Радоница. Некрасивая история
На Пасху на погост ходить не принято, народ идёт через неделю по святому воскресенью, во вторник. Это и есть Радоница.
И уж много лет по указу губернатора считается праздничным нерабочим днём.
Горожане прут толпами на бугор, навестить своих, через ряды торговцев поминальными букетами и снедью.
На могилках — залежи конфет и крашеных яиц.
Историйка эта приключилась лет …надцать назад тому, а может и больше. Подробности давно вытерлись из памяти и послевкусие уже притупилось.
Да и не историйка вовсе, так, эпизод. Зарисовка, набросок простым карандашом.
Я его поведала на одном сайте, после чего недоброжелатели стойко закрепили за мною славу побирающейся с могил.
Но по порядку.
На Радоницу дитям раздолье. Снуют меж памятников, собирают поминальные подношения. В основном мальчишки. Добытчики, охотники. Девчонок за этим занятием не наблюдалось отчего-то.
Взрослые охотно насовывают пацанятам конфеты, печенье, яйца. Через детей, говорят, помин лучше доходит.
У самых удачливых полные под завязку пакеты сладостей. Еле тащат, перекладывая из руки в руку, скособочившись под тяжестью. Мордашки сосредоточенные, бровки в кучку. Парни в азарте — кто больше насобирает. Это спорт, соревнование.
Митяю года четыре — пять.
Встречные знакомые тётки угощают конфетами, пихают их Митьке в карманы.Стесняясь, берёт, спасибит. Скромный.
Двоюродная сестра мамы моей, тоже Галя, нагибается к Митькиному росту для пущей доходчивости, говорит проникновенно:
— Мить, а вон смотри, шоколадка лежит, иди, возьми. Можно.
— Ну что ты, тёть Галь, — возражаю я, - как можно с могилы?
— Да вы чудные какие, — тётя Галя круглит глаза. — Для того и положено, чтобы взяли. Иди, Мить, можно. И нужно.
Митька несмелыми шажочками, лезет сквозь ограду лапкой. Первый трофей. Робкая улыбка.
Тётя Галя, искусительница, «Мить, а вон ещё конфеты, и ещё, бери, не стесняйся».
В общем, минут через 10 конфеты принимала уже бабушкина сумка, поскольку карманы митяевой куртки не могли вместить невпихуемое.
Вскоре чувство азарта словила и я. Народ улыбался, охотно наделял дитё конфетами.
У одной могилы с дорогим надгробием стояли человека четыре, женщина и мужчины. Солидные, добротные.
На столике лежали страусиных размеров шоколадное яйцо в яркой обёртке и шоколадки помельче. Дорого, богато, что называется.
Мой несмышлёныш было протянул ручонку, но осёкся под строгим выговором дамы:
— Мальчик, не бери. Вот мы уйдём, тогда… А пока пусть лежит.
Надо было видеть Митькины глаза.
— Митя, пойдём.
— Мам?..
Я увела его почти силой.
Стыдно было неимоверно.
Ещё труднее было объяснить ребёнку, почему нельзя. Почему не разрешили, не дали.
***
Тогда на сайте, когда я рассказала эту историю, развернулась длительная и горячая дискуссия.
Кто-то был возмущён женщиной, кто-то не мог понять, как это вообще можно брать с могил, кого-то вообще понесло в запредельное, мол на кладбищенские конфеты делают заговор на болезни и проч.
Ну а самые упоротые до сих пор при любом поводе и без повода любят помусолить как Юля питается с кладбища и живёт от Пасхи до Пасхи, голодая и скитаяся.
И я опять возвращаюсь к вопросу...
Поминальные угощения… Для чего они, мне, далёкой от беспрекословного исполнения православных традиций, более-менее понятно. На помин душ ушедших дорогих людей.
А для кого они?
Птицам? Муравьям? Сгнить, уйти в сырую землю к червям?
О чём думает человек, принёсший поминальное? Что ночью из гроба восстанет поминаемый и присядет на лавку, потрапезничает?
Для чего на могилы детей приносят игрушки? По мне так вообще дичайшие обычай.
Подозреваю, что грешу, несу ересь, и снова найдутся желающие поглумиться и потыкать палочкой.
Тычьте. Я готова)))
Свидетельство о публикации №225042900648
Иван
Иван Цуприков 04.06.2025 16:31 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик)
Петровская Юлия 05.06.2025 07:49 Заявить о нарушении