4. Матрос Михась
"О Сахалине, о людях и времени..."
Спустя годы со мной на старпомовской вахте будет нести службу матрос-рулевой Михась из горного гуцульского села. После службы в армии парень остался на Сахалине и окончил Корсаковскую мореходную школу. Он был смышлёным. Говорил на русском, но с использованием выражений из своего гуцульского детства, и даже мне, тоже выросшему в украинском селе, нелегко было его понять. Он говорил быстро, проглатывая звуки и слова. Но команды повторял чётко и исполнял быстро.
Хороший матрос. Отличный рулевой. Иногда даже пугало его стремление выполнить приказ любой ценой и немедленно. Его исполнительность просто поражала. Мы с ним хорошо ладили. Я ценил моряка. А в экипаже над ним подтрунивали. Как-то после вахты, когда Михась завтракал в столовой, кто-то из мотористов возьми и спроси его:
– Михась, допустим, ты на руле стоишь, а старпом командует: «Два румба вправо!» Что ты будешь делать?
– Отвечу: «Есть два румба вправо!» – и исполню команду.
– Как ты исполнишь? Ты не знаешь, что такое румб.
– Я не знаю, что такое румб, но поверну судно вправо так, что старпом будет довольным!
А дело в том, что румб – это одна тридцать вторая часть компаса, и на магнитном компасе указаны деления и в градусах, и в румбах. Но команды даются только в градусах, и Михась, я уверен, исполнил бы команду, докладывая старпому, на сколько градусов судно отклоняется от прежнего курса, пока не дождался бы отбоя «Так держать!» Думаю, что после этого он навек запомнил, что такое румб, и рассказывал этот случай своим детям и внукам.
Пришло на ум: я – матрос на черноморском пароходе «Дмитрий Пожарский». Наш старпом слыл оригинальным чудаком и, видя мою исполнительность, как-то под утро на ходу судна подошёл ко мне на крыло мостика и громко крикнул, проверяя меня:
– Матрос Матвеев! Немедленно за борт!
Я кинулся к перилам и занёс ногу над ними, крикнув: «Есть за борт!»
Маленького роста старпом ринулся ко мне и схватил за плечи:
– Сашко, ты что? Я пошутил!
– И я, – отвечаю ему.
Больше старпом так не шутил со мной.
Как важно в морской практике офицерам на судне знать и понимать своих подчинённых, учить их и… доверять им.
Свидетельство о публикации №225042901570