Из истории вокального искусства. Хайме Арагалль
Ричард Бонинг сказал о нём: "В его выступлениях не было ничего фальшивого. Что-то всегда происходило, когда он был на сцене. Вы могли поверить в него совершенно, кроме того, что сам голос был очень, очень красив. Его качеством было то, что слушая его, вы не думали о технике, но его пение трогало сердце. Это был очень большой лирический голос - очень своеобразный, серебристый, но округлый и эффектный. Он проникал в вас."
Арагалль родился 6 июня 1939 года. Ещё 9-летним мальчиком он пел в церковном хоре в родной Барселоне. В 19 лет начал серьёзно учиться пению и вскоре получил стипендию барселонского Gran Teatro del Liceu для обучения в Милане.
В 1963 году Арагалль выиграл конкурс вердиевских певцов в Буссето и тут же дебютировал на сцене венецианского театра La Fenice в редко исполняемой опере Верди "Иерусалим". В том же году он получает трёхлетний контракт с Ла Скала, где дебютирует в главной роли в "L'amico Fritz" Масканьи.
Его карьера развивалась стремительно и вскоре охватывала все лучшие сцены мира.
При этом, очень часто говорят о том, что коммерческая составляющая его успеха и мировая слава были меньше, чем он заслуживал и чем имели его более "раскрученные" коллеги.
Действительно, очень часто использовали его возможности, занимая в самом трудном, но не самом выигрышном репертуаре.
Он пел в таких операх, как "Лукреции Борджиа" и Катерина Корнаро" Доницетти. На сцене Ла Скала исполнял даже партию Ромео в "Капулети и Монтекки" Беллини, написанную для меццо-сопрано. Арагалль участвовал вместе с Сазерленд и Бонингом в возрождении оперы Массне "Эсклармонда" и, кстати, в студийной записи её на "Декке".
Но основные теноровые партии в операх Верди и Пуччини, в которых он был бесподобен на сцене, в студиях записывали, в основном, другие.
К тому же, в определённые периоды у него иногда случались сбои. Говорили, что ему в это время были свойственны неуверенность в себе, страх сцены, повышенная нервозность. Тогда он мог не взять верхнюю ноту или спеть её октавой ниже, просто перестать вдруг петь в ансамбле, а то и вовсе отказаться от спектакля. Возможно, организм просто уставал от довольно жёсткой эксплуатации.
Кроме того, нервная система артиста была далеко не "непробиваемой". Он и сам говорил об этом, сравнивая себя со своим знаменитейшим коллегой Пласидо Доминго и вспоминая, как они летели вместе в самолёте на гастроли: для него перелёт, несмотря на, казалось бы, привычность и частоту, всё равно был несколько "нервным" и беспокойным моментом, в то время как Доминго, едва заняв место, тут же погрузился в сон, успев сказать перед этим: "Когда принесут еду, пожалуйста, разбудите меня!"...
Однако, проходя через испытания и трудные периоды карьеры, певец преодолевал кризисы и снова возвращался на сцену.
Так или иначе, для ценителей оперы Арагалль являлся одним из лучших теноров своего времени. Среди его наград - звание Каммерзенгера Венской государственной оперы. С 1994 года проводится конкурс вокалистов его имени.
--------------------
Мы предлагаем послушать "живые" записи певца в хронологическом порядке - от фрагментов оперных выступлений 1960-х годов, где он совсем молод и чудо как хорош, до фрагментов концерта 1999 года, в котором певец накануне своего 60-летия демонстрирует своё мастерство и очень хорошую вокальную форму.
(Материал с музыкальными фрагментами в журнале "QUI la VOCE" во ВК от 6 июня 2019)
Свидетельство о публикации №225042901696