Шумерская планисфера Священные места. Часть 2

Треугольники мироздания

В основе древних символов лежат два треугольника: один направлен вверх, другой — вниз. Значение этих символов обсуждается давно, но если обратиться к древней логике горцев-чеченцев, многое становится ясным. Один из треугольников символизирует плодородие (женский принцип, земля), другой — свет и солнце (мужской принцип, небесное начало). Солнечное тепло оплодотворяет землю, давая начало жизни, но для того чтобы жизнь зародилась, необходима не только земля и солнце, но и вода — источник жизни.

Если предположить, что эти символы были созданы горцами-чеченцами после последнего ледникового периода, они становятся гораздо более ясными. В горах, когда солнце встаёт, оно прежде всего освещает ледник, который отражает солнечный свет и согревает горную местность. Под воздействием тепла ледник начинает таять, обеспечивая пресную воду для жизни и земледелия. Первые горцы-земледельцы осознали три ключевых источника существования: солнце, землю и воду.

Для успешного земледелия им нужно было понимать времена солнцестояний и равноденствий. Они искали идеальную форму для расчёта, и самой совершенной оказалась форма горы с ледником — равносторонний треугольник.

Первый треугольник (вершиной вверх) — это символ солнца — «ТIули лам».

Второй треугольник (направленный в сторону восходящего солнца) символизирует плодородную землю — ки «Нана-кха». В древности эта священная земля представляла собой треугольный остров, словно в ракушке в Макажойской котловине, где зародилась жизнь. Макажойская котловина была заполнена ледниковой водой, а плодородная земля оставалась возвышенным островом среди вод.

При взаимодействии этих двух треугольников — символов солнца и плодородной земли — зарождается жизнь на земле. Это отражает древнейший смысл, в котором гармония между небом, землёй и водой становится основой существования. Солнце согревает землю, а вода, приходящая от ледников, наполняет её жизнью. Это взаимодействие, олицетворённое в форме треугольников, символизирует цикличность и баланс природы, который стал основой земледелия и жизнедеятельности горцев.

Шумерская богиня Нанше считалась «богиней» матерью плодородия, влаги, воды и моря. Если разобрать её имя через шумерско-чеченскую призму, получается:
“Нан” — мать, «богиня»,
“Ша” — лёд, ледник.

Таким образом, Нанше означает «мать-лёд» — ледник, дающий жизнь воде. В условиях ледникового периода он был ключевым источником жизни. Возможно, от этого названия происходит топоним Нашха, который мог означать «место, связанное с ледниками».

Когда произошёл переход к патриархальному обществу, древний женский образ «Нан» (мать) был заменён на мужской образ «Эа» (Ие) и «Эл» (Эла), что символизировало изменение в социальном и религиозном устройстве, где Бог, князь и ангел стали доминировать. Так Инанна, шумерская «богиня» любви и плодородия, превращается в Эштар (Иштар), сохраняя функции матери, но под новым именем. Аналогично Нанше утрачивает образ «Нан» (матери) и превращается в ангела Щу, которого отождествляют с ангелом солнца ЦIу — ангелом света и огня. Это же название мы находим в слове «Шу», которое обозначает склон холма, межу, место земледелия, а также владение определённого человека или рода. У шумеров слово «шу» (;u) означает «рука», «власть», «владение» (в том числе землёй).

Та же связь прослеживается в названии Шамаш (Ш.М.Ш.) — аккадского солнца, возможно связанного с шумерской Нанше, так же как и в арабском Шамс (солнце). Его можно разобрать следующим образом:
Ш — лёд, ледник,
М — место, земля,
С — свет солнца.

Получается, что даже понятие солнца в древних языках связано с ледником как первоисточником воды и жизни.

В чеченских преданиях упоминается мир мёртвых Iала / Эл, а также одноимённая река Iалие, чья этимология может быть разобрана следующим образом:
“Iа” — зима, пар, испарение, источник воды;
“Эла” / “Ала” — Бог, князь, ангел.

 Аналогично можно разобрать название загробного мира Шеол в еврейской традиции Шеол в еврейской традиции:
“Ша” — лёд, ледник; Ше — ледника.
“Ола” / “Эла” / «Ала» — Бог, князь, «ангел».

Здесь снова прослеживается идея ледниковой воды как источника жизни, связанного с переходом в иной мир.

В шумерском мифе Энума Элиш упоминаются Аншар и Кишар. Их можно интерпретировать не как божественные сущности, а как реки:

Аншар — небесная река (Ана Шар), возможно, эта сегодняшняя ШароОрга. Видимо, в древности так называлась река Ахкете (Ансалта), которая протекает по правую сторону Макажойской котловины. Также стоит подчеркнуть, что там живут андийцы Ашарлой, которые, возможно, берут своё название от реки Аншар, где буква «Н» (означающая мать) утратилась при переходе к патриархату.

Приводим отрывок из текста «МОХК IАЬНДА И ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ» историка Амина Тесаева:

«Мы уже говорили о том, что андийцы говорили на чеченском языке до 1944 года (а старики — и позднее, в наше время, тоже). Для них это был родной язык, как и андийское наречие, возникшее вследствие участия в этногенезе андийцев ногайцев, аварцев и других народностей. Итак, смотрим: Ашарлой (на современных картах — Ашали), Дзилой (Зило). Что интересно — и сегодня среди чеченцев-андийцев есть тайп Зилой. А в тептарах (чеченских хрониках) упоминается аул Зилой как место проживания чеченцев даже в 1530-е годы (при шахе Тахмаспе I)»

Кишар — возможно, это тоже река ШароОрга, которая протекает по левую сторону Макажойской котловины. Возможно, своё название в древности она получила от плодородной земли и ледника.

Они протекают по обе стороны горной макажойской котловины, где находится плодородная земля в форме треугольника.

Лахму и Лахаму, которых называют первыми богами, также можно интерпретировать иначе:

“Лахму” — “лахе” (низ) + “му” (земля, место).
“Лахаму” — “лакхе” (верх) + “му” (земля, место).

Получается, что миф о создании мира на самом деле описывает формирование горного рельефа после последнего ледникового периода.

Из всех этих данных следует, что шумеры не пришли из равнин, а были горным народом. Их представления о реках, водах, солнце и земле связаны именно с горной средой.

Слово “Шар” можно разобрать как:
“Ша” — лёд, ледник,
“Шар” — ледниковая вода.

Вывод:
 1. Шумеры были горцами, и их культура связана с горами, ледниками и реками.
 2. Два треугольника (солнце и земля) отражают ключевые природные процессы, где ледник даёт воду, а солнце — тепло.
 3. Нанше — это древний символ ледника, дающего воду, её имя означает “мать-лёд”.
 4. Патриархальная традиция заменила Нанше и Инанну на Эштар (Иштар) и Шу, но суть осталась той же — она связана с водой и солнцем.
 5. Мифология шумеров описывает формирование горного ландшафта после ледникового периода.
 6. Шумерские реки Аншар и Кишар могут обозначать ледниковые воды, питающие землю.
 7. Чеченский язык сохранил древние названия гор, рек и склонов, которые совпадают с шумерскими.

Все эти факты подтверждают гипотезу о шумерах как чеченских переселенцах раннего неолита. Чеченский язык, мифология и представления о мире берут начало в горах, среди ледников, рек и солнечного света.


Рецензии