Стигал тайна древнего неба

В статье «Стигал — небо» мы уже попытались разобраться в происхождении слова «Стигал» и его возможных лингвистических связях. Теперь мы подробнее объясним, почему, по нашему мнению, Стигал может означать «быка Гал» — и почему это важно для понимания древней мифологии и языка.

Анализ шумерских текстов показывает, как со временем менялись язык и религиозные представления. Переход от образов, связанных с женским началом, к мужским отразился в изменении структуры слов, слогов и смыслов. Эти процессы особенно заметны в позднешумерский период, когда шумеры активно взаимодействовали с аккадцами.

Одним из характерных примеров является образ богини Нингал, супруги лунного бога Нанны (Сина / Суэна). Её имя означает «Великая Госпожа». В аккадской мифологии Нингал сохраняет своё имя в форме Нингалу, но постепенно теряет значение самостоятельного божества. С усилением патриархальных традиций её образ отходит на второй план, а слог «нин», связанный с женским божественным началом, утрачивает своё сакральное значение.

В поздневавилонский период Нингал чаще упоминается не как самостоятельная богиня, а как «жена Сина», тень рядом с доминирующим Сином. Это типичная черта перехода к патриархализованной мифологии: женские божества не исчезают, но растворяются в функциях, подчинённых мужским.

Такая же судьба постигла богиню Нинту (также известную как Нинмах и Нинхурсаг) — великую богиню-матерь, покровительницу рождения. В аккадской традиции её имя трансформируется в Мамми, и при этом исчезает корневая лексема «нин», символизировавшая материнское начало. Таким образом, язык фиксирует смену культурной парадигмы: от общества, где женское начало играло ведущую роль, к миру, основанному на мужском доминировании.

Интересен в этом контексте взгляд этнолога С.-М. А. Хасиева на древние термины. По его мнению, слово «зуда» обозначало не просто женщину, а женщину, дающую потомство — источник продолжения рода, особенно в рамках мужского наследования. Термин «сте» («стие») обозначал женщину, имеющую потомство, в отличие от «сту» — самца, который воспринимался не как самостоятельный производитель, а как вторая ипостась женщины-хозяйки, земледелицы. Это подчёркивает значение женской фигуры в архаичном земледельческом укладе.

Основываясь на этих данных, мы выдвигаем гипотезу: имя Нинту, утратив слог «нин», могло слиться с именами Су (лунного божества) и Гал (госпожи), образовав слово с небесным значением — Стигал (Стиегал, Сиегал).

При этом мы исходим из предположения, что шумерский язык представляет собой древнейшую форму чеченского языка эпохи раннего неолита, а сами шумеры были чеченскими переселенцами, принёсшими с собой устоявшуюся мифологическую и лингвистическую традицию.

Слог «Су», слившийся с «Ту», дал имя небесного быка — Сту, которое в разных диалектах звучало как су/ту/сту. Слово «Стие» («сте») изначально означало принадлежность быку, поскольку небесный бык оплодотворял женское начало — землю. Позже это значение могло перейти на обозначение самки, супруги.

В слове Стигал (Стиегал) первая часть — Сти (Стие) — указывает на женскую ипостась, а Гал — на госпожу. Вся конструкция означает «самка быка» или «небесная супруга». Это может указывать на мифологическую структуру, где ночное небо (луна — Син) и его госпожа (Гал) символизируют единство космоса.

О значении слова «Гал» мы подробно писали в предыдущих статьях, где объясняли, что в древней космологии оно связано с понятием «скрученного времени» — завершённого цикла, установленного движением небесного быка.

Таким образом, Стигал — не просто абстрактное слово «небо», а глубокий символ, отражающий древний языковой пласт, в котором женское начало занимало центральное место в космологии. Сквозь образы, имена и лексемы шумерского языка мы можем проследить следы древнего мышления о Вселенной.

Особого внимания заслуживают слоги «нин», «на», «не», часто включавшиеся в имена божеств (ангелов). Эти слоги указывали на изначальное женское происхождение космоса. Не случайно в древности Вселенная называлась Нана — Мать, рождающая всё сущее. Как биологическая мать рождает ребёнка, так и Нана рождает галактики, звёзды, солнце и луну.

Отсюда и чеченское выражение «ТIурнене вахийта - отправить в космос», буквально , отправить к матери ТIура ( ангела солнца )во Вселенную.

Как видно из текстов, слово Нана — Вселенная — не употреблялось отдельно от имён ангелов (божеств). Даже в имени Наннар (Нанна), шумерском имени божества Луны, мы видим, что его основа происходит от Наны в значении «маменькин сыночек», так же, как в чеченском языке имена Ноккал, Нукка и Наннар используются для обозначения «маменькиных сыночков». Наннар, будучи божеством Луны, дающим свет, естественно считался таким любимчиком, ведь именно Луна являла в ночном небе образ Вселенной — Наны.

Итак, Стигал — это не просто слово, обозначающее небо. В нём скрыто древнее представление о Вселенной как о живом существе, где звёзды, луна и солнце связаны с женским началом и законами “скрученного времени” — завершёнными циклами движения небесного быка. Стигал отражает древний взгляд на миропорядок, в котором Вселенная мыслилась как Мать, рождающая всё сущее.


Рецензии