Глава 10. Юра
Только разулась и сняла с себя верхнюю одежду в прихожей, как навстречу выбежала маленькая дочь.
"Мама, тебе вчера письмо пришло, тетенька принесла, как только ты на работу ушла",- радуясь приходу матери защебетала семилетняя Ниночка.
Маруся поцеловала девочку и шагнула в комнату. Пятилетний Лёва не спал, он сидел на кровати, поджав ноги, и перебирал гильзы от патронов.
Такие игрушки теперь были почти у каждого мальчишки.
"Давно проснулись?"-спросила Маруся.
"Я давно",- сказала Ниночка,- "А Лёву я разбудила, мне было скучно и страшно."
" Гле письмо? Оно от папы?"- с волнением спросила Маруся дочку.
"Не знаю. Валя с Юрой вчера прочитали, а мне не дали, а рано утром убежали и письмо унесли с собой. Мне сказали за Лёвой смотреть, а я тоже могу читать, а они не дали,"- жаловалась Ниночка на старших сестру и брата.
У Маруси защемило сердце. Хлопнула входная дверь и в коридоре появилась старшая дочь. Она была сильно взволнована, казалось, что ей пришлось пробежать приличное расстояние.
С опухшими от слёз глазами, она протянула матери конверт и осела на пол.
Это была похоронка на отца. У Маруси перехватило дыхание.
Валя не плакала, тяжело дыша, бормотала она что -то несвязное, непонятное и страшное: "Он меня не слушает... он сейчас уедет на фронт... он сказал, что будет мстить ..."
Маруся за мгновение поняла всё: муж погиб, а сын ...
"Где Юра?",- тормошила Маруся старшую дочь. Ниночка стояла в стороне и с ужасом смотрела на всё происходящее, а маленький Лёва вдруг разразился громким испуганным плачем.
"Валентина, где Юра?"- повторяла Маруся вновь и вновь встряхивая девушку, а та, глотая слезы, не могла вымолвить ни слова.
Наконец, она прошептала, широко открыв глаза, и обращаясь не к маме, а к кому то, кто может дать силы, защитить и помочь: "Он же такой добрый, он не сумеет выжить, он и убить никого не сможет... "
Маруся перестала трясти дочь, на мгновенье вся жизнь промчалась у нее перед глазами, и муж с девочками и её мальчишки Лёва и Юра. Захотелось закричать, завыть...
Но нужно бежать. Юра, её любимый мальчик, добрый, надёжный, ещё совсем юный, ему всего 15...
Ой, Беда!!! Она выскочила из дома, она бежала по направлению к военкомату.
У дверей толпился народ, никто не мог ответить, где её мальчик, каждый пришел сюда с одной целью - попасть на фронт и бить врага. Людской поток был нескончаемым, кто-то отмечался и уходил, кто-то ждал в сторонке отправки в часть.
Вдруг знакомый парнишка окликнул её: "Тётя Маруся, вы Юрку ищите? Он давно здесь был, а потом они на вокзал уехали на грузовике, ну все те, кого взяли, наверное, уже на фронт едут. Мы с Юркой в справках год рождения исправили. А меня не взяли, я ростом не вышел, не поверили, что мне 16, ещё и за враньё попало. Сказали, придёшь через год. А через год уже немцев победят, а я так за батю и брата им не отомщу. "
Не подлежащие первоочередному призыву трудоспособные мужчины от 16 до 50 лет проходили обязательное военное обучение (110 учебных часов) без отрыва от основной деятельности — всевобуч, чтобы при надобности стать стрелками в отрядах военного ополчения; всего было подготовлено 135,2 тысячи человек. Также работали группы специального обучения, готовившие резервных снайперов, радистов, телефонистов, шофёров и истребителей танков; всего подготовлено 47,5 тысячи человек.
Всего за годы войны в области обучились военному делу 182,6 тысячи мужчин. Многие из ополченцев после подготовки уходили на фронт добровольцами. Также работали курсы медсестёр для студенток.
По сведениям Ярославского областного военкомата, за годы войны из Ярославской области было призвано 480 тысяч человек (мужчин; по другому источнику — 473 тысячи), в том числе 10 тысяч офицеров, 348 тысяч человек рядового состава, 122 тысячи лиц 1922—1927 годов рождения. То есть всего в боях Великой Отечественной войны участвовало около 550 тысяч жителей области, призванных военкоматами.
Помимо общей мобилизации шли целевые призывы от партии — 16 тысяч человек — и комсомола — 10 тысяч юношей и 15 тысяч девушек. Всего из Ярославской области на фронт было направлено 26 тысяч женщин. С войны не вернулось более 200 тысяч жителей Ярославской области.
(Из открытого источника. Яркипедия)
Дорога до вокзала около километра, Марусе в тот день она показалась вечностью. Она не успела. Где-то вдали растаял солдатский эшелон. Провожающие потихоньку расходились.
Еще несколько минут назад, здесь кипела жизнь, играла гармонь, девчонки обнимали ребят и робко целовали их на прощанье, матери, со слезами на глазах, до последней минуты сдерживали рыдания.
И вот эшелон ушел. Пискнула где-то гармошка, её хозяин уехал в вагоне, а она осталась на попечении младшего брата. Ему лет десять на вид, он тащил её из последних сил и ни за что не отдавал взрослым, которые старались ему помочь. Прошла старушка в черном. Маруся с трудом узнала в ней ровесницу. Сегодня она проводила второго сына. На мужа и старшего сына друг за другом пришли похоронки.
Мальчишки уходили на войну. Многим не суждено было вернуться обратно.
Фото из свободного доступа.
А на опустевшем перроне плакали женщины: жены, матери, сестры, дочери.
В тот страшный холодный день 1942 года на перроне опустевшего вокзала долго плакала Маруся. Где-то далеко, в окружении таких же мальчишек, ехал в это время на фронт её мальчик, её Юрочка.
Ехал, чтобы пропасть без вести для своих близких на всю их оставшуюся жизнь.
Он больше никогда не вернётся назад и нить, связывающая его с Родиной, оборвётся навсегда...
Свидетельство о публикации №225042800545