Глава 14. Валентина

   Арзамас во время войны превратился в город госпиталей. Госпиталь был в здании противотуберкулезного диспансера, в двухэтажном здании Комсомольского городка, в школе им. Чкалова, в школе им. Пушкина, рижский госпиталь на улице Советской, эвакогоспиталь №2823
"Доброе утро, барышня! Как Мы себя чувствуем? Мы, наверное, очень голодны? Мы, ведь, не ели несколько дней? Верочка, принесите, пожалуйста, супчика."
Последняя фраза предназначалась явно не ей.
Валя приоткрыла глаза. И тут же зажмурилась.
Солнце ярко светило из окна напротив, за ним был чудесный зимний день. Там искрился на морозе ослепительно - белый снег.
Вокруг все тоже было белого цвета: и дверь напротив, и простынь на прищепках, прикрепленная к веревке и отделяющая её кровать от остального помещения. Там, за простыней, происходило что-то шумное и торжественное.
Доктор в белом халате и смешной шапочке, склоняясь над ней, вежливо задавал ей странные вопросы.
И тут Валя вспомнила.
Поезд. Мама. Сестрёнка Нина и маленький Лёва. Они были в вагоне вместе. Где они?
Как она очутилась здесь?
" Здравствуйте,"- тихо произнесла девушка и чуть слышно спросила: "Где я?"
Но вместо ответа доктор прислонил свою руку к её лбу и удовлетворенно сказал: "Болезнь сдалась. Мы победили, барышня! Кстати, нас кажется Валечкой зовут? "
"Меня зовут Валентина", - прозвучало в ответ, и доктор улыбнулся.
"Вот и славно, Валентина, Вы успели, аккурат к Новому году."

Военные Новогодние открытки из свободного доступа.

За белой простынью, отделяющей девушку от остального мира, медсестры и ходячие больные наряжали ёлку...
И тут Валя вспомнила, да было холодно, они ехали в Уфу. Чуть раньше эвакуировали завод, на котором работала мама, а они отправились вслед за ним в тыл, делать снаряды для фронта.
Война!!! Это слово вспыхнуло в памяти Валентины и тут же резануло новой болью – Юрочка!!!
Любимый братишка, где ты теперь? Лучше тебе не знать этого, девочка, никогда…
На пороге 1942 год. Валя в больнице Арзамаса. Она попала сюда с подозрением на тиф. Её сняли с поезда, а мама, с двумя маленькими детьми, была вынуждена поехать дальше. Отец на фронте. Брат Юра тоже на фронте. Он ушёл навсегда...
Вале скоро 16. Она совсем взрослая. Война отняла у детей детство, а у многих и юность. Все стали старше не по годам.
Жизнь забросила её в чужой город. Но вокруг были люди, и они помогли выжить и приспособиться к новым условиям.
В годы Великой Отечественной войны Арзамас являлся важнейшим железнодорожным узлом, связывавшим прифронтовые районы и Москву с Сибирью, Уралом и Дальним Востоком. Через него днем и ночью шли эшелоны с танками, орудиями,самолетами и другой военной техникой. Поскольку в то время не было в Арзамасе крупных предприятий, район внес вклад в победу в основном сельскохозяйственной продукцией. Ещё Арзамас отправлял на фронт зажигательную смесь «КС», медицинский спирт, гипс, воинское обмундирование, полушубки, шапки-ушанки, валенки, кирзовые сапоги. Свыше 20 000 арзамасцев сражались на фронте, из них погибли 10 490 человек. (Викепедия)
До сентября 1942 года Валентина жила одна в чужом городе. Ей разрешили жить в госпитале, в котором её поставили на ноги. Рабочих рук катастрофически не хватало.
В маленьком подсобном помещении, вдвоём с молодой женщиной, которую тоже случайно забросила сюда война, они проводили короткое свободное от работы время.
Дни шли. Валя пыталась навести справки о родных, обращалась в военкомат. Свидетельство о её рождении мама положила ей в карман пальто ещё в вагоне, когда они были все вместе. Это очень облегчило ей жизнь после выздоровления. Каким - то образом ей удалось узнать, что отец ранен и находится в военном госпитале Москвы. Валя отправила ему письмо.
А, однажды, сентябрьским вечером, когда после очередного рабочего дня Валентина шла по коридору госпиталя, кто - то окликнул её до боли знакомым голосом.
"Мама!" - обрадовалась Валя. Мама Маруся шла ей навстречу по коридору, а впереди бежали сестренка Нина и маленький Лёвушка.
Валентина встретила здесь свою первую любовь. Здесь родилась её единственная дочь...


Рецензии