Конец Вечности. Критический разбор

Для 1955 года – неплохая книга в жанре антинаучной фантастики с элементами антиутопии. Наверное, это лучшее произведение Азимова.

Антиутопическая составляющая романа сконструирована по всем законам жанра.
Светлейшие умы создали нечто вроде идеального мира, но нашелся один отступник, который взял и всё испортил.

В данном случае члены сверхорганизации под названием Вечность производят изменения в прошлом для усовершенствования настоящего. Всё идет, как по маслу, пока в Вечности не появляется уроженец 95-го столетия Эндрю Харлан…

В романе используется широко известный библейский мотив – история об изгнании из рая. Человек живет в оптимальном пространстве, но его встреча с женщиной нарушает замечательный ход событий. Андрю Хардан встречает Нойс.

Можно заметить, что этот ход достаточно распространен в жанре антиутопии. Гай Монтэг встречает Клариссу в «541 градус по Фаренгейту». В романе «Мы» главный герой, вроде, тоже пересекается с представителем женского гендера. Кажется, Уильям Смит тоже встает на кривую дорожку сомнений после встречи с Джулией…
В «Конце Вечности» Азимов поднимает и околоофилософические проблемы, которые можно было бы описать такими ситуациями, в которых Наблюдатель может быть не более, чем объектом наблюдения Сверхнаблюдаетля, Манипулятор - лишь объектом манипуляций Сверхманипулятора и так далее. Выражаясь более доступным широкому кругу читателей языком: на всякую хитрую гайку найдется болт с резьбой.

Данное произведение, конечно же, должно быть в школьной программе по литературе.
Почему этот роман следует изучать в школе? В романе реально всего четыре персонажа:

техник Эндрю Харлан;

возлюбленная Харлана - Нойс Ламбент;

старший вычислитель Лабан Твиссел;

вычислитель Гобби Финжи.

Упоминается еще ключевая фигура в создании Вечности Купер, но он не особо активничает в ходе повествования.

Ученикам будет легко усвоить персонажи и их характеристики.

Произведение не богато перипетиями. Зато нашпиговано околовилософскими рассуждениями, взывающими к мыслительной и духовной деятельности читателя. То есть, здесь есть где развернуться преподавателям литературы и составителям учебников.

Например, перед учениками можно поставить вопрос: насколько хороши или насколько оправданы попытки усовершенствования настоящего за счет изменения прошлого. Несмотря на то, что в арсенале современного человечества нет машины времени, влияние на современность и будущее посредством изменения представлений о прошлом давно прочно вошли в политические практики.

Но пока Азимов с этим романом в школьную программу не попал. Очевидно, у него – плохая раскрутка. По той же причине, надо полагать, гуси из нобелевского комитета решили не давать Азимову свою главную в мире премию. С другой стороны, если раздавать премии литературным гениям, то что же останется на долю усердных долгописателей, идеологически правильных публицистов и поэтов-песенников.


Рецензии