Свеча... конец
не может погасить самую маленькую свечку. Это надо помнить...
Поэтому мы должны научиться смотреть на самые уродливые ситуации
и на самых страшных людей и видеть, где же есть искра света. Ни
один человек без искры света не проживёт. Она может быть там,где
не ожидаешь её увидеть. /Антоний Сурожский/
В центре Еревана, в Кольцевом парке 27октября 2006года установлен памятник жертвам Геноцида еврейского и армянского народов, жертвам Холокоста и резни 1915 года.
Это - две базальтовые колонны, символизирующие сходство судеб двух древних народов, армянского и еврейского. На лицевой стороне одной на армянском языке выгравированы слова: ЖИТЬ
НЕ ЗАБЫВАТЬ
В ПАМЯТЬ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯНСКОГО НАРОДА
На другой - надпись на иврите: БЫТЬ ИЛИ ЗАБЫТЬ
ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА
На обратной стороне колонн - ветви дерева жизни. Вершины колонн наклонены - символизируя загубленные судьбы. Между колоннами - бронзовая свеча, которая в тёмное время суток освещает памятник и напоминает, что в будущем нельзя допустить повторения Геноцида в отношении какой - либо нации...
В 2011 году на Выставке в Венеции швейцарский художник и скульптор Урс Фишер, известный своими живописными работами с использование глины, дерева, фруктов, стекла, пластика ,хлеба и воска, представил невиданную до сих пор серию из трёх своих работ: "Кресло", "Неизвестный" и "Похищение сабинянок". Это было сенсацией, поразившей всех: каждая скульптура по сути - огромного размера свеча, которую зажгли в день открытия Выставки 4 июня. Интересно, что скульптуры-свечи горели до 27 ноября, то есть более 4-х месяцев. И расплавленный воск, стекая по скульптуре, менял её до неузнаваемости. Вероятно, сюда надо было прийти дважды - в день открытия и закрытия Выставки. Причём, думаю, хорошо бы запечатлеть происходящее со скульптурами в день открытия, а затем - закрытия Выставки и сопоставить скульптуры. В последний день, вероятно, в зале стояли бесформенные массы парафина.
Автор объяснил, что его замысел состоит в том, чтобы наглядно показать, что со временем всё меняется до неузнаваемости, в том числе и искусство. Можно выразить несогласие с оригинальным ваятелем: а, как же музыка, те же скульптуры великих мастеров, бесценные полотна живописцев, роскошные цветы, книги?..
30 ноября 2018года в "Городе большого яблока", Нью-Йорке, в рамках подготовки к началу праздника Хануки, была собрана гигантская свеча высотой почти 10 метров 32фута(975.36см). Это была первая свечка, которая с тех пор зажигается каждый год. Чтобы зажечь ту первую свечу, раввину понадобился подъёмный кран.
Кстати, эта свеча занесена в Книгу Рекордов Гиннесса...
Есть у Константина Паустовского щемящий рассказ "Телеграмма", где - не основной канвой повествования, а фрагментом - изложена невесёлая судьба талантливого скульптора, работы которого не привлекают внимания, что сделало его озлобленным, недобрым. Но одна молодая сотрудница, побывав в его мастерской, и увидев скульптуру Гоголя, пришла в восторг и сумела убедить, кого необходимо и организовать выставку работ мастера. Как он волновался! Как нервничал и переживал! И тут Паустовский ввёл интересную деталь: выставка проводится вечером, то есть при электрическом освещении. И скульптора это возмущает:
- Нельзя смотреть скульптуру при электричестве! Мёртвый свет! Убийственная скука! Керосин и то лучше.
- Какой же свет вам нужен?
- Свечи нужны! Свечи! Как же можно Гоголя ставить под электрическую лампу! Абсурд!..
19 июня 2024 года на сцене Театрального Центра "Жаворонок" прошёл спектакльь "Пока горит свеча" Молодёжного театра "Крылья". Это был спектакль-реквием, посвящённый памяти творческих людей, ушедших в бессмертие... Артисты театра исполнили невероятные танцевальные и пластические комипозиции на сцене и на высоте специально выстроенных декорации. В этот вечер звучали стихотворения Есенина, Бродского, Вертинского, Высоцкого.
С 2017 года в Санкт - Петербурге проводятся концерты -"Mузыка при свечах" от Amadeus Concerts. Это первый проект, объединивший музыку и необычную атмосферу со светом сотен мерцающих свечей. Такое сочетание полностью погружает слушателей в музыку. Это - эталонный концерт, в котором завораживает всё: продуманно подобранная программа, каждый раз новая, не повторяющаяся, декорация сцены светом сотен свечей, каждый раз особый набор тембров - орган, рояль, скрипка, струнный ансамбль, флейта, уникальные голоса солистов оперных театров Петербурга...
Повезло жителям и гостям Северной столицы! В пасхальные дни они имеют уникальную возможность присутствовать на концерте в зале лютеранской кирхи, где прекрасная акустика, удобный обзор сцены позволяют в течение часа насладиться музыкой и пением солистов Мариинского театра и Санкт - Петербургской филармонии...
Санкт - Петербургская арт - студия "Ветер" создала специальный видеоряд с сочетанием живых картин в стиле эбру с классической музыкой. Стиль эбру - это рисование на воде специальными красками. А теперь попробуйте представить:тысяча свечей на сцене, живые катрины и чарующая музыка самого мистического композитор - Антонио Вивальди "Четыре времени года".
Есть ли человек, любящий театр, и не знакомый с именем великого трагика, заслужившего восторг зрителей, критиков, журналистов всего мира, Ваграма Папазяна и его невероятным Отелло. Папазян выходил в роли мавра три тысячи раз, и всякий раз это был другой Отелло. Артист был в постоянном поиске чего-то нового, интересного.
Однажды, в последней сцене, задушив Дездемону, Отелло - Папазян подошёл к столику, на котором горела свеча, протянул к ней дрожащие руки и стал греть их. После спектакля один из журналистов сказал:
- Мне очень понравился ваш жест - греть руки у горящей свечи. Это - удачная находка, как она вам пришла на ум?
Папазян улыбнулся и ответил:
- Этот жест сегодня я использовал впервые. Мне подумалось, что убийце должно быть холодно после того, как он осознал ЧТО он сделал...
Свечи "участвуют" во многих кинофильмах, создавая особую атмосфру, уют, настраивя героев на лирический лад, обещая счастье, исполнение желаний. Но мне вспоминается англо - американский фильм "Рождественская свеча", действие которого происходит в конце 19 в. в маленьком, спокойном, тихом городке Гледбёрн. Здесь ничего интересного нет, скучно и однообразно протекает жизнь жителей. Но по преданию, раз в 25 лет прилетает на землю ангел, чтобы дотронуться до свечи, и заветное желание того, кому она достанется непременно исполнится. Именно в канун Рождества зрители попадают в городок и наблюдают за поведением взволнованных жителей. Иначе и быть не может: у каждого есть мечта, каждый надеется и верит...
Если вспомнить песни о свечах, и певцов, кто исполняет их, список будет внушительный. Ведь легче назвать тех немногих, кто о свече не поёт. Свечи горят, танцуют, плачут и догорают в песнях: Александра Вертинского и Жанны Бичевской, Высоцкого и Шуфутинского, Андрея Макаревича и Вячеслава Добрынина, Сержа Патканяна и Ирины Аллегровой, Виктора Цоя и группы "Мишель", Александра Малинина и дуэта "Чай вдвоём"...
Мои размышления о свече были бы неполными, если бы я не вспомнила о песне Элтона Джона "Свеча на ветру", которую он написал о принцессе Диане и исполнил всего один раз, на её похоронах. Элтон Джон поклялся исполнять песню только по просьбе сыновей Дианы.
Почитайте фрагмент песни и задумайтесь над её глубоким смыслом:
Прощай, английская роза,
Ты навсегда останешься в наших сердцах...
Ты прожила свою жизнь
Словно свеча на ветру,
Никогда не угасая на закате,
Когда начинался дождь.
И следы твои всегда будут здесь,
Вдоль зелёных холмов Англии.
Твоя свеча сгорела слишком рано,
Но ты навсегда останешься легендой...
И в конце - моё пожелание всем моим читателям: свеча становится красивой только тогда, когда горит, дарит свет, тепло и надежду. Берите с неё пример!
Свидетельство о публикации №225042901130