее развития.
Возрастные рамки исследования определены переходным периодом от юности к началу ранней взрослости (18-19 лет – студенты младших курсов вуза) по следующим причинам: 1) основные психологические качества личности данного возраста сформиро-ваны, 2) есть область интересов и сделан профессиональный выбор путем поступления в определенный вуз, 3) есть адаптация от среднего к высшему образованию (ведущий тип деятельности – обучение), 4) планирование и подготовка к профессиональной деятельно-сти и взрослой жизни, 5) расширение круга общения и увлечений (в т. ч. информационно-го через интернет), 6) складывание «Я-концепции» для взрослой жизни,7) основной и наиболее активный контингент данного возраста учится в вузе.
Практическая актуальность исследования связана с формированием профессио-нальной личности у студентов младших курсов вуза. Это реализуется в оптимистическом мировосприятии и восприятии самого себя; в более успешном, творческом и продуктив-ном образовании и приобретении навыков преуспевающего профессионала своего дела; в гармоничном общении; в культурном развитии, в поддержке здорового образа жизни.
Цель исследования – разработать целостную концепцию формирования профес-сиональной личности будущих специалистов технического вуза, проявляющуюся в раз-личных сферах деятельности, и получить ее экспериментально-психологическое подтвер-ждение.
Объект исследования – профессиональная личность будущих специалистов тех-нического вуза.
Предмет исследования – формирование профессиональной личности будущих специалистов технического вуза.
Гипотеза исследования – научное представление о том, что формирование про-фессиональной личности будущих специалистов технического вуза осуществляется цело-стным развитием личностных компонентов (творчество, интеллект, коммуникация, эмо-ции, нравственность). Ведущим ядром личности выступают ее нравственные ценности, а целостным фактором являются смысло-жизненные ценности. Психологический механизм формирования профессиональной личности – система условий, обеспечивающие взаимо-действие нравственных ценностей с другими компонентами личности в процессе деятельности через различные сферы.
Задачи работы.
1. Разработка понятия «профессиональная личность».
2. Анализ структурных компонентов профессиональной личности.
3. Исследование психологического механизма и условий формирования про-фессиональной личности.
4. Определение сфер проявления профессиональной личности.
5. Выявление стадий формирования профессиональной личности.
6. Организация экспериментальных исследований и подтверждение их итогов с позиций формирования профессиональной личности.
Методологическая база исследования – гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Рождерс и др.). В основу методологии исследования положен диалектический метод, основанный на принципах развития, деятельности, единства сознания и психики, объек-тивности, историзма и др. Применяются комплексный подход, принципы, методы (теоретический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирический анализ (беседа, наблюдение, продукты деятельности, ГОСТ компетенций), психолого-диагностический, синтез, сравнение, сопоставление и др.), установки и категории различных наук (философия, социальная философия, психология, социология и др.) в их целостности. В качестве теоретической основы используются идеи и положения о формировании профессиональной личности (В.В. Рыжов, Г.В. Сорокоумова, Оллпорт, Бр. Трейси и др.).
Ключевые понятия: профессиональная личность, структурные компоненты про-фессиональной личности, психологический механизм формирования профессиональной личности, психологические условия формирования профессиональной личности, сферы проявления профессиональной личности, стадии формирования профессиональной личности.
Методы исследования включают в себя:
1) теоретический анализ литературы,
2) эмпирический метод: сочинение студентов «Мои ценности, планы на будущее и их реализация» (авторская методика),
3) психодиагностический метод. В работе использованы методики: диагностика творчества (М. И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б. С. Алишев, JI.A. Волович), интеллекта (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик), коммуникации (Р. В. Овчарова), эмоций (Б.И. Додонов), нравственности (Н.Е. Щуркова). Данные авторские методики являются валидными и на-дежными.
4) формирующий метод: программы «Формирование профессиональной лично-сти»: интеллекта (В.П. Иванова), эмоциональной устойчивости (Агаев Натиг Фарман ог-лы), коммуникативных навыков (Шукурова И.В.), творчества (креативности) (Еремина Л.И., Нагорнов Ю.С., Нагорнова А.Ю.), нравственности (Ахмедова З. Т.); «Успех предсказуем» (Бр. Трейси), игра КВН «Профессиональная личность» (авторская методика),
5) методы количественного (сравнение, эксперимент) и качественного анализа (на-блюдение, беседа, анализ, синтез, гипотеза).
Доказательством достоверности результатов исследования служит надежность проводимых тестов.
Экспериментальная база исследования – Нижегородский государственный тех-нический университет им. Р.Е. Алексеева (автор исследования с 18.09.2014 г. по 2.03.2015 г. - ведущий психолог отдела по воспитательной работе; с 2008 г. по настоящее время - доцент кафедры методологии, истории и философии науки). Выборка - студенты 2-го курса вуза в количестве 34 человек. Сроки исследования – 2014-2016 гг.
Научная новизна исследования.
1. Уточнено содержание понятия «профессиональная личность» (в т.ч. с точки зрения ее источников формирования и сфер проявления).
2. Дан анализ и предложено новое содержание структурных компонентов профессио-нальной личности в их целостности и в аспекте процесса профессионализации будущих специалистов технического вуза.
3. Исследован психологический механизм и условия формирования профессиональ-ной личности (система факторов, обеспечивающих взаимодействие ее структурных ком-понентов в процессе деятельности через различные сферы).
4. Определены сферы проявления профессиональной личности в их целостном взаи-модействии для будущих специалистов технического вуза.
5. Выявлены стадий формирования профессиональной личности с точки зрения пред-мета исследования.
6. Предложены авторские программы формирования профессиональной личности (игра КВН «Профессиональная личность», сочинение студентов «Мои ценности, планы на будущее и их реализация»).
Теоретическая значимость работы заключается в использовании полученных в ходе исследования выводов, идей, положений при разработке проблем психологии личности, психологии развития, возрастной психологии и других наук. Значимость работы определяется важностью результатов исследования для решения проблем человека, его места и роли в современном обществе и определения перспектив (концепций, теорий, парадигм) развития мирового сообщества. В исследовании проанализированы компоненты профессиональной личности у студентов младших курсов вуза, выявлены психологические механизмы и условия его формирования, предложено новое содержание понятия «профессиональная личность».
Практическая значимость работы состоит в использовании полученных резуль-татов в учебно-педагогической деятельности по дисциплинам «психологии личности», «психологии развития», «возрастной психологии» и других, в спецкурсах по проблемам формирования профессиональной личности в жизни общества; в процессах преодоления негативных состояний и тенденций в мировом сообществе; в определении методологии, путей и методов совершенствования социума с учетом личностного фактора и особенно-стей конкретных систем общества в их историческом развитии и на современном этапе. Обучающая программа «Формирование профессиональной личности» может быть ис-пользована на предприятиях различного профиля для молодых специалистов.
Апробация исследования. Автор исследования с 18.09.2014 г. по 2.03.2015 г. - ве-дущий психолог отдела по воспитательной работе; с 2008 г. по настоящее время - доцент кафедры методологии, истории и философии науки НГТУ им. Р.Е. Алексеева (руководи-тель «Психологического факультатива» с 2015 г. по настоящее время). Применение поло-жений работы: игра КВН «Профессиональная личность», сочинение студентов «Мои цен-ности, планы на будущее и их реализация», тесты, формирующие программы, доклады на конференциях различного уровня, методическое пособие, публикации.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 60 наимено-ваний, и приложения. Общий объем работы составляет 110 страниц, в том числе 91 стра-ница основного текста.
Основное содержание работы
В первой главе «Теория профессиональной личности» разрабатывается теоре-тическая модель формирования профессиональной личности будущего специалиста тех-нического вуза, включающая в себя: 1) определение понятия «профессиональная лич-ность», 2) ее структурные компоненты (творчество, интеллект, коммуникация, эмоции, духовность), 3) психологический механизм и условия формирования (семья, сама лич-ность, система образования, общественная среда), 4) проявления профессиональной лич-ности (личное развитие, профессиональное развитие, гармоничные отношения с близки-ми, хозяйственно-бытовая сфера, культурное развитие, здоровый образ жизни), 5) стадии профессионализма.
В первом параграфе – «Определение понятия «профессиональная личность» - анализируются различные подходы к определению данного феномена и уточняется со-держание понятия «профессиональная личность».
Профессиональная личность – это носитель общественных отношений и высших ценностей, активно и ответственно познающий и изменяющий мир; профессионально ставящий цели, планирующий немедленные и регулярные текущие и стратегические действия.
Во втором параграфе – «Структурные компоненты профессиональной лично-сти» - раскрывается содержание профессиональной личности.
Структурные компоненты профессиональной личности – ведущие ценностные элементы в составе профессиональной личности (творчество, интеллект, коммуникация, эмоции, нравственность).
В третьем параграфе – «Психологический механизм и условия формирования профессиональной личности» - представлены процессуальные стороны данного явле-ния.
Психологический механизм формирования профессиональной личности – система условий, обеспечивающие взаимодействие нравственных ценностей с другими компонентами личности в процессе деятельности через различные сферы. Психологические условия формирования профессиональной личности – система факторов, обеспечивающих взаимодействие ее структурных компонентов (семья, сама личность, система образования, общественная среда).
Четвертый параграф – «Сферы проявления профессиональной личности» - посвящен анализу проявлений профессиональной личности.
Сферы проявления профессиональной личности – области реализации профессио-нальной личности (личное и профессиональное развитие, гармоничные отношения, дом, культурное развитие, здоровый образ жизни).
1. Личное развитие (самообразование, знание о человеке; управление собой, време-нем, финансами, эмоциями; АТ – аутогенная тренировка, НЛП – нейролингвистическое программирование; добро, чувство прекрасного, оптимизм, уверенность, творчество, воля, дисциплина).
2. Профессиональное развитие (выбор работы, карьерный рост, финансы и увели-чение доходов, обучение, любимое дело).
3. Гармоничные отношения с близкими (муж, жена, дети, другие родственники), с друзьями, знакомыми, коллегами, конкурентами (мастер общения, ораторское искусство, выбор партнера, идеальная семья, разрешение конфликтов); уважение, психологическая поддержка, коллективизм.
4. Порядок в доме (ведение домашнего хозяйства – пространство счастья).
5. Культурное развитие (хобби, увлечения, интересы; общение, искусство, возмож-ности интернета, путешествия…).
6. Здоровый образ жизни (режим дня: питание, отдых, сон, физкультура-спорт, об-щение с природой).
Пятый параграф – «Стадии формирования профессиональной личности» - раскрывает этапы профессионализации личности.
Стадии формирования профессиональной личности - этапы профессионализма, связанные с возрастным развитием и общим становлением личности.
Итак, профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. Причем существует индивидуальный цикл профессионального развития, имеющий свое психологическое содержание.
Таким образом, теоретическая модель формирования профессиональной лич-ности будущего специалиста технического вуза включает в себя: 1) определение поня-тия «профессиональная личность», 2) ее структурные компоненты (творчество, интеллект, коммуникация, эмоции, духовность), 3) психологический механизм и условия формирования (семья, сама личность, система образования, общественная среда), 4) проявления профессиональной личности (личное развитие, профессиональное развитие, гармоничные отношения с близкими, хозяйственно-бытовая сфера, культурное развитие, здоровый образ жизни), 5) стадии профессионализма.
Во второй главе «Программы формирования профессиональной личности» рассматриваются психологические особенности студентов технических специальностей. Предложены программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, ком-муникативных навыков, творчества (креативности), нравственности и программа «Успех предсказуем». Проведение и результаты эксперимента описывают практическую часть исследования.
В первом параграфе – «Психологические особенности студентов технических специальностей» - показаны особенности будущего специалиста технического вуза.
Психологические особенности студентов технических специальностей отличаются такими качествами как: предприимчивость, коммуникабельность, адаптацией к новым условиям, развитым невербальным интеллектом (конструкторская деятельность, про-странственные представления, формально-логическое и аналитико-синтетическое мыш-ление), высоким уровнем концентрации и переключения внимания, зрительной памятью, высокой скоростью и точностью протекания мышления, низким уровнем эмоционально-сти при общении, критическим отношением к миру. Для студентов технических специ-альностей характерно теоретическое мышление, абстрагирование, обобщение, нестан-дартный подход к проблеме.
Второй параграф – «Программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, творчества (креативности), нравствен-ности» - посвящен описанию применяемых в исследовании формирующих программ.
В работе представлены как формирующий метод программы «Формирование про-фессиональной личности»: интеллекта (В.П. Иванова), эмоциональной устойчивости (Агаев Натиг Фарман оглы), коммуникативных навыков (Шукурова И.В.), творчества (креативности) (Еремина Л.И., Нагорнов Ю.С., Нагорнова А.Ю.), нравственности (Ахме-дова З. Т.).
Третий параграф - «Успех предсказуем» - составлен на основе работы Бр. Трейси (Трейси, Брайан. Постройте свое будущее [Электронный ресурс] / Бр. Трейси. Режим доступа: http://www.koob.ru/tracy/tracy. Дата обращения 17.04.2014). В программе приве-дены основные идеи и выводы из данной работы.
В четвертом параграфе – «Проведение и результаты эксперимента» - описана собственно экспериментальная часть исследования.
Эксперимент проводился на базе НГТУ им. Р.Е. Алексеева в Институте ядерной энергетики и технической физики (студенты 2 курса, дневное отделение) с сентября (1-е тестирование (констатирующий эксперимент) по пяти параметрам, см. приложение) по ноябрь (2-е тестирование, формирующий эксперимент) 2016 г.. Группа 15 САЭ («Атом-ные электростанции», специалитет, 18 человек) – экспериментальная группа (ЭГ), группа 15 МТ («Медицинская техника», бакалавриат, 16 человек) – контрольная группа (КГ). Между 2 и 1 тестированием к гр. ЭГ применены программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, творчества (креативности), нравственности (далее – А); программа формирования «Успех предсказуем» (Б); проведены сочинение «Мои ценности, планы на будущее и их реализация» (В); игра КВН «Профессиональная личность» (Г) (авторские методики).
В рамках эксперимента использовались методы: эмпирический анализ (беседа, на-блюдение (1, 2 этапы исследования), продукты деятельности (проведение и анализ сочи-нения «Мои ценности… »)), психолого-диагностический (проведение тестирования), сравнение (анализ результатов исследования).
В работе использованы методики: диагностика творчества (М. И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б. С. Алишев, JI.A. Волович), интеллекта (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик), ком-муникации (Р. В. Овчарова), эмоций (Б.И. Додонов), нравственности (Н.Е. Щуркова). Их описание дается в приложении.
Процесс практического осуществления исследования состоял из несколько этапов.
1 этап. Информационный (сентябрь 2016 г.). В рамках образовательного процесса (в форме лекций) студенты ЭГ получили информацию по (А, Б, В, Г); были сделаны необходимые объяснения (с использованием наглядности: изображение на доске схем, таблиц, терминов, структуры материала); приведены аргументы и примеры из истории и современности; были получены вопросы, замечания и даны им соответствующие комментарии. Параллельно с 1 этапом проходил следующий этап.
2 этап. Практический (сентябрь – октябрь 2016 г.). На практических занятиях (семинарах), «Психологическом факультативе» (руководитель Багаев А.В. – автор данной ВКР) и в рамках выполнения домашних заданий (в т. ч. СРС - самостоятельная работа студентов) были отработаны (А, Б, В, Г) в виде докладов (А, В) с последующим комментированием и получением вопросов; обсуждения (А, Б, В, Г); в форме выполнения упражнений (индивидуально и коллективно через общение); в виде игры КВН.
Написание сочинения «Мои ценности, планы на будущее и их реализация» в форме домашнего задания является плановым в моем курсе «Философия» (разделы: учение о ценностях, деятельность, творчество, антропология, социальная философия, футурология). Практику предваряет этап 1.
3 этап. Итоговый (ноябрь 2016 г.). К гр. ЭГ, КГ применены тесты 1-5 (см. приложение), обработаны результаты, сделаны выводы и предложены рекомендации для будущих исследований и применения на практике.
Применение программы «Успех предсказуем» (Бр. Трейси) способствует росту профессионализма личности, что отразилось увеличением соответствующих показателей и в качестве содержания сочинений у группы ЭГ.
Анализ содержания сочинений студентов «Мои ценности, планы на будущее и их реализация» показал у ЭГ увеличение показателей сформированности компонент профес-сиональной личности по результатам тестов ЭГ2.
Игра КВН «Профессиональная личность» развивает личностные компоненты (в т. ч. профессиональные) у ЭГ, что отразилось увеличением соответствующих показателей между вторым и первым тестированием.
Общий итог: программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, творчества (креативности), нравственности; программа формирования «Успех предсказуем», указанные сочинение и игра КВН дают у ЭГ увеличение показателей (результаты эксперимента приведены в Таблице 1, стр. 7).
Таблица 1.
Результаты эксперимента
Компоненты лич-ности КГ1 КГ2 КГ2-КГ1 ЭГ1 ЭГ2 ЭГ2-ЭГ1 ЭГ2-КГ2
Интеллект 25,5 28 2,5 26 30 4 2
Эмоциональная устойчивость 942 391
687 10 710 86
913 249 249 193 10 768 687 10
391 492 Рост эмоцио-нальной ус-тойчивости
Нравственность 14 16 2 15 18 3 2
Коммуникативные навыки 0,58 0,62 0,4 0,60 0,72 0,12 0,10
Творчество 0,85 1,1 0,25 0,9 1,5 0,6 0,4
В данной таблице занесены показатели тестирования КГ1, 2 и ЭГ1, 2; произведено сравнение результатов тестирования между КГ2 и КГ1, ЭГ2 и ЭГ1, ЭГ2 и КГ1.
Рекомендации для будущих исследований и применения на практике состоят в сле-дующем. На наш взгляд, перспективы данного исследования заключаются в дальнейшей разработке формирующих программ, применения более совершенных тестов и их системы обработки результатов, добавлении других компонент профессиональной личности (например, мотивационная, волевая), в увеличении выборки (условие репрезентативности), в анализе показателей первых и последних курсов обучения в вузе, в динамике показателей одной группы на протяжении всего периода обучения, а также в исследовании первых лет профессиональной жизни на предприятиях.
Применение на практике (см. практическая значимость во введении) результатов исследования обеспечивается использованием формирующих программ в образовательном процессе (особенно по дисциплинам гуманитарного цикла), в мероприятиях вуза (культурные, патриотические, оздоровительные, научные), в студенческих практиках по специальностям обучения. Организаторами формирования профессиональной личности будущих специалистов технического вуза могут выступать ППС (профессорско-преподавательский состав вуза), ОВР (отдел воспитательной работы), администрация институтов и факультетов, НТБ (научно-техническая библиотека), профсоюзы, представители предприятий и отраслей производства.
Выводы к главе 2. Психологические особенности студентов технических специ-альностей включают в себя: предприимчивость, коммуникабельность, адаптацию к но-вым условиям, развитие невербального интеллекта, низкий уровень эмоциональности при общении, критическое отношение к миру. Предложены программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, творчества (креа-тивности), нравственности, программа «Успех предсказуем», описана организация игры КВН «Профессиональная личность», проанализировано содержание сочинений студентов «Мои ценности, планы на будущее и их реализация». Проведение и результаты эксперимента дают у ЭГ увеличение показателей сформированности компонент профессиональной личности.
В Заключении представлены выводы работы.
Выводами исследования являются ответы на поставленные во введении задачи.
Итак, профессиональная личность – это носитель общественных отношений и высших ценностей, активно и ответственно познающий и изменяющий мир; профессио-нально ставящий цели, планирующий немедленные и регулярные текущие и стратегиче-ские действия.
К структуре профессиональной личности относятся следующие блоки: 1) гносео-логический потенциал (ЗУН, мировоззрение), 2) аксиологический потенциал (ценности, установки, смысложизненные ориентиры, возможность управления жизнью), 3) творче-ский потенциал (интеллект, мотивация, эмоции, воля, Я-концепция), 4) художественный потенциал (развитость «эстетического человека»), 5) коммуникационный потенциал (взаимопонимание и успешность общения), 6) профессиональный потенциал (профпред-почтения, владение «ремеслом»), 7) духовный потенциал (высшие ценности человека). Механизмом формирования профессиональной личности выступает духовность, интегри-рующая все другие компоненты личностного потенциала (творчество, интеллект, комму-никация, эмоции).
Психологический механизм развития профессиональной личности - система факто-ров, условий, обеспечивающих взаимодействие свойств личностного потенциала в раз-личных сферах деятельности. Причем, духовно-нравственный потенциал является психо-логическим механизмом (важнейшим условием) формирования профессиональной лично-сти. К условиям становления профессионализма можно отнести: развитие общих психиче-ских свойств (память, внимание, интеллект), процесс самоопределения (в т. ч. профессио-нальный выбор), профессиональная пригодность, самоактуализация и личностный рост. Психологические условия формирования профессиональной личности: семья, сама лич-ность, система образования, общественная среда.
Сферы проявления профессиональной личности: 1) Личное развитие (самообразо-вание, знание о человеке; управление собой, временем, финансами, эмоциями; АТ – ауто-генная тренировка, НЛП – нейролингвистическое программирование; добро, чувство прекрасного, оптимизм, уверенность, творчество, воля, дисциплина). 2) Профессиональное развитие (выбор работы, карьерный рост, финансы и увеличение доходов, обучение, любимое дело). 3) Гармоничные отношения с близкими (муж, жена, дети, другие родственники), с друзьями, знакомыми, коллегами, конкурентами (мастер общения, ораторское искусство, выбор партнера, идеальная семья, разрешение конфликтов); уважение, психологическая поддержка, коллективизм. 4) Порядок в доме (ведение домашнего хозяйства – пространство счастья). 5) Культурное развитие (хобби, увлечения, интересы; общение, искусство, возможности интернета, путешествия…). 6) Здоровый образ жизни (режим дня: питание, отдых, сон, физкультура-спорт, общение с природой).
Стадии формирования профессиональной личности: оптант, адепт, адаптант, ин-тернал, мастер, авторитет, наставник (по Е. А. Климову).
Программы формирования интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуни-кативных навыков, творчества (креативности), нравственности; формирующая про-грамма «Успех предсказуем», сочинение «Мои ценности, планы на будущее и их реализа-ция»; игра КВН «Профессиональная личность» (авторские методики) повысили уровень профессионализма будущих специалистов технического вуза (по результатам эксперимента).
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: формирование профессио-нальной личности будущих специалистов технического вуза осуществляется целостным развитием личностных компонентов. Ведущим ядром личности выступают ее нравствен-ные ценности, а целостным фактором являются смысло-жизненные ценности.
По теме исследования имеются следующие публикации:
1. Багаев, А.В. Проектирование образовательной деятельности в психологии / А.В. Бага-ев // Социальные и гуманитарные науки: образование и общество: Сборник научных тру-дов VI Международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 25-26 апреля 2015: В 2 т. Т. 2. – Н.Новгород: НФ УРАО, 2015. – С. 101-105. 0,3 п.л.
2. Багаев, А.В. Психологические аспекты организации жизнедеятельности / А.В. Ба-гаев // Российский студент – гражданин, личность, исследователь: Материалы региональ-ной студенческой конференции, Н.Новгород, 26 марта 2015 г., НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Н.Новгород, 2015. С. 133-134. 0,04 п.л.
3. Багаев, А.В. Психологические занятия в вузе: опыт работы и перспективы / А.В. Багаев // Всероссийская научно-методическая конференция «Инновационные технологии в образовательной деятельности». 4 февраля 2015 г. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород: ФГБОУ НГТУ, 2015. – С. 277 – 281. (0,5 п.л.)
4. Багаев, А.В. Психологические условия формирования профессиональной личности / А.В. Багаев // Социальные и гуманитарные науки: образование и общество: Сборник на-учных трудов VII Международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 25-26 апреля 2016: В 2 т. Т. 2. – Н.Новгород: НФ УРАО, 2016. – С. 101-105. 0,3 п.л.
5. Багаев, А.В. Место и роль духовности в экономической жизни общества: автореф. дис…канд. филос. наук: 09.00.11 [Текст] / А.В. Багаев. – Н. Новгород: НГАСУ, 2006. – 35 с.
6. Багаев, А.В. Профессиональная личность как инновация XXI века // Сборник науч-ных трудов. Международная научно-практическая конференция
«Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций» 22 ноября 2016 г. Н. Нов-город: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2016 [Текст] / А.В. Багаев, В.А. Курлакова. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО НГТУ, 2016. 0,22 п.л. (В печати)
7. Багаев, А.В. Современные технологии в науке и профессиональная личность // Сборник научных трудов. Всероссийская научно-практическая конферен-ция «Современные технологии в кораблестроительном и авиационном образовании, науке и производстве», посвященная 100-летию со дня рождения Р.Е. Алексеева. 23-24 ноября 2016 г. [Текст] / А.В. Багаев, Семенова Е.В. - Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2016. 0,2 п.л. (В печати)
8. Багаев, А.В. Глава 9. Профессиональная культура инженера // Философские про-блемы науки и техники: методическое пособие [Текст] / Сост. Маслов В.М., Багаев А.В. и др. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО НГТУ, 2016. 1 п. л.
Свидетельство о публикации №225042801218