Хокулеа Путь до Таити. Гл. 14. Спасение
СПАСЕНИЕ
4 мая – Третий день пути (продолжение).
Около полудня, сразу после наших хозяйственных работ, мы услышали какой-то рокот в отдалении, который то приближался, то стихал, то снова приближался. Наконец из нижнего облачного слоя вырвался четырёхмоторный самолёт и прямиком на нас. Вжик! Прямо над нашими головами, едва ли 500 футов над нашими мачтами. Мы узнали в нём поисковый самолёт Береговой охраны С-130. Что он тут делает?
- Это, наверно, учебный полёт по поиску, обнаружению и отчётности, - высказался первым Дэйв Лайман.
Но С-130 продолжал кружить над нами, а через двадцать минут появился вертолёт Береговой охраны. Для чего?
Затем «Меотаи», сопровождающий нас большой моторный парусник, приблизился параллельным нашему курсом, от него отделилась резиновая шлюпка «зодиак» с двумя фигурами на борту. Вертолёт с трудом удерживался над «зодиаком». Нечто похожее на корзину спустилось к прыгающей на волнах лодке, а затем поднялось с кем-то внутри наверх. Приспособление спустилось опять, и кто-то спрыгнул в «зодиак». Всё происходящее было полной тайной, поскольку мы были слишком далеко, чтобы разглядеть участников мистерии.
Наконец мы связались с «Меотаи» по имевшемуся у нас маленькому портативному Си-Би-радио. В отличие от обычного радио, с помощью которого можно ловить стандартное и коротковолновое вещание за сотни (а ночью за тысячи) миль от себя, это радио действовало лишь в пределах пяти - десяти миль и не могло дать нам какие-либо преимущества перед древними мореходами, тем самым скомпрометировав эксперимент. Кавика и другие члены команды, кто имел дело с этим радио, а также капитан «Меотаи» и его люди были связаны обязательствами не обсуждать положение каноэ в океане, погодные или другие условия, которые дали бы нам какие-либо преимущества перед древними полинезийцами.
Таким образом мы узнали, что на вертолёт был поднят Дэйл Белл, а на смену ему спустили другого кинодеятеля.
Кинематографисты оплачивают большую часть за фрахтование «Меотаи» (единственный их финансовый взнос в проект), поэтому они могут использовать судно в качестве базы их кинематографической деятельности. Дэйл настоял на своём участии в плавании, несмотря на то что не мог выдержать и нескольких миль в открытом океане без того, чтобы не заболеть морской болезнью. К тому же он вышел в море со сломанной ногой в гипсе. И вот теперь, три дня спустя, страшно больной и хромающий продюсер запросил и получил медицинскую эвакуацию в Гонолулу.
Движение «Меотаи» следом за нами тоже очень важно для эксперимента. Их навигатор, член Общества полинезийских плаваний, следит за нами, отмечая наше местоположение каждый полдень с тем, чтобы по окончании путешествия у нас была точная картина нашего пути. Само по себе прибытие на Таити не ответит на вопрос, работает ли неинструментальный метод навигации на больших расстояниях. Ведь возможно, что мы просто случайно наткнёмся на Таити благодаря странной комбинации навигационных ошибок, которые, накладываясь друг на друга, выведут нас к цели. Нам нужна каждодневная информация о нашем курсе с тем, чтобы по прибытии - куда бы то ни было – мы могли сесть и сравнить наши неинструментальные расчеты с действительным курсом.
И ещё одну важную функцию исполняло для нас «Меотаи». Шестидесятичетырёхфутовый, с широким корпусом кеч – наша палочка-выручалочка, способная прийти на помощь в случае, если каноэ начнёт затопляться. Мы не хотим рисковать жизнями мореходов. Как и не хотим звать на помощь Береговую охрану. Слишком много экспериментальных плаваний имело печальный конец, став объектом массивных и дорогостоящих поисков с воздуха и на море. Само попадание в беду плохо, считали мы, но ещё хуже просить Береговую охрану о спасении.
Такие вот предосторожности.
Свидетельство о публикации №225042900024