Кронштадт
Собираясь в путешествие в Карелию, мы задумали совместить эту поездку с посещением Кронштадта.
Я училась в 70 годах в ЛИИЖТе, пять лет учебы в институте посвятила Ленинграду. Впервые я приехала в Ленинград в 18 лет, из маленького городка, что, несомненно, повлияло на мой шок в тот момент относительно огромных мелькающих витрин, количества машин, цен, и архитектурных великанов, то и дело встречающихся на пути. Впечатления переполняли.
Потом несколько раз удавалось бывать здесь, а в Кронштадте не была ни разу. В советские времена посетить его стороннему человеку было практически невозможно – секретный военный объект. Нынче же каждый желающий может сделать это в любое время, как в составе экскурсии, так и самостоятельно.
Задумано-сделано. Останавливаемся у родственников Саши. Мы двумя семьями совершаем эту поездку: я с Виктором и наши друзья Саша со Светой. Родственники Саши гостеприимные, живут в Питере более 15 лет, в новом микрорайоне. Володя-хозяин кадровый военный, полковник медицинской службы в отставке, продолжает работать врачом. Жена Таня-домохозяйка. Двое взрослых сыновей. Старший с семьей отпочковался, младший живет с ними. Тане не хватает общения, муж – молчун, молодые заняты друг другом. Комнатная собачка, любимица домочадцев. Володя на машине свозил нас в Кронштадт.
Кронштадт является районом Санкт-Петербурга, расположен на острове Котлин в Финском ЗАЛИВЕ на расстоянии 48 км от Санкт-Петербурга, связан с материком сухопутной дорогой.
Во время Северной войны было необходимо защитить Санкт-Петербург от нападения шведов. Оказалось, что приблизиться к устью Невы можно только обойдя остров Котлин с юга. Сам остров до 1617 года (до окончания Русско-шведской войны 1610-1617 гг.), согласно Ореховскому мирному договору 1323 года, был границей между новгородскими и шведскими землями, но затем отошел шведам.
С наступлением зимних морозов Петр I начал строить форт. Его фундаментом служили огромные ящики из бревен, набитые камнями. Их, пробив лед, погружали на дно один на другой. На таком искусственном основании по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини возвели оборонительные сооружения форта Кроншлот. Нужно отдать должное военной тактике Петра – с момента размещения гарнизона в Кроншлоте мимо не смог пройти ни один корабль противника. Форт освятили 18 мая 1704 года, и этот день теперь считают датой основания Кронштадта. Кронштадт стал генеральной базой Балтийского военного флота. Сюда переселялись дворяне и купцы. Начали строиться социальные и промышленные объекты: госпиталь, Кронштадтский чугунолитейный завод, док для ремонта кораблей, арсенал и многое другое.
Знаменитый мост через Петровский фарватер известен так же как вантовый мост ЗСД. Живописный мост с вантами, расходящимися в разные стороны.
Новый мост в Санкт-Петербурге был построен в 2016 году - он является частью платной автомагистрали. Пройти пешком или проехать на велосипеде по мосту нельзя - он предназначен только для автомобильного движения.
В Кронштадте на меня произвел большое впечатление Морской Никольский собор, потрясающий красоты и внешне, и внутри!
Собор специально возведён на возвышенности, чтобы огромный купол храма, высотой 70 метров, был виден с любой точки Невского фарватера и служил ориентиром для всех судов, возвращающихся домой.
Построен собор был в 1913 году в честь Святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешествующих. Прообразом послужил константинопольский храм Святой Софии, правда, спроектирован Морской собор меньшими размерами и иными пропорциями.
Возводился храм на деньги из государственной казны и пожертвования, в сборе которых принимали участие, как государственные чиновники, так и простые люди. Но большая часть денежных средств была собрана моряками, ведь будущий морской собор должен был стать не только местом для молитвы, но и Храмом-памятником всего Русского Флота.
И поэтому не удивительно, что весь храмовый комплекс проникнут морской тематикой, начиная с Якорной площади, на которой разноцветной брусчаткой выложен огромных размеров якорь.
Серебристый купол также украшен переплетением якорей и канатов. А кресты на куполах вписаны в корабельные штурвалы. Сочетание золота и серебра особенно красиво, когда на купол падают лучи солнца.
Совсем недавно, к столетию открытия храма, была проведена полная реставрация здания. Поэтому элементы фасадов белокаменного Морского собора выглядят теперь так, как во времена императора Николая II.
Главный храм Военно-Морского флота никого не оставит равнодушным, даже людей, далеких от веры. Собор не только завораживает своей монументальностью и красотой, но и заставляет трепетать перед памятью российских героев-моряков, отдавших жизнь за Отчизну. Уникальность этого православного собора в том, что он полностью посвящён морякам и морскому делу, поэтому в нем царит особая атмосфера, непохожая на ту, которая есть в традиционных церквях.
Светлана не удержалась, вскоре мы увидели эскиз- ПОДМАЛЁВОК собора.
Прообразом современного храма послужил константинопольский храм Святой Софии, он был меньшими размерами и иными пропорциями. Его начали возводить с 1902 г., как памятник чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга…
Уже по завершению строительства собора власти города спохватились — а вдруг Николаю II, когда император прибудет на церемонию освящения храма, захочется пешком пройтись на Якорную площадь, как он сможет туда добраться с Петровской пристани?
Перед монархом разверзнется овраг Петровского дока, который нужно было либо обходить стороной, либо спускаться вниз — к трём нижним мостам через водоток. Для сокращения пути комитет по строительству Морского собора решил перекинуть пешеходный мостик через этот овраг. Переправу собрали рабочие Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца, в 1912 году.
Деревянный настил нового моста покрыли красной бархатной дорожкой. Так и произошло, как предполагали городские власти, император Николай II пожелал пешком пройтись до Якорной площади. Но, увидев перед собой новый мост, он засомневался. Царю мост показался непрочным; он в замешательстве остановился и не переходил его. Рядом с ним была его семья и приближённые, и все они растерялась…
Но тут нашёлся молодой офицер, начальник Почётного караула, который сделал шаг вперёд, вступил на бархатную дорожку и твёрдо промаршировал, печатая шаг, от начала моста до его конца на другой стороне оврага. Николай II вздохнул с облегчением и обратился к своим дочерям с ободряющими словами.
Все вместе спокойно ступили на мост и пошли по нему, сопровождающие лица последовали за императором и его семьёй. По окончании церемонии открытия памятника вице-адмиралу Макарову Николай II, заприметив офицера, который личным примером убедил царя в безопасности моста, пожал ему руку и сказал: "Благодарю Вас!". Затем император снял с себя орден и приколол его к груди молодого офицера.
Первый вариант моста был создан с металлическим каркасом и деревянным настилом. Из-за особенности последнего воинским подразделениям и велосипедистам было запрещено пересекать Петровский овраг по этой переправе. И в дальнейшем, после реконструкции в 1940 году этот запрет продолжал действовать. Он был снят в 1970 году, когда мост заменили на аналогичный, но уже сварной.
С тех пор переправу отличало — отсутствие заклёпок, которые соединяли металлические формы, как это было принято ранее в кораблестроении. На смену старой технологии пришла сварная конструкция. Внешний вид Макаровского моста был полностью сохранён, он остался таким же аутентично замечательным, но стал в разы прочнее. Для прочности каркас настила покрыли металлическими листами. Потом мост заасфальтировали.
При СССР мост носил официальное имя — Красный. Наименование было дано по названию улицы. Хотя и в то время, даже в официальных документах, зачастую использовали другие названия: Висячий, Подвесной, Макаровский.
Нам не удалось посмотреть все достопримечательности Кронштадта, так как у нас были билеты на поезд, пришло время возвращаться нам домой. Саша из Кронштадта повез нас на ВОКЗАЛ. Наше путешествие подошло к концу.
Свидетельство о публикации №225042901472
Ольга Сангалова 22.05.2025 19:03 Заявить о нарушении
Наталья Скорнякова 22.05.2025 21:05 Заявить о нарушении