Север-Юг России с Востока - Поезд Воркута-Адлер
Эпический по названию поезд, конечно, когда же еще проедешь на таком? У вагона встречают проводники в стройотрядовских толстовках — Лилиана (надо же, какие имена бывают теперь) и Данил (похож на Шурика из комедий Гайдая, такие же очки и обесцвеченные волосы). Только захожу в вагон и закидываю рюкзак с палаткой на собственную третью полку, так мне уже кричат: "что, с палаткой пешком до Сочи?" Это тот парень с вокзала у розетки, что сидел с телефоном всю ночь, Алексей, работник нефтегазового сектора из Сосногорска (Коми). Рядом его новоиспеченный друг, Александр, про которого я ночью подумал, что это охранник. "Я-бывший мент!" - говорит он, и я все-таки понимаю, что моя нейросеть что-то может предсказывать близкое. Ах да, они же ведь договорились пораньше зайти в поезд и теперь в отлежке на верхних полках. Все-таки вот кого профессия учит болтать. Я еще не загрузил вещи, а уже узнаю, что он сюда приезжал подумать и отсмотреть рабочее место во время пенсии, которая будет скоро (сейчас притом ему 42 года), ведь у него основное образование — железнодорожник, "из тех, кто по колесам постукивает". Но он решил в итоге, что не стоит оно того, придется ведь совмещать три работы со сравнительно маленькой зарплатой, а огородов тут нет! "А я Саня, шахтер из ЛНР", - это уже мой сосед снизу по боковушке грустно улыбается. Крепкий простой парень, тоже примерно такого возраста. Едет до Ростова, поэтому долго еще с ним будем ехать, пообщаемся, значит. Ну все, расположились и поехали. Воркута тихо уходит и начинается заоконная тундра.
Снизу в купе напротив — бабулька 83 года, едет в санаторий "Сосновый бор" под Кировом (сколько же у нас в стране санаториев с таким названием?), а рядом женщина с Воркуты тоже едет в какой-то санаторий, но уже под Ростовом. Жизнь пенсионеров — сплошные санатории, вспоминаю дядю Колю (брата дедушки), который каждый год ездил из своего Черемхово (Иркутская область) в Хосту под Сочи и слал оттуда мандарины в ящике. Тем временим, уже обсуждают, что на Камчатке якобы рыбу выбрасывают и фурами давят, чтобы цену не снижать. Расстроился. Разговаривают про рыб, про карпа в прудах. Я в полусне. Про щуку речь, ухо активизировал, слушаю, ведь в Оби она царица рыб. "Щука — рыба пресная, котлеты зато вкусные", - доносится мнение. Согласен, постоянно покупал бабушке по заказу щучьи котлеты. Сплю, позже просыпаюсь, а обсуждение разных тем в нашем открытом купе все идет, Александр мастерски задает тему, а бабушки подхватывают. На этот раз слышу, что отопление 1 июля в Воркуте только отключили, а в прошлом году — 14 июня. С сентября-октября — снег. Опять проваливаюсь в сон до вечера. Алексей выходит в Сосногорске, это возле Ухты, откуда я заехал в воркутинское направление. Спрашиваю его, горит ли подсветкой в Ухте Ленин на горе. Говорит, что горит, но в белые ночи не включают. Прощаемся.
Ночью подсаживается на его место некая девушка Диана (Александр сразу узнает имена), вся в тату и с фигурой типа "Памела Андерсон". Однако она сразу уходит выпивать с какими-то парнями в конец вагона. Наутро тех парней с галерки высаживает из поезда наряд полиции, а Диана тихо проходит на место и спокойно дальше спит. Просыпается и, совершенно сонная, и с похмелюги, идет на большой остановке в Котласе (кусочек Архангельской области) сопровождать бабушку за ягодой, как же это мило. Александр как бывший полицейский, держит марку и узнает все про всех, а я лежу и слушаю.
Диана рассказывает, что из Cаратовской области с казахо-мусульманской семьи. Все детство она пряталась в бане и секретно ела сало с дедушкой (Аллах же там не видит!). Поэтому, наверное, такая фигура. Дальше истории становятся интереснее, это ведь я в Саратове видел только набережную, Волгу, мост и кучу стволов акаций, а на самом деле, там рядом степь со своими обычаями. В 18 лет ее отдали замуж за ранее неизвестного ей молодого человека, через 1,5 года совместной жизни он мылся в душе с любовницей, она их застукала, а он ее в ответ набил. Его мама на это только и сказала: "сынок, ай, ай, ай, девушек нельзя бить", после больницы она сбежала от данного мужа. Далее, была на свадьбе у подруги, хоп-хоп, мешок на голову и в Дагестан ее хотели уже вести в багажнике Приоры. Мама с двумя сковородками отбила. Такая вот жизнь приграничных с Казахстаном районов... Вроде 21 век, но сюжеты как в "Кавказской пленнице", кто бы мог подумать. Мало все-таки я знаю страну, и вот такие вот поездки многое приоткрывают, это как ценный клад, он вот он, лежит, только разговори людей рядом.
Тем временем информация от проводников — за день с вагона сняли 6 алкашей. Как бы намекают, чтобы не пытались. Поезд известно же, из каких мест едет, поэтому и такое внимание. Киров, долгая остановка. Трое, два Александра и Диана собираются идти за "минералкой" (по факту-пиво). Я рассказываю им историю, что меня кировские перевозчики бросили на полдороги в Сыктывкаре, и собираюсь идти искать перевозчиковскую главу в виде Марии на парковке перед вокзалом, чтобы из глаз в глаза узнать, почему же так (на самом деле этим троим намекаю, чтобы постояли рядом, но те сказали, что будут наблюдать издалека, "смотри там сам"). Стоянка-пересадочный пункт в Кирове без изменений, загружаются несколько маршруток до окрестных городов, но самой Марии нет. Спросил у таксистов-конкурентов, передаю привет. Те говорят, "да-да, жалуйся, жалуйся", тут все возят на авто, "а они пришли и в три раза снизили цены". Хорошо, что снизили, думаю, но плохо, что мало спят и бросают клиентов. Показал билет с ценой 3800 с Казани до Ухты. Один из таксистов сказал, что это подозрительно мало, поди только до Сыктывкара, на что другой заметил, что это 3 по 1300, по автобусной цене. Да, я тогда ожидал большой безопасный автобус, а не эти маршрутки... Мои попутчики стоят у светофора у вокзала и меня дожидаются, мало ли, что, я доволен, что не бросают. Пошли вместе далее, они — пить пиво за постройкой у вокзала, а я стоять и слушать истории. Вот ведь какие они, бывшие полицейские, во время службы ссаживают алкашей с поезда, а вне службы, знают места, где можно притаиться с пивом несмотря на то, что места общественные. Улыбаюсь на этот счет.
Далее в вагоне эти товарищи разливали пиво в стаканчики с подстаканниками. Обсудили под это дело стройотрядовцев — проводников, которые постоянно снуют мимо в своих штормовках с сотнями значков. Я имею свое мнение про стройотряды, и оно в целом негативное, о чем и поведал моим попутчикам. Работая в университетской среде, вижу, во что превратилось это движение — в инструмент сохранения контингента со стороны вуза и институт влияния со стороны разного рода администраций. Да, они закрывают вакантные места, делают что-то позитивное, но это все идет с явно выраженным противопоставлением к учебе, к какой-то работе, требующей усилий, тут же все доступно — песни, штормовки и значки, много показного сильно у них. Уровень компьютерной грамотности таких стройотрядовцев один раз мне показал случай в поездке, я утром перед приездом в Новосибирск (кажется, когда я ехал с Владивостока) стоял в очереди в туалет и меня несколько стройотрядовцев позвали пройти помочь в штабной вагон (может, кто-то указал на меня из студентов), где они там не могли посчитать сумму за проданные продукты в Экселе, я вмиг ввел формулу (там же просто: цена*количество и потом сумма по таким произведениям) и удивился, что в наше время студенты такого простого действия не знают. Всем рассказываю эту историю: и своим студентам (настраиваю на учебу, а не на отряды), и попутчикам вот как раз тут. Александр прощается и покидает нас, куда-то пересаживаясь в ночь. Ух, теперь все молчат, можно спокойно и поспать.
Утром просыпаюсь на остановке в местечке "Красный узел". Смотрю по карте — Мордовия! Тут я испытываю чувство радости, все-таки, как уже писал, пробабушка была у меня мордва (мокша) и я бывал в Саранске по этому случаю, кстати, он скоро будет по пути. На соседнем железнодорожном пути тем временем стоит "Адлер-Воркута". Вы едьте, голубчики, туда, в Воркуту, но я все-таки обратно в сторону моря! Беру картошку с котлетой по 150 рублей на перроне, иду в комок, там беру "Пепси" в ретро стеклянной таре (пока продают, но скоро уже не будет доступна нам вся эта подслащенная водичка по оригинальному рецепту). "Давай лучше наличкой", - говорит продавец, отвечаю ему, что нет и тот нехотя достает терминал из-под полы.
Подъезжаем к Саранску. Зеленые поля, синее небо, облака. Женщина рядом отмечает, что тут одни натуральные продукты, в магазинах они притом аккуратно выложены, а в Воркуте же все привозят и как попало сразу кидают. Стоянка долгая, вышел в город через вокзал, немного прошелся по проспекту от него, чисто, уютно, мало людей и машин, зашел в ухоженный дворик и там посидел на лавочке! По пути из Саранска поезд проезжает стадион-красавец Чемпионата мира. Я там, было дело, катался по дорожке у стадиона и реки на роликах и видел оттуда такие поезда, как сейчас мой, проезжающие напротив. Конечно, этот стадион уж слишком большой для такого города, ну ладно, приедет, скажем, какой-нибудь гипотетический Филипп Киркоров и при удачной цене сможет там собрать народ. Но уж явно не местный футбольный клуб на матчи какой-то там лиги по порядку. Еще вспомнил, что там в городе есть вуз МГУ (мордовский госуниверситет), построен в виде, похожем на известную cталинку оригинального МГУ, но только обшит керамогранитом, как и весь центр города, отдает копией в общем, но "хорошие художники копируют, великие художники воруют". Вообще думаю, что регион, если правильно себя позиционировать (в данном случае — как аграрный и не лезть в "спорты высоких достижений"), с учетом моих прошлых замечаний по поводу плодородных земель, вполне может стать местной Францией...
Тем временем выяснилось, что после длительной остановки пропал мой сосед Саня. Как я уже писал ранее, это очень простой на вид работяга. Показывал мне паспорт со звездой и паровозом, выданный местным МВД. Понятно, почему у нас такая разница в зарплатах между теми же преподавателями и представителями полиции, ведь одни решают за паспорта, а другие нет. Сам Саня делает какие-то стволы для Воркутауголь, при этом закончил два универа, имеет первое бухгалтерское образование и даже работал в банке, а второе высшее у него — шахтерское, интересная была там образовательная система, говорил, даже программирование на С++ изучали, но шло тяжко. В 2014 покинул свой поселок под Луганском после начала обстрелов, и после ночей на границе его отправили в некий город Пугачев в Саратовской области, а там предложили остаться фермером, но Саня — не фермер, он — рабочий со своими крепкими руками, и с тех пор мой сосед работал и в Метрострое, и на разных шахтах. Сказал, что хотя бы в Воркуте есть вода, и то хорошо, на Родине сроду только по 4 часа в день давали. Кто-то ищет место для коней в Воркуте, а кто-то работу по специальности и воду... В общем, такой работяга со сложной судьбой исчез.
Я стал беспокоиться, как бы он с пивом каким-нибудь не остался в Саранске. Хотя потом припомнил, что то ли в первом, то ли в последнем вагоне у него едет коллега, который заявил: "я могу себе позволить ехать в купе" (Саня несколько раз повторял эту фразу, передразнивая). Проводница сказала, что если пассажир не успел сесть, его вещи на следующей крупной остановке выгружают. Полежал на полке немного, непонятность не дает покоя, пошел искать Саню по поезду, по направлению к вагону-ресторану и заглядывая в открытые двери купе. Догадка оказалась правильной: мой сосед был найден в ресторане в компании огромного мужика килограмм 200 в красном, они дули водку и заедали борщом. Поглядел цены в ресторане, увидел, что пиво по 450, а еда 400-800 рублей, очень уж недешево. Заявил тетке, сидящей на кассе, что они их поят подороже, а потом ведь таких клиентов снимают с поезда. Прямо альянс, деньги рестораном заработаны, когда все уже потрачены, сотрудники пошли и сняли народ, места освободились, всем выгода (это подумал). В ответ: "это же в вагоне поезда снимают тех, кто пьют и матерятся, а у нас можно". Пошел обратно, сказал всем уже интересующимся в вагоне судьбой моего соседа, что он найден, и пьет водку с борщом. Там уже женщины разные подхватили по вагону тему про борщ. Еду пока без попутчика.
Проводил Диану на некоторой долгой остановке в Саратовской области, донёс ей сумку до вокзала, сходил в поселок и купил там "сосиску по-французски". К ночи после 22 часов появился мой шахтер... Уже совсем не тот человек. Достаточно агрессивный, нашел пиво где-то в загашнике и стал потреблять из горла. Еще больше вставило его. Стал ходить по вагону, тянуло его поговорить к Лилиане, которая грозилась всех высадить, и меня за одно. Пришлось даже выходить его забирать из тамбура, типа я взял его под шефство, а то вариант, что его примут где-то посреди ночи, мне показался не очень гуманным для этого человека. Мотив агрессии понятен. "Я спокойный, а внутри все бушует". "Убили половину шахты". "Давай, я покажу тебе Донбасс". "Будем воевать. Какой от нас толк? Серый, тебя в ПВО, а меня в мясо". Давал послушать мне свою музыку через блютус-наушники, там играл Пикник и что-то про скифов. Я пролистал его песни, все такого типа, рок безнадёжный и дающий воинственность. Потом уже вот показалось, что мой сосед почти угомонился, но тут остановка и он опять пошел. Все надо контролировать, ходил за ним, дабы ничего не натворил. Пытался звонить в Харьков, "кореш в осаде, но он москаль", тот не берет, "бухает, день ВМФ". Пытался еще раз звонить ему при мне, но ткнул не туда и позвонил случайно бывшей жене, я даже увидел на экране, что та почти сразу ответила сообщением: "не могу говорить". Бывших жен не бывает. И ты бежал от этой новостной повестки, а она тебя все равно настигла в вагоне поезда, где не спрячешься. Включил ему "Короля и шута" в наушник. Он улегся, но постоянно в случайные моменты что-то матерное выкрикивал, как будто был в бою. Еще несколько раз заявлял, что он себе "может позволить". Ага, значит, вот наговорился на текущие темы со своим товарищем и теперь говорит его словами. Так полночи прошло. Утром просыпаюсь и смотрю, Саня спит под одеялом, слава Богу, не сняли с поезда. Думал, что вот так спокойный человек превращается в неуправляемое существо. В поезде может весь вагон на уши поставить. А вагоны рестораны и рады, снять кассу на таких, и им все равно на дальнейшее состояние человека и вагона после выпивки. С другой стороны, можем ли мы осуждать таких людей, у которых война в голове не просто так, а она реальна. Я приложил не так уж и много усилий и предотвратил высадку, да и люди в вагоне в принципе все понимали, никто на него не жаловался.
Открывает глаза, я спрашиваю: "Саня, живой?" Улыбается: "спасибо тебе, Серега". "Перебрал, извиняюсь". Спустился к нему по приглашению вниз на завтрак в плацкарте, кофе 3-в-1 и трубочки со сгущенкой, за шахтерский счет. Подъезжаем к Ростову. Обсудили, что он далее собирается тут уладить дела с военкоматом, погостить у друга и попытаться съездить домой, в Луганскую область. Вот такой отпуск, а потом опять в шахту. Спрашиваю, "с ростовским другом поди опять пить будете?" В ответ: "если честно да, но только пиво", улыбается. "Ростов тебе показать не смогу, там был пару раз, но не знаю его. Так что едь на свое море". Тут раздается звонок: "Мама". Она говорит громко, кричит там что ли в трубку, так, что я слышу со своего места. Такой здоровский говор, она говорит по-русски, но с очень и очень сильным украинским акцентом, по-максимуму редуцируя гласные в словах, ну и эти "г"-"х". Однако от такого голоса веет добротой и любовью, и чувство, как будто тебе сейчас выдадут борщ и картошку с котлетой, и отказаться ты не сможешь, какая бы огромная порция ни была. Простые люди наиболее ценны сегодня. Вспоминается песня "Тепло Родного дома, на берегах Амура или Дона".
Как раз, так как с нашего бокового окна поезда открывается вид на реку Дон, по которому ползут корабли, длинные, похоже, что танкеры. Читаю название: Идель-1. C Волги что ли плывет? Река идет вдоль путей, видны небольшие пляжики. Заезжаем на вокзал, Саня берет свою спортивную сумку, и мы прощаемся. Надеюсь, он не загуляет тут, не потеряется, и его не обокрадут в уже известном мне состоянии.
Стоянка в Ростове большая, около часа. Иду в город, чтобы попасть в какую-то продуктовую сеть, где на мне не будут пытаться заработать, как в киосках на вокзалах с их кратными ценами. Сам город показался большим куском расплавленного асфальта. Из вагона с кондиционером я вышел прямо в жару, +35 и вот я уже стою в тени светофора от вокзала, перехожу его, и там справа здание Пятерочки. Беру круассан и кофе, мест для поедания продуктов пекарни тут нет, поэтому стою у двери. Наружу не хочется, жарко. Подтягиваются отдыхающие из поездов также набрать продуктов в дорогу. В основном, все затариваются минералкой, круассаны и булочки кстати тоже хорошо разбираются. Вот семья отдыхающих прикупила неплохой арбуз. Однако, при выходе, несший его сын не удержал данный скользкий продукт и вдруг уронил его, арбуз моментально раскололся и вытек. Начался ор, стали сыпаться проклятия со стороны молодого папаши, мамаша также была притом послана. Ну и зачем такой отдых? Арбуз был моментально убран уборщицей-среднезиаткой, пол вымыт, а вот крепкость семьи явно была отмечена трещиной.
В Ростове явно чувствуется близость войны. И по большому количеству людей в форме, и по украинскому акценту повсюду, да и просто в воздухе тут тревожно. На вокзале невиданный контроль: для выхода к каждому пути требуют показать билет на поезд, который стоит на данном пути. Пока ищу билет в телефоне в письмах, спрашивают, на какой я поезд. "Воркута-Адлер!". Охранник улыбается: "а, воркутинский, проходи!" Такие тут не опасны.
Захожу в поезд, там уже жарко, что мне приходится выйти назад и взять мороженное на перроне. Чуть позже трогаемся, и я понимаю, что система кондиционирования у наших поездов не предназначена для жаркого климата: поезд час стоял на жаре, кондиционер не работал, теперь его включили и похоже, что выйти на режим в районе 22 градусов ему будет не так просто. Этот случай почему-то не продуман. Все сидят потные и пьют минералку, которую купили за этот час стоянки.
Проезжаем опять мимо реки, открывается вид на прибрежные современные высотные дома, краны и большие корабли на реке. Удивительно, никогда не думал даже по названию, что Ростов-на-дону — это в том числе и порт и река Дон в его жизни играет, судя по всему, одну из важных ролей. У нас же в верховьях Оби корабли остались только экскурсионные, которые никто не красил десятилетиями, речной вокзал скоро пойдет под снос, из проезжающего флота еще как-то востребованы разве только буксиры, которые тянут баржи с гравием и песком.
Оказывается, дальше едем не через Краснодар, а через некую станцию "Кавказская". То есть путей через горы к морю проложено несколько, и это радует. Вспоминаю почему-то Лермонтова. Вечером на этой станции — длинная остановка, тут уже и жара спала и на улице, и в поезде, приятно походить у путей на этой старинной станции. Вижу какие-то толи семафоры, толи сооружения по заправке водой начала 20 века, стоят себе, и никто их не убирает. Померил поезд с начала до конца, получилось около 550 шагов. Время еще есть. Напротив входа в вагон нашел много лежащих железнодорожных колес с какими-то приспособлениями, для меня они как специально для ног, изловчился и смог поставить две ноги в них, так, что можно было стоять и балансировать на колесе, под улыбки людей с нашего вагона. Да, теперь и этот отрезок поездки подходит к завершению, отличная погода и настроение, осталось полночи в поезде и я у моря, а там уже посмотрим!
Следующая глава: Север-Юг России с Востока - Лазаревское, 1й день
Свидетельство о публикации №225042901186