Кто познал добро и зло, тому не повезло

Мне ангел песней рай в темнице душной
Когда-то созидал из снов златых;
19 октября 1837 года, В. Кюхельбекер

БхагаватГита Гл.2 38 «Уравняв с пораженьем победу,
С болью - радость, с потерей – добычу,
Начинай свою битву, кшатрий!
И тогда к тебе грех не пристанет.»
...
50 «Равновесие мысли бесстрастной
Злых и добрых деяний не знает,»

Меня всегда интересовал один вопрос: - Почему в библейской истории про изгнание из Рая указывается именно на "Дерево Познания Добра и Зла"?
Объяснения исходящие из того, что изгнание было наказанием за нарушение запрета, мне кажутся не слишком убедительными. Запрет ведь произвольный, почему тогда речь идёт именно о добре и зле?
Если бы дело было только в запрете как таковом, то и порода дерева не важна была бы.
И потом я понял, что само по себе Познание Добра и Зла несовместимо с пребыванием в раю.
И наоборот, там где нет этого "познания", там и рай.

Понятие  о Добре и Зле, Истине и Лжи это просто способ фиксации опыта.  Переживание, ощущение, опыт не может удерживаться сознанием в полном  объёме. Человек вынужден фиксировать пережитое, замещая живое  переживание, знаками описателями. Добро и Зло, Истина и Ложь это и есть  такие метки.

И единственная проблема состоит в  том, что такой способ фиксировать опыт вреден. Он не помогает  адаптироваться. Такой способ не конструктивен, в силу его принципиальной  субъективности и эмоциональности.

До  введения идей добра и зла в обыденное сознание социальная структура и  социальные отношения не имели значимого влияния на личность. Не оценивая  и не страдая, человек подчинялся неизбежному - тем самым, жил в  гармонии с обстоятельствами. Это и было Раем ибо в нём не было Зла.
Хотя  были в жизни людей тех эпох и боль и болезни, смерть и насилие, но они  не были ни добром, ни злом. Их не было в том смысле, который мы  вкладываем в эти понятия.

Но  главное в том, что источником действия была необходимость, а введение в  обиход понятий Добра и Зла оправдывает действия не основанные на  рассудке, эмоционально мотивированные.
Как уже было сказано - Вторая заповедь означает не более чем указание на то, что признавая иллюзии и выдумки за реальность человек получит проблемы
 ( http://proza.ru/2025/04/27/1681 ).
Познание Добра и Зла это и есть акт признания реальности существования иллюзии - Добра и Зла.
А "изгнание из Рая", в этом контексте, это последствие нарушения второй заповеди.

Кстати так-же становится понятно, почему плод этого древа изображают яблоком.
Яблоко - красное, а красный это цвет страсти, желания, алчности.
Познание добра и зла, это акт эмоции, оценки.
Библейская  притча прямо говорит о причине принятия идеи Добра и Зла - «дерево  хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно».
Вожделение, алчность, желание вот источник разрушения гармонии существования личности. Именно по этому я и говорю: - Алчность двигает человечество по пути прогресса из Рая в Ад.


Рецензии
Петр,
Очень интересные рассуждения, которые заставляют о многом задуматься.
Мне кажется, есть некий внутренний нравственный закон и нам хорошо там, где он максимально совпадает с окружающим миром.
Для мне такое место - берег свободы - США...

С уважением,
Павел

Павел Шмелев-Герценштейн   06.05.2025 08:09     Заявить о нарушении
Совпадение "внутреннего нравственного закона" с реальностью, иллюзия.
Внутренние законы разные для разных людей, а реальность одна.
Совпадение внутренних законов для больших общностей людей это просто фактор формирующий общность. Но законы не имеют объективного содержания.

Пётр Чихун   06.05.2025 20:01   Заявить о нарушении
Всё/любое коллективное поведение/взаимодействие формируется в неком сценарии/архетипе.
Не даром сказано, Весь мир театр.
Сходство внутренних законов, это часть сценария неантагонистического/неконфликтного взаимодействия между людьми.
http://proza.ru/2025/04/20/115

Пётр Чихун   06.05.2025 20:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.