Глава 9. Война

 Жизнь идет своим ходом, Выскребенцевы живут в Рыбинске и у них уже четверо детей: Валя( 1926 г.р.), Юра ( 1927г.р.), Нина(1934 г.р.) и новорождённый Лёва (1936 г.р.) Валя ходит в школу и уже читает и пишет лучше мамы, она послушная и аккуратная девочка, помогает воспитывать малышей. Юра тоже уже школьник, он отважный мальчишка, мечтает быть военным, обязательно хочет, как отец, скакать на лошади, носить оружие и нравиться девушкам. Ну это в будущем, а пока он дома самый старший мужчина, ведь отца, с каждым годом, все чаще не бывает дома. Он то на курсах, то в части, то в дальних командировках. Нина подвижный, здоровый ребёнок и очень похожа на отца, может поэтому он, приезжая домой ненадолго, балует её больше всех. А впрочем, и Вале перепадает больше внимания, чем сыновьям. Возможно, дочери напоминают отцу его  сестер из  беззаботного детства.
Дети середины двадцатого века - вам выпало жить в тяжёлые времена. На вашу долю пришелся период восстановления страны после революционной разрухи, а впереди у вас еще одно, самое страшное испытание – война и до неё уже рукой подать.
 А пока дети молодой Страны Советов играют в тряпичных кукол и оловянных солдатиков.
 К концу 30х годов, отца совсем не бывает дома. Сплошные командировки в разные концы страны. Он приезжал ненадолго и вновь исчезал. Официально война будет объявлена 22 июня 1941 г, а уже в 1939году Лев Иванович Выскребенцев участвовал  в боевых действиях.


 Старое фото из семейного альбома. Лёв Иванович.

Последнее довоенное фото, сделанное гарнизонным военным фотографом М.И.Цыпиным.
В городе Рыбинск, Ярославской области застала война Марусю с детьми. Вале -15 лет, Юре-13, Нине-еще нет 7-ми, маленькому Лёве-5. Где находится  их отец?  На время между ними прервалась связь, а мирная жизнь пошла стремительно под откос...


22 июня 1941 года был солнечный жаркий день. В середине дня пошел дождь. Он едва прибил пыль и намочил тротуары. Солнце вновь вышло из-за туч, и от нагретых тротуаров пошел пар. Вдруг, как гром среди ясного неба, из висящих на столбах громкоговорителей, зазвучали страшные слова: «Граждане и гражданки Советского Союза! сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну».
Практически сразу город был переведен на военное положение и введён комендантский час. Людям и транспорту запрещено было передвигаться без специальных пропусков после 23-х часов. По планам Германии, город Рыбинск был отнесен к городам стратегически опасным, подлежащим уничтожению, поэтому постоянно находился в зоне действия вражеской авиации.
 
Фото из свободного доступа
Первый сигнал воздушной тревоги прозвучал над Рыбинском уже в июле 1941 года, на второй месяц войны. Но в этот раз фашистским самолетам не удалось прорваться к городу: на подступах к Рыбинску их заставил отступить огонь советских зенитных батарей. В августе в небе над городом впервые появился немецкий самолет-разведчик. Он облетел город, долго кружил над ГЭС.
А в сентябре в районе железнодорожного вокзала упали первые фашистские бомбы.
В октябре бомбежки приняли ожесточенный характер.
В этот месяц 1941 года фашистские бомбы уничтожили в Рыбинске крупные бензиновые склады.
На главные цеха Рыбинского моторостроительного завода крупные авиабомбы были сброшены с большой точностью. До войны сюда приезжала делегация военных «специалистов» Германии. Они постарались изучить завод досконально, поэтому разгромить его не представляло труда. Однако фашисты просчитались. Они не предполагали, что бомбят пустые цеха. Завод к этому времени был уже эвакуирован в Уфу, причем с беспрецедентной быстротой.
(Историческая справка.)
Очень важная продукция изготавливалась на заводе дорожных машин – артиллерийские снаряды, мины и фугасные авиационные бомбы. Некоторое время Маруся работала здесь. Голыми руками носили рабочие тяжелые снаряды и грузили их в ящики и в машины, для дальнейшей отправки на фронт. В основном, это были женщины, старики и подростки. Были и специалисты мужчины, которых не взяли на фронт. У них была бронь. Их работа в тылу была важнее. Это был очень тяжелый труд. Но люди знали: "Всё для фронта, всё для Победы!"
Спичечная фабрика «Маяк» выпускала запалы к бутылкам с зажигательной смесью, которые внешне напоминали большую спичку. Во время броска бутылки эта «спичка» чиркала, а когда бутылка разбивалась, ее содержимое воспламенялось. Немало фашистских танков уничтожили воины Советской Армии с помощью таких бутылок.
Огромный вклад в победу внесли работники Рыбинской ГЭС. 4 октября 1941 года введен в строй первый электрогенератор, а 18 ноября первый выработанный станцией ток пошел на Москву, осажденную в то время врагом.
Даже школьники делали все, чтобы приблизить час победы. Учащиеся в годы войны создавали тимуровские команды, помогали семьям бойцов, погибших на фронте, ухаживали за ранеными в госпиталях, оказывали помощь в уборке урожая в колхозах района. На постройку боевой техники для армии они собрали 16660 рублей, в подарок бойцам Красной Армии послали много ценных посылок.
Небо над Рыбинском защищал 201-й зенитно-артиллерийский полк. Рыбинская ГЭС, мост через Волгу на станции Волга не пострадали. Всего на Рыбинск было сброшено около 250 тонн авиабомб. Было сбито 5 немецких самолетов.
Материал из газеты: Рыбинские известия, от 5 мая, 2010 г.
Из воспоминаний бабушки Маруси: "Город не был оккупирован, здесь в тылу, выпускали стратегически необходимую технику и снаряды. Но постоянные бомбежки и близость фронта несли угрозу жизни. Бомбы разрушали город. То там, то тут от бомбёжек гибли люди."
Маруся очень боялась за детей. А те словно полностью лишились страха. Маленькая семилетняя Нина бегает за старшими детьми повсюду, и когда те забираются на крыши домов гасить "зажигалки", сброшенные с немецких самолетов, она тоже лезет за ними. Беспокойство и панический страх за их жизнь и здоровье преследуют Марусю, а тут ещё и от мужа нет никаких вестей. В это самое время его часть полностью разгромлена. Она одной из первых приняла удар врага, но семья пока не знает об этом. И Марусю больше беспокоят дети и совсем маленькие, и большие. Старшая дочь, которой уже почти 16, вечерами подолгу стоит у порога с соседским парнем. Она давно выглядит, как взрослая девушка. И это тоже беспокоит Марусю. Всё чаще слышит она от соседей оправдания грехов молодежи: "Война всё спишет". Спешат жить девчонки и мальчишки. Может и правы они. Не будет у многих семнадцатой весны. Не будет любви и счастья. Не исполнится никогда 17 лет и Марусиному старшему сыну Юре...
Но тогда, в далеком 1941-ом, похоронка пришла на мужа...


Рецензии