3. Сын степей

(продолжение из книги "Сахалинские расссказы, атор - Александр Матвеев)


Мой первый пароход на Сахалине – "Ванцетти».
Мы – матросы. Мне и Мише не хватало ценза для получения рабочего диплома штурмана дальнего плавания. Диплом о получении образования был, а вот необходимого количества часов работы на море не имели. Драили палубу, таскали швартовые канаты, красили корпус судна и даже мыли гальюны, если боцман поручал. Я нёс вахту со старшим помощником капитана Сулейменовым, он –
первый морской капитан казах. «Сыном степей» прозвали его на флоте. «Добрые люди» нам рассказали, что он был разжалован за какие-то провинности в старпомы. Запомнился он мне решительным и профессиональным. Мусуль Сулейменов восстановится в должности капитана и переведётся в Азовское морское пароходство, ближе к родине и степям. Через много лет он мне позвонит в Москву… Я тогда был в должности вице-президента Сахалинского пароходства. Позвонит и представится капитаном Сулейменовым. И память немедленно вернёт меня на Сахалин, и я тут же вспомню его имя и отчество: «Мусуль Сулейменович! Здравствуйте!» Он оформлялся на пенсию, и понадобилась какая-то бумажка из отдела кадров нашего пароходства. Документ сделали и переслали.

В январе 1964 года пароход «Ванцетти» шёл во льдах в Анивском заливе. Везли энергопоезда из Владивостока на остров. Это передвижная электростанция на железнодорожных платформах. Интересная страница истории Сахалинской области. Очень важный эпизод в биографии парохода «Ванцетти»: имея крейсерскую скорость меньше десяти узлов, в войну экипаж потопил немецкую подводную лодку. Это так, к слову.

В том рейсе я был рулевым на старпомовской вахте с четырёх до восьми утра и не думал о героическом прошлом нашего тихохода. Впервые я за рулём в такой ответственный момент, когда судно пробивается в тяжёлых для него льдах. Бодрым, командирским голосом повторяю и исполняю команды старпома: «Право на борт», «Прямо руль», «Так держать». И мне продолжительное время удаётся держать судно на курсе. А старпом долго стоял на крыле мостика и почему-то молчал. Может, я в то время думал о том, что хорошо справляюсь с обязанностями рулевого. Может, я ждал похвалы от старпома, когда он зайдёт в рубку? Он зашёл и сказал мне: «Что стоишь у руля? Пароход уже полчаса без движений. Застряли. Будем утра ждать». А я, усердный рулевой с дипломом штурмана дальнего плавания, даже не понял, что старпом поставил телеграф на «стоп машина». Как мне было стыдно, это не передать словами. До сих пор стыдно. Потом, спустя годы, я буду вспоминать пароход «Ванцетти» в стихотворении, которое станет песней:

Знаешь, друг, я много бы отдал,
Чтоб вернуться на минуточку назад,
Чтоб качался подо мной причал,
Чтоб увидеть в стылом небе звездопад
И услышать, как гудит «Ванцетти»
Громким, чуть надтреснутым
фальцетом.


Рецензии