Всё бывает однажды

ГЛАВА IX. ПЕРЕЕЗД

Время на дорогу в Монсеррат, занявшую два часа, а потом и на дорогу в Барселону пролетело очень быстро. Александра бесконечно задавала вопросы, а Этьен охотно отвечал…
Когда Этьен проводил Александру до ее номера в отеле, произошла небольшая заминка. «Знаешь, - сказал он, - я бы очень хотел проводить с тобой больше времени. И у меня есть к тебе предложение. Если ты откажешься, я пойму. Переезжай ко мне». Александра от неожиданности закашлялась. «Тебе понравится», - добавил он. И Александра согласилась: она просто не могла не согласиться.
На следующий день она переехала. И Этьен был прав: более необычного, даже экзотического места для проживания она не могла себе представить. Во-первых, она поняла, почему они с Этьеном дважды случайно встретились в тапасной: его квартира была буквально в трех минутах ходьбы от нее. Во-вторых, это был готический квартал, а следовательно, дом был очень старый, видавший разные времена и события. И в-третьих, одна из стен его примыкала к внутреннему дворику музея Пикассо! Восторгам её не было конца, и это очень умиляло Этьена.
Выйдя на крошечный балкончик, ширина которого была не более чем полторы ступни, Александра увидела две улицы, одна из которых под прямым углом к другой пересекалась с той, которая выходила на знаменитую Монткаду, где были и музей Пикассо, и та самая тапасная, которая связала судьбы Александры и Этьена. Александре казалось, что она попала в другое время, в эпоху позднего Средневековья или, возможно, на съёмочную площадку, где всё вокруг – это декорации для фильма, а она играет в нем роль человека, попавшего сюда из будущего.
Этьен с удовольствием наблюдал за Александрой – за её эмоциями, редкими восклицаниями, её движениями. Ему все нравилось в ней. И она его женщина! И это так вдруг, так неожиданно Господь наградил его таким счастьем!  Он подошел к ней и обнял: «Нравится?» Она кивнула. На столе уже дымился кофе, а в вазочке были кусочки туррона.
Александра поинтересовалась, давно ли эта квартира принадлежит ему. Оказалось, что она была в собственности еще у его далеких предков. Конечно, он не знал всех своих прародителей, но его отец, дед, прадед и прапрадед были владельцами этого жилища, и свидетельством этому были несколько документов и фотографий, на одной из которых был его отец в компании с Пикассо у входа в его музей. Его отец, как и дед, и прадед, были художниками и архитекторами, как об этом уже говорил Этьен. А еще Этьен сказал, что, наверное, он переедет в другое место, так как здесь негде парковать автомобиль. «А эта квартира?» - спросила Александра с тревогой. «Буду сдавать её туристам», - улыбнулся он.
Этьен старался как можно больше времени проводить с Александрой, но все же ему приходилось ездить на работу. И тогда она предпринимала вылазки в Готический квартал. На сегодня был намечен новый маршрут к музею Пикассо, чтобы убедиться, что прохода к внутреннему дворику со стороны улицы нет.  Впоследствии она узнала, что многие здания в Барселоне были построены таким образом, что, соединяясь, они создавали впечатление монолита, но внутри часто были те самые дворики, которые придавали зданиям таинственность. Впоследствии она нашла этому подтверждение, изучая кварталы старого города. Например, в одной из стен старого города Александра увидела круглое отверстие, забитое деревянной заглушкой. Как она узнала потом, в старой Испании существовала практика «колеса для подкидышей», когда в стене дома или монастыря было отверстие, похожее на вращающуюся дверь. Матери, желающие избавиться от нежданного ребёнка, не причинив ему вреда и сохранив жизнь, клали его в это отверстие, а потом звонили в колокольчик и исчезали. Таким образом, не имея возможности вырастить ребёнка, они спасали ему жизнь, отдавая его на воспитание монашенкам. Такое «колесо» в Барселоне было, например, в районе Раваль и на улице Ramellers. Подобные устройства были гуманным способом избавиться от нежеланного ребёнка и использовались не только в Испании, но и повсеместно в старой Европе и даже в Америке вплоть до первой трети двадцатого века.

…Барселона поражала сразу, на каждом шагу, и прежде всего своей оживлённостью, громкоголосой толпой, какой-то постоянной праздничностью и приветливостью. Александра любила ходить одна, изучая окрестности и наблюдая за жизнью города. Это давало ей возможность сосредоточиться на малейших особенностях города, ничего не пропустить. А потом записать в свою тетрадь…

«Общение у разных народов имеет свою специфику: люди по-разному говорят друг с другом, по-разному приветствуют друг друга, прощаются, выражая при этом свои, свойственные только данному народу эмоции. Поэтому я всегда не просто хожу по улицам Барселоны, а наблюдаю за людьми, прислушиваюсь и присматриваюсь. Встречи барселонцев на улице радостно поражают: обязательное двукратное целование и выражение бурного восторга, и, как кажется, абсолютно искреннего. Они как будто бы каждый раз подтверждают: мы с тобой одной крови! Говорят громко, без остановки, словно хотят решить сразу все проблемы мира.
Но иногда жизнь делает какие-то неожиданные повороты, как будто специально предоставляя тебе то, что ты искала. Однажды, прогуливаясь по одной из центральных улиц, я оказалась невольным свидетелем совершенно другой ситуации общения, которая, честно говоря, поразила меня. Надо сказать, что в Барселоне очень много нищих. Не берусь рассуждать о причинах этого явления, хотя, скорее всего, это следствие кризиса, когда без работы осталась четверть населения Испании. Так вот что я увидела. К хорошо одетой женщине на улице подошла нищенка с протянутой рукой. Что бы сделали вы? Как я думала раньше, результат вполне ожидаем. В лучшем случае, порывшись в кармане, протянули бы монетку, стараясь не прикоснуться к ней рукой: наверняка грязная. В худшем – прошли бы мимо, отвернув голову: много их тут ходит, всем не подашь! Но произошло нечто для меня неожиданное: женщина остановилась и стала беседовать с нищенкой так, будто эта была встреча двух знакомых людей. О чем они говорили? Может быть, женщина хотела понять, какая беда случилась с нищенкой? Может, хотела поддержать ее? Жаль, но этого я не узнаю».

(Продолжение следует)


Рецензии