В зеркале времён. Часть 1, глава 19

Основано на реальных событиях.

   Новогодние праздники в семье Шелиховых прошли шумно и весело. Однако после катания на санях по замёрзшему Кутуму и игры на ледяной горе, Маша занемогла от простуды. Лиза и Аня, узнав о том, что их подруга заболела, решили навестить её, когда та пойдёт на поправку. Софью Соболевскую, встречавшую Машу в гимназии и общавшуюся с ней, заинтересовало её отсутствие. Подойдя к Лизе, с которой она её  часто видела, Софья узнала причину Машиного исчезновения.
- А вы навещали её? - поинтересовалась Софья.
- Нет, но мы собираемся зайти к ней завтра, - ответила Лиза.
- Мне хотелось бы пойти  вместе с вами. Могу ли я это сделать?
- Почему бы и нет, - без удивления ответила Лиза, поскольку знала о дружеских отношениях между Машей и Софьей.
   На следующий день, после занятий в гимназии Лиза, Аня и Софья, купив пирожных к чаю, отправились к Маше. В доме их встретила Александра и, доложив Маргарите Михайловне о гостях, проводила их в Машину комнату, где она находилась вместе с Алексеем, который читал ей роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Маша, увидев своих подруг, очень обрадовалась их приходу и, представив им своего брата, начала расспрашивать  о гимназических новостях. Алексей, решив похлопотать насчёт чая, вышел из комнаты, а через некоторое время, вернувшись, пригласил всех в гостиную. Когда Маша и её подруги заняли места за чайным столом, Алексей решил покинуть их, но Софья попросила его остаться и составить им компанию. Сначала Алексей не принимал участия в разговоре, но после того, как Софья привлекла его к общей беседе, он, немного раскрепостившись, смог сделать общение более разнообразным. Его рассказы были интересны, а  шутки уместны и удачны. Софья, заметив эрудированность Алексея в области географии и путешествий, старалась поддерживать разговор в этом направлении. Вообще Алексей показался Софье довольно интересным молодым человеком, и она подумала о том, что была бы не прочь продолжить общение с ним. Когда гости собрались уходить, Алексей предложил себя в качестве провожатого, чему Софья была очень даже не против. Проводив Аню и Лизу, Алексей и  Софья направились в сторону её дома, при этом Софья заметила, что Алексей слегка сконфузился, оставшись с ней наедине. Хотя она была старше него, с разницей почти в два года, но глядя на них это было совсем незаметно. Алексей уже  был вполне сформировавшимся юношей, однако он впервые остался с девушкой тет-а-тет, и потому немного смутился. Заметив это, Софья решила проявить инициативу в их разговоре, и при этом  определить степень вероятия их дальнейших взаимоотношений.
- Вы так вдохновенно и занимательно рассказывали о ваших походах по реке под парусом, - начала беседу Софья.
- Да, ведь именно тогда, когда я отправился на парусной лодке в своё первое путешествие, у меня появился интерес к странствиям, - ответил Алексей. - Меня стали привлекать новые, неизведанные мной места, где я мог бы узнать  о них что-то для себя интересное. Помимо семейных речных походов, я также отправлялся с отцом под парусом на рыбопромысловые участки, где он проводил свои комиссионные проверки. Меня, конечно, интересовало само путешествие и всё, что с ним связано, а не экономические дела.
- А вы знаете, я тоже люблю путешествовать, ведь любой поход готовит встречу не только с новыми местами, но и с новыми людьми, - сказала Софья, которая действительно была склонна к путешествиям. - А новые встречи и новое общение расширяют личный кругозор.
- Здесь я с вами очень даже согласен. А в каких для себя  новых и интересных местах бывали вы?
- Пока моё  самое  большое и последнее путешествие, которое у меня было, это  путешествие из Вятки в Астрахань, поскольку я не астраханка. Сюда я приехала жить к своей тёте, после смерти моей мамы. Тогда всё здесь было для меня незнакомо, и мне приходилось самостоятельно осваиваться в ещё непривычных  для меня условиях. Тогда это были новые места, новые знакомства и новое общение.
- Мне очень жаль, что вы лишились своей матушки. Это очень тяжёлая утрата.
- Спасибо за ваше сочувствие. Но, как говорится, время лечит, и я свыклась с тем, что лишилась своей родительницы. Моя тётя относится ко мне хорошо и всё время старается создать для меня атмосферу семейного уюта, за что я ей очень благодарна. Астрахань во многом напоминает мне мою родную Вятку, и поэтому я очень быстро и положительно приняла её, а она приняла меня. Кстати то, что касается вашего интереса к путешествиям, то я могу предложить вам имеющеюся у меня книгу Миклухо-Маклая «Путешествие на берег Маклая».
- За книгу буду вам премного благодарен, - сказал Алексей, заметив при этом, как Софья мило улыбнулась ему в ответ.
Выйдя на Казанскую улицу, они подошли к дому в котором проживала Софья.
- Ну, вот мы и пришли. Подождите, я сейчас вернусь, - сказала она.
Через некоторое время Софья вышла из дома с обещанной книгой.
- Вот возьмите. Как прочтёте, вернёте.
- Конечно, всенепременно верну. До свидания, Софья.
- До свидания, Алексей.
 Проводив взглядом вошедшую в дом Софью, Алексей, взяв извозчика, вернулся домой.
- Что у тебя за книга, - спросила встретившая своего брата Маша.
- Книга о путешествиях. Мне дала её Софья.
- И как тебе она?
- Очень милая и интересная девушка.
- Ну и …
- Что ну и…?
- Очень милая и интересная девушка, ну и…
- Что ты хочешь у меня узнать?
- Какой ты недогадливый.
- Право, не понимаю тебя, - ответил Алексей, хотя сразу смекнул, о чём хотела узнать у него Маша.
- Ну, ладно, не буду назойливой, - ответила она и отправилась  в свою комнату.
Алексей, тоже уединившись, стал просматривать данную ему книгу. Однако образ Софьи предстал пред ним и он, отложив чтение, задумался. Софья действительно понравилась ему, и он чувствовал, что и она была к нему расположена. Ему было понятно, что книга, данная Софьей, является протянутой в его направлении ниточкой, которая может поспособствовать их дальнейшему общению. Продолжив чтение он, через некоторое время, снова отвлёкся от него. Его мысли возвращались к Софье. «А почему бы и нет, - подумал он, - девушка она интересная, причём во всех отношениях, можно и пообщаться». Придя, таким образом, к данному решению, он опять взялся за чтение. Однако  манящий к себе образ Софьи вновь предстал пред ним. Он отложил книгу и ещё раз задумался. Стук в комнатную дверь  отвлёк Алексея от раздумий. Это была Александра, посланная Маргаритой Михайловной пригласить детей к ужину.
  Софья, вернувшись домой, после того, как её проводил Алексей, также начала размышлять о своём новом знакомом и их возможном общении. В процессе своих внутренних рассуждений она, как-то незаметно для себя, занялась сравнением Анатолия Потапова с Алексеем, и в этом сравнении Алексей, на её первый взгляд, показался ей более душевным и сердечным человеком, нежели Анатолий, и это она посчитала очень важным для себя. Проживши в Астрахани уже почти  девять лет, Софья, по сути, не имела друзей, хотя была довольно общительной девушкой. После того, как умерла её матушка, ей стало нахватать глубокого душевного общения. С тех пор она всегда хотела видеть рядом с собой человека, которому она могла бы открыть самые потаённые уголки своей души, и который, в свою очередь, мог бы открыть ей свои тайные мысли и чувства. Встретив Алексея, Софье вдруг показалось, что её  тайные желания вполне могут сбыться. Что же касается Маши, то Софья, хотя и стала считать её своей младшей подругой, но однако в общении с ней была пока сдержанной.
  Алексей, прочтя книгу, данную ему Софьей, решил вернуть её владелице. Когда он подумал об этом, то перед ним предстало два варианта, через которые можно было это осуществить. Первый вариант предполагал вернуть данную книгу через Машу. Однако этот способ  указал бы Софье на его нежелание продолжить общение. Второй вариант нёс в себе возможность  личного свидания, которое показывало бы готовность на сближение. Алексей, решившийся на поддержание взаимоотношений с Софьей, выбрал второй вариант. Назначить встречу он мог, опять же, только через Машу, которая могла бы, впрочем, что-то и посоветовать в этом отношении, а также передать  его письменное послание Софье. Решившись на задуманное он, после завтрака, обратился к Маше.
- Я хотел бы вернуть книгу Софье.
- Нет ничего проще, давай я передам её ей, - ответила Маша.
- Нет, мне хотелось бы отдать эту книгу ей лично, а для этого не могла бы ты передать Софье мою записку.
- Ты хочешь назначить ей свидание? - с улыбкой спросила Маша.
- Я хочу лично поблагодарить её за проявленную ей любезность.
- Мне хотелось бы посоветовать тебе назначить ей встречу в «Шарлау». На улице холодно, а там уютно и тепло, ну и чашечка кофе всегда расположит к доброй беседе.
- Хорошо, - ответил Алексей, - сейчас я напишу ей записку, а ты передашь её ей.
- Передам.
- Однако я слышал, как наши родители говорили о том, что хозяин «Шарлау», являясь немецким поданным, открыто радуется военным поражения России, и на которого легла тень немецкого шпионажа. К тому же теперь вообще считается зазорным всё, что относится к Германии.
- Я не обращаю внимания на подобные вещи. И поскольку я знаю, данная кофейня работает также, как всегда. Люди продолжают туда ходить невзирая на всякие там истории.
  После ухода Маши в гимназию, Алексей, в ожидании ответа, стал чувствовать себя немного взволнованно, поскольку это была первая в его жизни  назначаемая девушке встреча. Своё волнение он старался всячески развеять, однако это у него не особо получалось. Только к обеду он смог обрести в себе самообладание и успокоиться. Однако после возвращения Маши из гимназии, исчезнувшее у Алексея волнение  вновь обрело силу. Маша же, раздевшись, прямо с порога, подошла к ожидавшему её брату и передала ему ответ Софьи. Алексей, не раскрывая записки, спросил у Маши о том, как Софья отреагировала на его приглашение встретиться с ней.
- Читая твою une note она мило улыбалась, а это был хороший знак.
Алексей, развернув записку, прочёл следующее - «Здравствуйте Алексей! Я приду сегодня в «Шарлау» для встречи с Вами в 15.00. Софья».
- Спасибо тебе Маша за участие.
- Всегда к вашим услугам, - почтительно ответила Маша.
Вообще, в среде гимназисток, передавать подобные записки считалось делом благородным, и поэтому Маша была очень довольна своей ролью в выстраивающихся отношениях между её братом и старшей подругой. Когда же Алексей начал собираться на встречу с Софьей, Маша приняла активное участие в его сборах. Её советы, относительно его костюма, Алексей воспринимал с благодарностью. И вот, когда он был готов к выходу, Маша ещё раз рассмотрела его со всех сторон. Оценив внешний вид своего брата положительно, она, провожая его, пожелала ему удачи. Маргарита Михайловна прознав от Маши то, что Алексей отправился на свидание с девушкой, улыбнулась и подумала о том, как быстро летит время.  «Вроде бы совсем недавно  ему пели колыбельные песни, - размышляла она, -  и вот уже это повзрослевший юноша, начинающий делать свои первые шаги к самостоятельной жизни».   
   Алексей пришёл в  «Шарлау» раньше Софьи и, заняв столик, стал ожидать её. Он, как и прежде, был немного взволнован, и пока не знал о чём они будут беседовать, но при этом он решил вести себя естественно, поскольку не любил выставлять себя на показ. И вот в назначенное время появилась Софья, которая не заставила ждать себя. Алексей, соблюдая этикет приличия, встал со своего места, поздоровался, и в качестве приглашения отодвинул предназначенный для неё стул от столика. Софья, лёгким поклоном головы, поблагодарила его и заняла своё место; Алексей, заказав кофе и десерт к нему, сел напротив неё.
- Мне хотелось бы вернуть вам вашу книгу, которая была увлекательна и интересна  для меня, - начал беседу Алексей.
- Я очень рада тому, что смогла быть вам полезной, - ответила Софья.
- Меня, конечно, привлекают путешествия и всё, что с ними связано, однако помимо этого меня, также, интересуют вопросы личного развития через самопознание. Относительно этого у меня есть некоторые суждения, которые я отразил на бумаге. Если у вас будет желание, то я смог бы дать вам свои заметки написанные по этому поводу, а вы в свою очередь поделились бы своим впечатлением о прочитанном.
- Конечно, мне было бы очень интересно знать вашу точку зрения по затронутому вами  предмету, который, впрочем, меня тоже интересует.
- Значит договорились.
- А вы учитесь где-нибудь?
- Я получил среднее домашнее образование, а дальше уже стал заниматься самообразованием. Я считаю, что учебные заведения, работая по выработанной образовательной программе, заставляют ученика думать именно в рамках этой программы, что, по моему разумению, некоторым образом, сковывает познающего. А когда познавательный процесс проходит свободно, то и радиус познания расширяется, а интерес увеличивается.  К тому же при самообразовании и самопознании всегда складывается своё видение мира, а ни чьё-то чужое.
«Этот молодой человек, - подумала Софья, - мне нравиться всё больше, а общение с ним становится всё интересней».
- Знаете Алексей, у нас начинают вырисовываться схожие взгляды, - без малейшего лукавства сказала Софья. - Мне кажется, что мы имеем много общего, и я, честно говоря, очень хотела бы, чтобы оно так и было.
- Да, всё это было бы очень замечательно.
Софья, взглянув на Алексея, радушно улыбнулась, а он в ответ улыбнулся ей. И эти искренние улыбки положили начало их взаимной привязанности друг к другу, что каждый из них смог почувствовать. Через некоторое время, выходя из кофейной, Алексей предложил Софье заглянуть  к нему, чтобы  лично вручить ей свою тетрадь с записями. Получив, таким образом, обещанное, Софья, в сопровождении Алексея, отправилась домой. Возле её дома,  договорившись о новой встрече, они расстались с появившемся чувством душевного тепла и сердечности.
   Вечером того же дня Софья взяла тетрадь Алексея и с интересом стала ознакомляться с ней. Прочитав её несколько раз, она отметила в своём дневнике - «Записи Алексея произвели на меня очень большое впечатление, так как его суждения ко мне очень и очень относятся. Все мысли высказанные им, вполне сходятся с моими, только мои мысли расположены гораздо беспорядочнее, и я не смогла бы так ясно изложить их. Некоторые вещи, описанные в его тетради я узнала на опыте уже давно, а некоторые, как например то, что в других недостатки гораздо легче замечать, нежели в самом себе - узнала сравнительно недавно. Также Алексей находит, что самопознание вещь довольно трудная, а по-моему, так нет, лично мне гораздо легче «познать самое себя», чем других, так как себя я «вижу» постоянно; свои мысли, желания и стремления я прекрасно знаю, а чужие — нет, так как не всякий высказывает их. Алексей пишет о том, что иногда, когда человек заглянет в самого себя и обнаружит там много  отрицательных черт,  относительно идеала человека, то он может испугаться и не смотреть туда больше, а заняться чем угодно, лишь бы отогнать от себя мысль о самопознании. Но по-моему такое возможно только у слабых людей, у меня же, например, совсем наоборот, если я вижу в себе что-то противное моему идеалу, это возбуждает во мне желание как можно скорее избавиться от этого, что бы стать ближе к идеалу, к цели. И чем сильнее у меня это желание, тем старательнее и энергичнее я принимаюсь за дело. Себя я теперь знаю хорошо - всё знаю: и свои качества, и свои недостатки, которых гораздо больше, и свой характер. Я очень рада, что встретила Алексея, ибо я считаю, что мы близкие по духу люди, и поэтому наши с ним отношения надо ценить и беречь».


Рецензии