Храм Воскресения Христова. Второй конкурс
Комиссией по увековечению его памяти был объявлен конкурс на разработку в кратчайшие сроки проекта храма на месте трагедии. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 года комиссии были представлены 26 анонимных проектов под девизами, а 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были рассмотрены императором Александром III, но ни один из них не получил Высочайшего одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты исконно русской архитектуры, какими обладали церкви XVII веков Москвы и Ярославля. Кроме того, следовало оформить место гибели Александра II внутри храма в виде отдельного придела. Вскоре было объявлено о проведении второго конкурса, по результатам которого Санкт-Петербургское Общество архитекторов остановилось на счастливой мысли: издать периодический журнал «Зодчий» за 1884 год в виде сборника чертежей конкурсных проектов храма, в который вошли произведения русских зодчих, трудившихся над решением одной и той же задачи — создать в виде православного храма народный памятник Венценосцу, мученически окончившему жизнь.
Подобный «Сборник» безусловно имел не только художественное значение, но, несомненно, представлял ценнейший материал по истории русского церковного зодчества. Сопоставляя композиции современных выдающихся отечественных архитекторов, работавших на одну и ту же тему, сборник сделал возможным с одной стороны наглядно сравнить разнообразные приемы воплощения идеи Храма-памятника, а с другой стороны — составить объективное суждение о том высочайшем уровне, которого в конце XIX столетия достигла русская церковная архитектура в произведениях ее лучших представителей.
Свои проекты представили: Николай Бенуа, Альберт Бенуа, Леонтий Бенуа, Николай Брюллов, Иван Богомолов, Бабичев, Р. Гедике, Н.А. Горностаев, Ф. Зигерберг, М. Канилле, В. Косов, Кузьмин, Н. Набоков, А.Л. Обер, академик АМ. Павлинов, А. Парланд, А. Резанов и П. Пчелко, П.С. Самсонов, И. Султанов и П. Шестов, В. Шретер, М.А. Щурупов.
29 июня 1883 года, как известно, был Высочайше одобрен проект академика А. Парланда и архимандрита Игнатия, однако история создания Храма на этом не закончилась, а вступила в свою созидательную фазу. В процессе как бы сегодня сказали «рабочего проектирования», и этот проект, был существенно переработан, а окончательный вариант проекта был утверждён только спустя четыре года.
"Высочайше утвержденный в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения на месте смертельного поранения 1 марта 1881 года в Бозе почившего Царя Освободителя Императора Александра II, — писал А.А Парланд, — был мною составлен по указанию Его Величества в стиле времен Московских царей ХVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве, целая группа храмов в Ярославле, в Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь воспринять не только умом, но и сердцем те пути и приемы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь насколько возможно понять тайну их творчества, я принялся с увлечением за возложенную на меня работу. В главных чертах план храма Воскресения придерживается приема, выработанного церковными постройками ХVII века. Этот прием — всегда крестообразный, с колокольней, если такая существует, прикомпонованной в большинстве случаев к западной стороне. Через эту колокольню устраивается всегда в ее западной стене главный вход в храм, допуская устройство второстепенных входов с северной и южной сторон. Отступление от этого приема устройства входов, в храм Воскресения обусловливается следующими причинами. Место смертельного поранения в Бозе почившего Императора Александра II, включенное во внутрь храма, оказалось как раз на вертикальной оси колокольни западной части храма. Устроить главный вход через это священное меcтo, обагренное кровью Царя Освободителя, было немыслимо. Прикомпоновав две паперти, прилегающие с севера и с юга к колокольне, я получил возможность устроить взамен одного главного — 4 входа, из которых два с главного западного фасада и два с боковых, т. е. северного и южного фасадов. Этим путем место смертельного поранения оставалось нетронутым, составляя при храме как бы отдельную священную часовню, при созерцании которой каждый, входящий через паперти в храм, мог сотворить молитву за упокой души Царя Освободителя, мученическая кончина которого тяжелым бременем легла на совесть всего русского народа".
Журнал «Зодчий» №49 декабря 1907 г.
#Спаснакрови #Петербург #Парланд #Игнатий
[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]
Свидетельство о публикации №225042800819