Север-Юг России с Востока - Лабытнанги-Воркута

Предыдущая глава: Север-Юг России с Востока - Лабытнанги, атака птиц

Вагон поезда оказался далеко не новым, такие красноватые кожаные сидения уже можно все меньше и меньше увидеть в современных поездах. И тесным, все места оказались занятыми. А также медленным, тепловоз тут никуда не торопится, коптит себе и вяло тянет поезд. Как же все-таки отличаются поезда у нас, те, кто ездил по Транссибу, могут ощутить темп поезда в европейской части страны — при подъезде к Москве поезда мало стоят и быстро едут, на скорости проезжая кучу стрелок на путях, это заметно даже по сравнению с движением через Сибирь и Урал. И тем более это заметно здесь, тут просто slow-motion какой-то. Конечно, все при движении зависит от пропуска более приоритетного грузового трафика и от состояния путей, а тут и ресурсы надо вывозить и почвы не очень то и стабильные и шпалы могут быть еще деревянными.
 
Интересные соседи в моем "виртуальном купе" (я еду на своем любимом месте 52, во втором купе плацкарта, "купе" представляет собой открытый отсек плацкарта, и с верха мне тут видно все). Прямо подо мной оказалась семья коренных поселенцев. Молодой папа в рыбаче-военном костюме, ребёнок, мама в национальном костюме (платье и косынка), и у нее в руках деревянная люлька — точь-в-точь, как в музее вчера видел! Все сидят на нижней полке, а люлька c ребенком стоит в проходе. Судя по всему, они не очень знают русский язык. Сидят бедные, c забитым видом и не могут даже взять матрас. Оказалось, что у данных родителей верхние полки в моем отсеке. Но пока все сидят на нижней боковой полке, видимо, тут место куплено для старшего ребенка. Естественно, это все мешало проходу людей и проводника, и она отсадила "народную маму" на край нижней полки. На нижних местах тем временем расположились две достаточно молодые дамы, постоянно поначалу говорили по телефону, и я понял, что они из Москвы. Похоже, что это тип путешествия на выходные, посетить что-то вроде музея Салехарда. С достаточным отвращением одна пустила на краюшек своей полки мамашу с деревянной люлькой. Ну понятно, что место куплено, но я не могу понять достаточно резкое выражение лица у этой дамы. Кажется, что чувство взаимопомощи у народа теряется...
 
Как обычно, такие коренные поселенцы взяли билеты в кассе явно в последний момент и еще стремились сэкономить. Я уже это обсуждал ранее. Но каково же никак не реагировать на такую милую женщину с милым существом в деревянной люльке, это все-таки не музей, для чего приезжают сюда москвичи, а живые люди из здешних мест, которые не особо и готовы выходить в общество из своих родовых деревень.
 
Тем временем приходит проводница и несет на подносе всякие шоколадки на продажу, эта девушка в костюме подумала, что отдают их бесплатно, ее лицо засветилось, но потом она поняла, что это не ей, и опять ее лицо стало озабоченным. Если бы она было одна, я бы ей выкупил все конфеты, но так-то сейчас на это есть муж, однако он засел в телефон, и женщина должна заниматься детьми самостоятельно, такая уж доля. Тем временем московские туристки заказали кофе (по 145 рублей), и скоро проводница принесла это кофе в белых стаканчиках на подносе. Мне ведь все видно с верхней полки, я ощутил в этот момент дикий взгляд зависти со стороны этой мамы в цветастом платье... Вот и потом и ненависть "к завоевателям", необходимость "дебуржуазиции" и войны, эти девушки ведь просто могли купить три кофе и угостить одним соседку, но программа посещения музея видимо не предполагает таких действий. Я остался очень расстроенным, но вот прошло еще некоторое время, и тут девушка, чья полка была частично занята люлькой, заявила что "ох, охота уже вытянуться", и указала мамашке ее место. В итоге та грустно села обратно в проход, и я еще больше расстроился.

Остановка, выхожу и, поравнявшись с моей героиней, говорю ей что-то вроде: "у вас красивое платье и люлька чудесная". В ответ улыбается, но непонятно, понятно ли ей было мое высказывание! Далее где-то в середине пути их пересадили в конец вагона на освободившиеся места, и они далее доехали спокойно. К ним еще подходил мужчина в возрасте тоже похожей наружности, но давно более интегрированный в общество (по виду толи рыбак, толи вахтовик), спросил у них "Ханты?" Ответили — "да". Что-то сказал им на своем языке, но это осталось без ответа, и он от них отошел. Похоже, что языки разные (вспомнил про Ханты-Мансийск) и только русский язык поможет общаться людям разных народностей тут.

Станция Харп (северное сияние Северной железной дороги). Подъезжаем постоять долго, я уже предвкушаю, что можно будет насладиться этими забытыми местами, где Советы когда-то построили колонии строгого режима. Поезд на перроне встречает девушка в оранжевой форме и флажком. Помню, она же была на пути сюда. Красивая, такие дают интересный контраст с такими суровыми местами. Одноэтажный деревянный вокзал, на фоне большой горы с ледниками. Гора впереди, и на фоне нее тепловоз и вагоны, которые собираются проехать мимо этой горы. Очень уютный, впрочем, вид, такие картинки очень редки из-за естественности и безлюдности. Все тут медленно, машинисты неторопливо вылазят из тепловоза, ставят "башмаки" и подцепляют вагоны. Никто никуда не спешит, расписание не предполагает быстрый ход, да и природа тут какая-то лирическая, застывшая. Весь поезд, похоже, вышел на перрон, курит и смотрит на гору. А я решил походить кругом, ничего особого не увидел и сел на лавке у вокзала.

Из здания вокзала выходит та девушка, что махала флагом, символ станции можно сказать. И еще несколько путевых работников с ней, обсуждают рабочие вопросы. До меня доносится что-то типа — "а у стрелочников зарплата больше!", "вчера был ящик водки и вина", и они удаляются от меня на самом интересном месте. Девушку зовут Юля, судя по всему. Я сижу дальше, обозреваю гору и тепловоз, и чуть погодя, подъезжает машина к зданию вокзала. Тут вокзал не то, что в больших городах, тут можно заехать на машине прямо к перрону (вспоминается картина, которую видел в местной галерее — тройка коней по перрону подвозит барина к поезду, который стоит у старого вокзала). Тип машины будет неизвестен для западных автолюбителей, но хорошо известен сибирским, это — праворульная Хонда начала двухтысячных, уже староватая, но видно, что обслуженная (детали для них можно ставить с разборок, что выходит намного дешевле, чем иметь отечественный авто аналогичной стоимости), и главное, на новых литых дисках. У нас таких я повидал достаточно, диски на "пацанках" часто бывают по стоимости как большая часть стоимости машины. Выходит молодой парень и с ним мальчик, которому папа достает велик двухколесный, но без педалей, типа “сиди и едь ногами”. "Идем к маме", - о, тут я понял, что это Юлины. Вот она, молодая семья здешняя. Интересно, какое у них будущее?

Тем временем подъезжает автобус и высаживает студентов или школьников. Похоже, что это те, с которыми я ехал на переправе через Обь. Интересно, почему они загружаются в поезд здесь, а не в Лабытнанги? Ответ не заставил себя ждать: их посадку в поезд на фоне гор стал снимать оператор на камеру. Хорошее выйдет видео о поездке!
Всех зовут в вагон, проводница чувствует себя пастухом и будто загоняет палкой разбредшееся стадо. "Давай пойдем в поезд, не охота здесь оставаться", - слышу мнение пассажира. Фон картинки хороший, но зависнуть тут люди не очень то и хотят.
 
Едем дальше. Начинаем проезжать горы. Если смотреть карты, как раз где-то тут находятся места в ложбинах Уральского хребта, где можно было построить дорогу для проезда поезда через континент. Собственно, так было и сделано: дорога идет сначала вдоль Северного Урала, а потом прорывается через Полярный Урал в этом месте, где мы сейчас едем, в направлении Салехарда. А Воркута расположена где-то, не доезжая до этого поворота, и наш поезд неспешно едет туда, как бы нехотя. Кругом тундра, мелкие кустарники, мох и раскидываются как бы в случайных местах горы. Вот что заметил в свое окно: когда смотреть на солнце или небо через мою боковую амбразурку (к которой можно повернуться и лежать вдоль движения и созерцать все), то все предстает в каких-то фиолетовых тонах. Конечно, это все-таки окно затонировано какой-то пленкой, но интересно, что если смотреть не на свет, этих цветовых эффектов нет. "Озоновые дыры, наверное", - подумал я.
 
Следующая большая остановка где-то "в нигде". Платформы нет. Здание вокзала — маленький одноэтажный домик. Рядом стоит вездеход (я так понимаю, кроме железной дороги других капитальных дорог тут нет начиная с Харпа). Чуть подальше (получается я еду вначале поезда, а он даже за последним вагоном) находится магазин типа сельпо, и больше тут на станции совсем ничего нет. Иду в магазин, беру воду и мороженое. Солнышко вылезло, тепло, хорошо. Ем мороженое у вагона, выходит та самая коренная поселенка, что-то ходит по кругу ищет, увидела меня с мороженым, смотрит взглядом как большой вопрос. Магазин? Кивает. Показываю его вдали, говорю первый дом вокзал, а второй-магазин. Идет, заходит в вокзал. Немного погодя (видимо был некий диалог жестами внутри) выходит и идет назад. Показываю пальцем, это вокзал, а вон там — магазин. В ответ "ааа". Тут уже скоро отчаливать, показываю на время, чтобы не ходила, не хватало еще ее тут оставить.

Следующая остановка — Сейда. Сей-да, у сибирской группы “Коридор” есть песня “Хой-да”, на похожую ритмику слова. Вообще я знаю, что сейды — это причудливо положенные (то ли путем действия воды и ветра, то ли древних великанов) камни, их много на Алтае, Урале, в Карелии. Но тут никаких камней нет, да и гор в принципе уже тоже поблизости. Зато стоит кирпичный вокзальчик с залом ожидания, комок (в данной глуши даже работает оплата по пластиковой карточке!) и большой деревянный перрон. По поводу "перронов вровень" с дверьми поезда/трамвая я уже как-то обсуждал, но этот деревянный, конечно, может считаться хорошей находкой, таких мало где встретишь уже — проложены деревянные бруски параллельно вряд и обиты с обеих сторон, палки и гвозди, что еще нужно? Можно было бы и вровень с поездом соорудить, если бы знали об этой фишке, и какой-нибудь блоггер тут бы тогда сделал обзорное видео на миллион просмотров.
 
На данной станции вышло большое количество народу (туристы с рюкзаками), так как место пересадочное и тут уже можно пересесть на поезд до Москвы с Воркуты. Кто-то повалил рюкзаки на травку между платформой и вокзалом и принялся было есть свежекупленный перекус из комка, но тут сразу налетели комары и народ потянулся в зал ожидания. Я же сел у последнего вагона поезда на деревянный перрон и принялся есть Доширак, который купил и залил водой из вагонного термоса. Ем и смотрю на "башмак" (железная штука для подклада под вагоны), что поставили тут ранее, ведь вагон последний, а в начале поезда что-то там стыкуют. Бах, стыковка и "башмак" проехал полметра. Не очень аккуратно, прямо скажем. Как раз доел лапшу, приходит девушка в путевой форме и забирает башмак. Рабочее место создано, интересно, какой тут карьерный рост?

Дальнейшая дорога проходит в полупустом вагоне. Все станции маленькие, народ вроде ни выходит, ни заходит, отмечаю станцию под знаковым названием "Песец". Что-то похожее на деревянный домик, от него деревянный настил и еще более добротно сделанная деревянная платформа! Посреди "ничего", и никого там, похоже что, и нет. Дело к вечеру, весеннее солнце заливает станцию Песец лучами песцового цвета.
 
Проводники угомоняют дебошира, который здорово принял по дороге, ходит по вагону, его  грозятся высадить, и он постепенно усаживается на место и замолкает. Между собой проводники обсуждают такие вещи: "Отцепили вагон и не проверили дверь последнюю". Я в теме, один не очень трезвый пассажир как-то выпадал в такую незакрытую дверь и потом бежал по морозу за поездом в Якутии, как где-то писали. Также вспоминаю свой вояж Минск-Москва на парижском поезде (были же времена и такие ходили), где еле-еле упросил проводника пройти в последний тамбур и сфотографировать кофе на фоне шпал, бегущих от этого великого направления.
 
Северное время идет к закату, а мы прибываем в Воркуту. Железнодорожная инфраструктура резко расширяется до нескольких путей, появляется добротный вокзал с большим перроном (уже отвык ведь от такого тут). Приехали в данный суровый город, коренные поселенцы выходят, люлька передается через тамбур вниз, видимо, их глава семьи приехал сюда работать на вахту уголь добывать.

Ну а мне тут надо будет провести ночь, пока не знаю совершенно где, но я надеюсь, что это будет сделано без вложений и уюта, скорее всего на лавке в вокзале. И надо посмотреть этот город, на ютубе ведь много встречается про "северный город-призрак", но я ничего не глядел до поездки, совсем не интересны ролики, которые хотят набрать миллионную аудиторию и проплатить себе путешествие.



Следующая глава: Север-Юг России с Востока - Воркута


Рецензии