Как закалялась сталь

К идее вернуть в школьную программу роман Николая Островского «Как закалялась сталь».


– Сразу скажу, что в моём восприятии роман Островского и «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева – ярчайшие произведения раннесоветской эпохи. К слову, удержать эту планку адептам СССР впоследствии не удалось – на мой взгляд, ни Шолохову (я бы дал Нобелевку именно Катаеву или Островскому), ни Распутину, ни Шукшину. Все они без шансов проигрывали самиздатовской прозе, от Набокова и Пастернака до Ерофеева и Довлатова.

– Секрет успеха Островского очевиден – он писал автобиографичный роман в состоянии – осталось жить от полугода до трёх-четырёх лет. Прожил (с момента начала создания) 6 лет, но успех не имел никакого значения для человека с навсегда подорванным здоровьем.

– Разумеется, т.н. «демократы» комсомольского пошива отказывают Островскому в художественной ценности только из-за его политических взглядов. Не держа в уме истину, что человек идеи, искренне ей следовавший всю жизнь, пусть даже эта идея видится нам ложной и пагубной – это кладезь для подлинного литераторства. А исповедальность выше суммы взглядов и заблуждений.

– Для того, чтобы спорить с большевиками и шире – левыми всех разновидностей, насущно их знать и понимать. Для осознания природы большевизма достаточно романа Островского и биографии молодого Ленина (биографии, а не его сочинений!). Дальше начинается иллюстрация о бесконечно субъектном понимании свободы, иллюзорности равенства и подмене братства на безликий коллективизм, но перво-наперво, насущно прочесть Островского.

– Как буржуа (и чем старше, тем больше буржуа) и человек, признающий лишь классических умеренных левых Западной Европы 60-80-х годов, я почерпнул у Островского многое. Например, именно он ткнул меня носом в истину: либо ты устраиваешь личную жизнь, быт и создаёшь большую семью, либо сражаешься за глобальную сверхидею, но тогда Кристина или Тоня (как в линии судьбы Павки Корчагина) от тебя уйдут навсегда. Например, к польскому инженеру – и будут правы: никто не обязан нести рядом с другим его личный крест.

– Это всё легко считывается у Островского, несмотря на идеологию. Катаев вообще научил меня тому, что именно личное – главное, а не сводки рабочего дня о стахановцах. (Если вспомнить историю его страсти к сестре Булгакова, ничего удивительного). Оба – гордость советской литературы. Но талант выскользнул и произнёс суть, при всех цензорах.

– Я скажу больше (сделаю наброс, если говорить новоязом). Читать Островского, Катаева, Жюль Верна, Дюма-ст, Сабатини школьникам, исключая 9-11 классы, намного полезней и насущней, чем проходить обязаловку чтения Достоевского, Тургенева и даже того самого романа Булгакова. Большинство не поймут. А неприязнь к обязаловке способна сохраниться и в зрелом возрасте.

– И пока все прицепились к фразе-мему Островского как надо прожить жизнь, я думаю о том, что роман вопрошает умного читателя – хотел бы ты прожить её именно так, заплатив цену за свои убеждения? Ответ неочевиден и индивидуален. Что признак настоящей литературы.


На фото – одна из любимых иллюстраций к советской книге «Как закалялась сталь». Случайная встреча Павки и Тони. Оба по-своему правы. Никто не виноват, при этом навсегда чужие.

Вот что должен, в том числе, отображать писатель – и тогда мне безразличны его флаг и убеждения.


Рецензии