Дети дрянными взросли - горести в дом вползли

Славные дети – отрада,
скверные – невзгода.
Хамзат Фаргиев

Будучи студентом заочного отделения истфака Чечено-Ингушского университета в г. Грозном, я всегда доставал отца и мать (да будет благословен милостью Господней их уход в мир иной!), родичей, друзей и любого, кто подворачивался мне «под горячую руку», прося рассказать ингушские сказки, мифы, притчи, анекдоты, народные песни, пословицы и поговорки. В ту счастливую пору, канувшую в пучину времени, мой отец - Ахмед Сардулович, и поведал мне мудрую, назидательную притчу, которую я, работая преподавателем истории, впоследствии рассказывал всем поколениям своих учеников, бывало даже использовал её в качестве пожелания на разных посиделках. Ну, что же, пора сей притче выйти на арену публичных «смотрин» и восприятия душой и сердцем.

Некогда - в стародавние времена, по борозде жизни тянул свои годы один очень благородный и почитаемый Мужчина, которого звали Бохтар. К концу своего славного жизненного срока Бохтар остался без жены, которую он, будучи наедине с ней, величал Души Отрадой и Сердца Усладой. Она отошла к Творцу, и он жил с тремя сыновьями. Но после смерти жены «век» его оказался совсем недолог. Беспощадное время в одеяниях старости зажало его в тиски безысходности, неизлечимая хвороба обессилила его тело, лишив жизненной энергии и измотав душу. И настал срок, когда его душа, отделившись от плоти, почила сном Вечности и отошла навек к своему Создателю…

Спустя какое-то время после смерти Бохтара по кладбищу, полностью погрузясь в думы печали – воспоминания, о родных, близких и друзьях, шел самый преданный и наиболее близкий друг Бохтара Мухтар. Он, подойдя к могиле друга, положил руку на надмогильную стелу и надолго застыл, всем существом охваченный воспоминаниями и светлой печалью о нем, навеки вечные отошедшем в Вечность. Также Мухтар прочитал молитву, чтоб пребывание Бохтара в Вечности имело благословение от Господа.

Наконец, собравшись уйти, Мухтар сказал, обращаясь к другу, такие задушевные и в то же время горестные слова: «Мой славный друг Бохтар, при жизни ты был весьма почитаем в народе, твоя вера в Господа была искренна и крепка, как дамасская сталь, разум ты имел мыслящий, а не чужие бредни безмозгло бубнящий. К тому ж душой ты был милосерден, сердцем отважен и нравом благороден. Но потомство у тебя выросло глупым и поганым. Потому все люди его величают дурным, порченным потомством.

Сетования Мухтара случайно услышала сноха Бохтара, оказавшая неподалёку от могилы своего свёкра. Не имеющая разума и такта, чтоб скрыть неприглядное и плохое, а превознести благородное и хорошее, она, что есть мочи, понеслась в село и поведала мужу: «Ты знаешь, Мухтар – друг вашего отца, на его могиле жаловался ему, что вы его сыновья – никчемные потомки…» Ингушская народная мудрость гласит: «У доносчика язык отравлен змеиным ядом». Другая ингушская пословица ясно показывает к каким последствиям может привести коварное слово доносчика: «Если к стогу с сухим сеном тлеющий уголёк швырнуть, оно вспыхнет». Именно это последствие и сотворила глупая сноха, лишенная разума, т.е. способности различения добра и зла, истины и лжи, не имеющая ни такта, ни благородства. И как итог всего этого нравственного и умственного негатива, ее сознание было погружено в глубокую спячку, потому что неимение разума - душе - тюрьма. 

Старший сын, прознав о том, что Мухтар жаловался (!) Бохтару на братьев, был в ярости. Он призвал двух младших своих братьев и они – (!) из-за пустоголовья, впавшие в гнев, увешавшись оружием, вскочили на коней и поскакали к кладбищу. Мухтара они перехватили на выходе из него. Картина, представшая его взору, была весьма страшна: трое верзил при оружии, с телесами, как у бугаев; с головами - шарами, кои по размеру были с хорошую тыкву; с красными глазами навыкате, трясущимися руками и губами, дрожащими от возмущения.

Старший брат грозно воззрился на старика и спросил его: «Ты жаловался нашему отцу Бохтару, говоря ему, что мы дрянные, никчемные потомки?» Мухтар, осознав, что ему никак не удастся противостоять этой непроходимо тупой и грубой силе, сказал: «Да, случилась со мной такая оказия. Уж вы не обессудьте». - «Сейчас ты пойдешь с нами к могиле отца и (!) скажешь ему, что мы хорошие сыновья…»

Скоро они подошли к могиле Бохтара и встали вкруг нее, а Мухтар, как и прежде, положив руку на надмогильную стелу, печально сказал: «Мой благородный и славный друг Бохтар, все то, что я тебе говорил чуть ранее, было простым хабаром». Потом он развел руки, указывая на братьев, и с печалью в голосе произнес: «Ну, а сейчас ты и сам видишь их во всей красе и… цене».

Этим пассажем Мухтара мой отец завершил притчу, а затем выдал заключение о глупых братьях, которые могут обрести в жизни только худо, а не добро. Он сделал свой вывод, основываясь на ингушской народной мудрости, назидательно провозгласившей: «Гордец, шествующий, (!) задрав кверху рожу, споткнувшись, угодит в грязи лужу…»
 
Однако это еще не конец, потому что с этой притчей у меня тесно связана быль, имевшая место 36 лет назад – в 1989 г., когда будущему Первому Герою РФ Сулумбеку Осканову было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. Через 20 месяцев – 7-го февраля 1992 г., Сулумбек погиб, как отважный витязь, отводя свой падающий истребитель от посёлка Хворостянка Добринского района Липецкой области. Самолёт упал в 50 метрах от него, но никто из жителей не пострадал. Так, он ценой собственной жизни, спас от неминуемой гибели множество людей из этого посёлка и был удостоен за этот подвиг звания Первого Героя России посмертно.

Но нам пора вернуться к торжеству по случаю присвоения ему звания генерала. Оно прошло в Ингушетии в с. Плиево, куда было созвано множество гостей, среди них был и олимпийский чемпион 1998 г., мой товарищ Исраил Арсамаков и многократный чемпион мира, Европы и Кубка мира, чеченский борец Салман Хасимиков. Мы все трое устроились рядом в конце стола... у дверей. Во главе же него вальяжно раскинули свои откормленные телеса два маститых царька местного розлива – служителей не народа, а КПСС-ной дьявольщины и своей мошны. Именно в этом качестве они и были прекрасно известны в Ингушетии. Их имена оставим в тени: Всевышний им судья, а не я…*

Итак, эти два главнюка верховодили за тем столом и поочередно преподносили столу, селу и миру «бесценные» сведения о том, что они были и есмь (!) блистательные и благородные служаки ингушского народа, принесшие ему столько добра, что у меня аж дух «захватывало» от «пиетета» к ним. Но другие сотрапезники, как и я, прекрасно ведали, что они истово и самозабвенно прислуживали только партийной дьявольщине, рьяно служа и своей мошне. Поэтому всем обрыдло слушать их хвастливый трёп. Хвала Аллаху, наконец-то, настал мой черед остудить их трепотню и произнести величальный тост в честь С. Осканова.

«Оседлав» свою рюмашку, я поведал притчу о Бохтаре. Дойдя до сцены, когда Мухтар, разведя руки, вынес горестный «приговор» по поводу истинной сути сыновей Бохтара, поставил рюмку на стол. После кратенькой паузы окинул изучающим взглядом сотрапезников, а затем уж, пристально глядя в глаза шишек – рвачей из властвующего быдла, развел руки именно в их сторону и повторил заключительные слова Мухтара: «Мой благородный и славный друг Бохтар, все то, что я тебе говорил чуть ранее, было простым хабаром. Ну, а сейчас ты сам видишь своих сыновей во всей красе и… цене».

 Затем, исходя из идеи и содержания этой притчи, я произнес тост – пожелание: «Да убережет нас Милосердный и Всемилостивый Аллах от дрянных детей – потомков! Ведь, как гласит ингушская пословица, “Мужчина с потомством поганым - это сокол с гнездом разоренным!” И пусть Господь Благо Творящий, за добро сполна Воздающий, за зло сторицей Карающий, дарует ингушскому народу, поболе подобных благородных и отважных Мужчин, как Сулумбек Осканов!..»

Поняли ли неистовые служаки КПСС-ной дьявольщины и мошны, что я публично влепил им пощечину за их демагогию и хвастливый трёп?!.. Не имею сомнений… Они, наверняка, мысленно оттирали следы сей затрещины. Этот факт засвидетельствовали их бегающие глазки, пышущие злобой, кисленькие улыбочки, вернее, ухмылочки. Но возразить-то было нечем… Таким образом, «спецоперация» по остужению бахвальства властвующих хапуг, «Гроша не стоящих, а рублём глядящих» завершилась в полнейшем соответствии со следующим едким посылом русской пословицы: «Высоко взлетел, да в курятник сел».


Хамзат Фаргиев

28 апреля 2025

Данную статью написал на ингушском языке: «Во тIехье кхер – боаккха бала хьарчар». См. сл. ссылки: а) http://proza.ru/2025/03/05/1061  б) https://stihi.ru/2025/03/05/4261
Здесь представлен ее вольный перевод на русский язык.

Примечания

* 1. Информация о Сулумбеке Осканове и его подвиге:
а) Спас людей, сам погиб. За что ингушский лётчик получил «Золотую Звезду»?
   
б) Памятник первому Герою России, генерал-майору авиации Сулумбеку Осканову.  

2. Видео о олимпийском чемпионе ети дрянными взросли – горести в дом вползли Арсамакове:
а) Ингуш Исраил Арсамаков на Олимпиаде 1988 года в Сеуле. –
https://rutube.ru/video/8ece1d2b4610ef7476ec493083c00379/   
б) https://fb.watch/xCRaaWfOug/ - Видео о И. Арсамакове.
в) Исраил Арсамаков - олимпийский чемпион из Ингушетии.
https://rutube.ru/video/333136208f793deaa6deb2887d4d5754/   
г) Исраил Арсамаков олимпийский чемпион на Олимпиаде 1988 г. в Сеуле. –
https://www.youtube.com/watch?v=XznuRWjIDAI    
д) Олимпийскому чемпиону Исраилу Арсамакову посвящается. –
https://www.youtube.com/watch?v=YwNIxA4R7Dk   

3. Видео о многократном чемпионе по вольной борьбе Салмане Хасимикове:
а) Салман Хасимиков – Танк сборной СССР по вольной борьбе. –
https://www.youtube.com/watch?v=uKVfDwyZcW0   
б) Борец-чеченец из СССР, который ломал японцев в бусидо. –
https://www.youtube.com/watch?v=rORqw_NdJz4   
в) Бушидо Супер Вэйдер Салман Хасимиков. –
https://www.youtube.com/watch?v=LGYw-b9kIJM   
г) Бои; С. Хасимиков и Виктор Зангиев против Казуо Ямазаки и И;оджи Анджо Бушидо. -
https://www.youtube.com/watch?v=fv9qj6UGcSI 

***

К статье прикреплено фото картины ингушского живописца Д. О. Оздоева «Ущелье реки Асса». На исток реки мой виртуальный Друг – мастерица, пожелавшая остаться в тени безымянности, наложила картинку из сети с «Девушкой, погруженной в грусть либо в горесть». Надеюсь, художник простит нам это самоуправство… Тем более его картина в таком необычном оформлении станет великолепной иллюстрацией к замечательной и поучительной притче ингушского народа.


Рецензии