Шумерская планисфера Священные места Часть 1

Символика и мифология древних мест

В XIX веке английский археолог Остен Генри Лэйярд во время раскопок древней Ниневии обнаружил библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала. Среди тысяч глиняных табличек с клинописью была найдена загадочная круглая табличка, известная как «шумерская планисфера». Этот артефакт до сих пор вызывает споры среди исследователей: является ли он древнейшей звездной картой, инструментом астрономических наблюдений или сакральной схемой мироздания?

В наших предыдущих статьях мы рассматривали различные символы, включая гору ТIули лам, её треугольную форму и символику углов треугольника, сумма которых составляет 180 градусов. Это, в свою очередь, может символически соответствовать 180 дням солнцестояния. Мы также обсуждали шумерское слово «e», означающее «дом» или «храм», и его возможную связь с чеченским словом «Iе» — «жить», «существовать». Кроме того, рассматривалось слово «Кур» как обозначение вершины горы ТIули лам, его возможная связь с рогами, а также с ЦIурку — венчающим камнем башни треугольной формы.

В этом контексте слово «Экур» (E-kur), означающее «Дом горы» (чеченское «Iе-кур»), играет ключевую роль. В шумерской мифологии Экур — это священное жилище богов, место их обитания. Оно напоминает Олимп в греческой мифологии. Возможно, греки заимствовали этот образ, адаптировав его к своей культуре. Эта концепция отражает древние представления о божественном жилище на вершине горы, служащей связующим звеном между небом и землёй.

Шумерская планисфера — древняя клинописная табличка — могла быть не только астрономическим инструментом, но и сакральной картой, указывающей на важные места в шумерской мифологии. Среди её знаков и символов можно выделить два треугольника, которые, вероятно, отражают фундаментальные космогонические принципы мироздания — мужское и женское начала.

Один из треугольников на планисфере может обозначать священную гору Кур (Экур) — мифологическое место, где обитали боги. В текстах шумеров Экур часто упоминается как «дом богов» и связывается с богом Энлилем. Этот символ может указывать на центр мироздания, откуда, согласно мифам, боги (ангелы) управляли судьбой мира.

Горы в шумерской традиции имели сакральное значение. Они воспринимались не только как места поклонения, но и как ось, соединяющая небо и землю. Возможно, этот знак на карте служил ориентиром для жрецов, направлявшихся к храмам и священным местам.

Второй треугольник, вероятно, символизирует место сотворения людей, что перекликается с мифами о богах Энки и Нинки (чеч. Нанакха / Накха). В древних текстах говорится, что Энки, владыка мудрости и вод, вместе с богиней Нинки (или Нинмах) создали первых людей из глины. Этот знак на планисфере, вероятно, обозначает землю, где происходил акт творения — одно из ключевых мест в шумерской космологии.

Земля Ки олицетворяет женское начало — основу, принимающую и формирующую жизнь. Это принцип плодородия, материи, воплощения и созидания. Взаимодействие горы Кур (мужского начала) и земли Ки (женского начала) символизирует гармонию мироздания, где небесная энергия нисходит к земле, оплодотворяя её и давая начало всему живому.

В чеченском языке «накха» — это «мать-плодородная земля», а также слово, обозначающее грудь. «Накха» («Нана кха») кормит взрослых, давая пропитание, а «накха» как материнская грудь кормит ребёнка. «Накханах дузо» означает «дать грудь ребёнку», а «накханах даккха бер» — «отлучить ребёнка от груди».

Слово «Накханах» находится в вещественном падеже, и, возможно, отсюда происходит чеченское слово «нах» — «люди», что означает «от матери-земли» или «от материнской груди земли», то есть отделившиеся, созданные из земли. Таким образом, «нах» означает «созданные из земли».

Аналогично, «кхоллар» — это «создание», а «судьба» — «кхоллам». Корень слова «кха» связан с землёй: «кха» — пашня, земля (шумерская «ки»), «кхаба» — растить, «кхача» — пища (архаичное «накхача»), «кхиам» — успех и так далее. То, что мы созданы из земли, что наше пропитание зависит от неё, что судьба связана с землёй, а успех определяется её плодородием, подтверждает код, заложенный в чеченском языке.

Таким образом, шумерская планисфера и символика, заключённая в ней, представляют собой не просто астрономическую карту, но и сакральный документ, в котором отражены древние представления о мире, божественном порядке и происхождении человека. Взаимосвязь шумерских мифов и чеченского языка позволяет нам по-новому взглянуть на глубину этих символов, выявляя уникальные параллели между культурами. Принципы, заложенные в языке и мифологии, подтверждают гипотезу о том, что шумеры, возможно, были чеченскими переселенцами раннего неолита и что шумерский язык является древней формой чеченского языка. Это открывает новые горизонты для понимания того, как древние цивилизации могли быть связаны, и показывает, что язык, мифология и символика служат ключом к разгадке исторической памяти народов.


Рецензии