Север-Юг России с Востока - Туапсе

Предыдущая глава: Север-Юг России с Востока - Лазаревское-Туапсе

Туапсе — город, в который впервые мы ездили с семьей на поезде в 1992 году, встречает проезжающую “Ласточку” нефтяным терминалом и пляжем прямо около него, все в точности, как и тогда. В тот приезд, кстати, затонул танкер и нефтяные пятна плавали по морю как медузы. То есть целесообразность купания в данном месте далеко не очевидна, но сюда отдыхающие едут  из-за порта, кораблей, городской инфраструктуры (а не курортной, как здесь везде кругом) и из-за истории, все-таки в советское время курортов было не так много.
 
С поезда сегодняшний Туапсе начинается с вокзала в классическом стиле, в хорошем состоянии, с яростно дующими кондиционерами внутри. Так, сяду-ка я сюда для зарядки телефона и работы с ним — оценки своего положения и обдумывания последующих шагов. Сидел, отвечал на письма и смотрел карты. Прошлый раз, будучи в KFC в Лазаревском, я нашел автокемпинг в районе Туапсе, и подумал, что было бы неплохо поставить там палатку сегодня, ведь нужно думать и о цивилизованном отдыхе, куда приезжают специально с палатками. Оказалось, что он не в самом  Туапсе, а на станции Спутник. Это даже лучше, проеду чуток назад и опять почую дикое побережье. По Туапсе план простой — пройтись из центра до порта, потом сходить на пляж Паук за городом и где-то что-то поесть. Есть 3 часа времени на это до следующей электрички назад, что на самом деле не очень-то и много, тот пляж, как помнится, был достаточно далеко, но кажется, что достаточно для затеи потоптать пыль Туапсе и потаскать по нему свою палатку в рюкзаке, почуять город пешком и вспомнить все.

В 2014 году, будучи в Краснодарском крае на машине, я заезжал и в Туапсе, правда, я останавливался тогда на центральном пляже, а потом ездил на велосипеде до этого пляжа Паук. Но то был тур на транспортных средствах с колесами, а теперь я иду своими ногами, как я уже отмечал, это все более длительно, место чувствуется и запоминается намного лучше.

Как только выходишь из вокзала, сразу ощущаешь сильный тропический жар, видишь кругом южные растения и множество южных таксистов. Иду на центральную улицу — здесь это улица Жукова, далее она ведет к свороту на улицу Гагарина, ведущую в свою очередь на центральный пляж, но я двигаюсь прямо в порт. Сначала, идя от вокзала, нужно дождаться на переходе через пути, пока пройдет грузовой поезд, и вот тут пешеходы, машины и я ждем достаточно долго, все-таки Туапсе — это порт и нефть, и эти ресурсы сейчас используются на все 100%.

Центр города оставил хорошее впечатление. C 2014 года заметно сделанное благоустройство — уложена плиточка, поставлены современные скамейки, даже появилась пешеходная улица, идущая вроде бы к базару. Везде аккуратно подстрижены деревья, хрущевки или сталинки на Жукова стоят в хорошем состоянии. Раньше я отмечал некоторую серость и неинтересность города, сейчас же в городе добавились цвета, он стал посовременнее, и в целом тут, кажется, можно жить тем, кто хочет море рядом, но не хочет курорта. У магазина бабушки продают ягоду и цветы. Купил у одной такой пенсионерки ягоды ежевики на 70 рублей, сколько нашел в кармане. Эта бабушка сделала мне треугольник из газеты в качестве стакана, как делают такие бабушки уже много лет. Я шел по Туапсе и ел эту сочную ежевику руками, от чего все руки постепенно стали красными.

Туапсинский порт встретил пасмурной погодой и показался достаточно угрюмым. Видно маяк на заходе в порт, краны, огромный танкер, который стоит и разгружается у терминала порта. Сфотографировал его гигантские винты. На набережной порта практически в тот момент не было людей, только несколько зазывал предлагали поездки на теплоходах по округам. Интересная нависшая над всем этим станция управления портом, как будто большая кабина крана, у меня даже где-то был магнитик с ней. Я помню, что идти на пляж Паук нужно дальше через дорогу у порта, там начинается портовый квартал и вдоль него и нужно шагать. Да, так и есть, огороженная территория, железная дорога и опять маневровый тепловоз толкает по ней вагоны. Порт сейчас реально используется, в прошлое мое посещение же выглядел вроде достаточно заброшенным. Вообще конечно, все это с Марсельским портом, например, сравнивать сложно, там много километров для прибытия и разгрузки судов, со стоящими везде контейнерами и подъездами, тут же он достаточно маленький. Пешеходная дорога странная, приходится идти то по одной, то по другой стороне улицы. Слева порт, справа — частные постройки, коттеджи на горе. Местами старые дома сносятся и уже огорожены под котлованы, видимо тут будет что-то более дорогое.

Иду по улице Фурманова. Чуть позже — пешеходный мост и начинается дорога к пляжу. Видно, что тут тоже пытались сделать благоустройство — пешеходная дорожка у реки с заборчиком и выемками под лавочки, но самих лавочек почему-то не поставили. На карте то улица Приречная, то уже улица Приморская, тут же маленькая речка впадает в море и вдоль нее тянется дорожка к пляжу, приближение к которому сразу заметно — количество ларьков начинает возрастать. Вообще, всех этих городских речек следует избегать, туда ведь местные жители льют все, что можно, и  тут как обычно, пляж начинается прямо у впадения реки.
 
Пляж Паук всегда считался "диким" пляжем, но сейчас он уже явно не такой уж и дикий. Очень много торгашей не бывает ведь на диких пляжах. Еда, вода, пиво, купальные принадлежности, экскурсии. Да и пляж сильно поменялся даже с 2014 годом, тут теперь уже есть вышка спасателей, стоят катамараны и лежаки. Есть "элитное" место, навес над лежаками. Вообще, я устал идти по жаре, от порта шел около получаса, еще и с рюкзаком моим. Я купил в ларьке классику — чебурек и пепси, и сел в тени подвеса с внешней стороны на какую-то крепежную балку. Просто очень давно хотелось скинуть рюкзак, а вид чебурека заставляет его купить и съесть. Но спокойно посидеть и поесть не дали, оказывается, тут по тени подвеса туда-сюда катала коляску бабушка огромных форм, и она не смотрела ни на меня, ни на рюкзак и катала ее чуть не по нему и мне, держа лицо кирпичом.

Отошел подальше, смотрю, там турник, и на него ходит подтягиваться парнишка, видимо купается, а потом подтягивается. Полезно. Минут 10 посидел, переварил чебурек и тоже пошел подтянулся, на удивление очень легко и 10 раз взял без проблем. Если носишь рюкзак, ты тренируешься и без такого рода искусственных тренировок, и съетый чебурек на силу не влияет.

Вдали плавали танкеры, я подошел поближе к воде и пофотографировал их. Поглядел на воду у берега, она грязная, в ней плавают какие-то щепки, цвет с примесью темного песка, вообще не очень понимаю, кто в такой купается, тут явно не лучшее место. Лучше, наверное, идти к концу пляжа, там гора описывает эффектный выступ, я, помнится, сравнивал фото 1992 и 2014 годов, и там почти ничего не поменялось, даже те же деревья. Дальше если идти за выступ, можно найти то место, где снимался эпизод с купанием в "Бриллиантовой руке", туда возят на экскурсии на катерах, но я там не был ни разу, и в этот раз тоже не успею. Пора возвращаться, чтобы успеть на электричку, там есть, конечно, еще один запасной вариант, но я пока вроде успеваю.

Обратно прошел в тени большого забора порта и потом посидел на новой лавочке с другой стороны здания управления портом, там вроде гостиница. По картам на телефоне идти 18 минут до вокзала, а до электрички осталось полчаса, немного передохнул и совершил последний рывок. Прихожу, поезд уже стоит, говорят, что билеты надо покупать у контроллеров в нем (а я ведь не знал и дал автомату обсчитать меня по пути сюда). Загружаюсь в электричку, открыв по кнопке дверь.

Следующая глава: Север-Юг России с Востока - Туапсе-Спутник через пост ГИБДД


Рецензии