Поход за чудесами
Занятия в школе заканчивались. Май месяц набирал силу и 7 «Б» сговорился идти снова в поход с ночёвкой. Ида Ивановна, их классный руководитель, предложила новый маршрут в сторону Краснодара. Вначале до «Казанки» на автобусе, а потом, как и полагается, до Кубани пешком.
- Там до места километров пять-шесть будет… вниз к реке крутой обрыв… а у самой речки площадка, как раз для нашего лагеря… да не забудьте деньги на автобус…
Отряд шёл в начале пути по обочине дороги, навстречу движению, растянувшись на несколько десятков метров. Потом тропинка повела всех влево. По ложбинке, гуськом спустились к воде и замерли, словно очутились в другом измерении. Где-то там наверху осталась цивилизация, гул машин, поле озимой пшеницы. А здесь тишина, нарушаемая лишь всплеском воды у прибрежных кустов. Особенно радовались небольшому ручейку, истекающему из подножья древнего берега.
Ида Ивановна только улыбалась в ответ на эти восторги, она знала про этот «секрет» ещё с молодости.
Под шатровую палатку ребята вырубили пять лесин, и с дюжину колышек на растяжку. Под руководством Володи Чепела поставили две палатки. Ида Ивановна сразу заявила:
- Во избежание недоразумений спать я буду в большой палатке…
Пацаны недовольно загудели. Большая палатка считалась их вотчиной.
- Ида Ивановна, - девчонки тоже загалдели наперебой, - Мы вам место в нашей палатке приготовили…
- Не уговаривайте меня, девочки… мне с мальчиками будет спокойней… Кулешов в воду не свалится… и, надеюсь, не потеряет опять свои сандалии…
На траву из рюкзаков вывалили принесённые припасы. Девчонки приступили к их сортировке: на обед-ужин-завтрак. Мальчишки разбрелись по сторонам в поисках «сухого» корма для костра. Вскоре над треногой весело потрескивал огонь, потянуло жареным луком и походным кулешом. Вода в ручье оказалась очень вкусной.
На природе аппетит принимает нескромный вид, это замечено давно. Наблюдая, как уплетал кашу за обе щёки Кулешов, кто-то из ребят пошутил:
- Серёга, кулеш, наверное, в честь тебя назвали… вон, как мечешь…
Кулешов с набитым ртом ответил, за ним не заржавеет:
- Отвалите… вкусно ведь… да и вы, смотрю, не отстаёте
После обеда Ида Ивановна, как истый математик, затеяла викторину.
Осоловелые от еды ребята отвечали порой невпопад.
- Ладно, отдыхайте… из лагеря никуда.
Ближе к вечеру Сергей Кулешов с другом Юриком решили подняться наверх. Склон в этом месте очень крутой и эти пятнадцать метров они преодолели с трудом. В поле мальчишки ловили кузнечиков и любовались рекой, убегающей вдоль защитной зелени берегов. Снизу от реки послышались голоса. Девчонки у ручья звали их на ужин.
Вниз Серёга пошёл первым. Через метра два он внезапно оступился и покатился, набирая скорость, прямо в ручей. На его спасение перед самым обрывчиком у ручья росло одно-единственное деревцо. Кулешов ударился об него ногами и остановился. Было слышно, как гудит запоздалый шмель, как шелестят крылышками стрекозы. Внизу все замерли, наблюдая за космическим вращением вокруг земли. Одна из девчат выронила от удивления в ручей миску, и та, медленно кружась, пошла в большое плавание.
- Ну, слава богу, живой… идти можешь? – нарушила тишину учительница.
Девчонки недовольно заметили:
- Ну, вот, достал этот Кулешов… снова отличился…
После ужина жгли костёр до ночи, пели песни, вспоминали недавний поход на озеро. Кто-то из девчат, смеясь, озвучил прошлый конфуз Кулешова.
- Помните, как Сергей пытался утопить творожный сырок, забытый им в рюкзаке… и чуть сам ночью не утонул… хорошо Вовка с Юриком вытащили его из воды… а что, Серёж, в этот раз ты ничего не забыл?
- Ой, забыл, - улыбнулся во весь рот Кулешов. Потом приволок из палатки… что бы вы думали… трёхлитровую банку вишнёвого компота…
- И ты это нёс с собой из дома… - протянул кто-то удивлённо. Ребята, сидевшие у костра, легли от смеха на траву. Саня Чёрный в припадке смеха так дрыгнул ногой по костру, что вверх полетели искры удивления. Смех смехом, но банка, пущенная по кругу, вскоре опустела. Косточки ловко летели в пучину костра. Банку Сергею вернули со словами:
- Ну, ты, Серёга, и чудик…
- Зачем она мне теперь… Ида Ивановна, можно я её здесь оставлю, - отвечал довольный Кулешов.
- Так, всё, ребята… уже довольно поздно… тушим костёр и спать… банку, Серёжа, одень вон на ветку… кому-нибудь пригодится…
Палатка девчат стояла за ручьём. Ребята договорились ночью их попугать. Когда Ида Ивановна уснула, неугомонная троица полезла через ручей. Им не повезло. Оказалось, что днём ранее здесь пасли скот, и разведчики основательно испачкались в коровьих лепёшках. Разгневанная учительница стирать одежду ночью не позволила.
- Ещё в речку свалитесь впотьмах, давайте спать…
На следующий день ночные хулиганы стали известны всем: их штаны сушились на дереве. На завтрак они явились в трусах.
- Опять Кулешов, - с заметным сарказмом сказала Ольга, классная заводила, - Я же говорила, что лучше его не брать в поход…
-Чо ты прицепилась… Кулешов да Кулешов… я тут не один, - парировал Сергей, уплетая кильку в томатном соусе.
- Тебя и одного хватает…
Вскоре затеяли играть в «казака-разбойника». Разбились на две группы, но вот беда, Кулешова никто не хотел брать в свою команду. Вовка Чепел разрулил этот момент быстро:
- Всё, хорош, Серёга будет в нашей команде…
Им выпало прятаться первыми. Кулешов в одиночку двинул в сторону оврага, размытым за века вешними водами. Как настоящий «казак», Серёга понял, что это единственный пологий путь наверх в пределах видимости.
Забравшись по оврагу, он попал в царство пшеницы. «Здесь они меня точно не найдут» - решил Кулешов. Нестандартные решения давались ему легко.
Поле казалось бескрайним, кубанская степь, как добрая мать, вынашивала хлеб. Серёга отошёл несколько метров от края и прилёг. Перед глазами в небесной тишине неспешно плыли облака. Он пригляделся. Вот встретились две белых тучки и возник королевский замок с двумя башенками. Следом, хромая на одну ногу, появился слон с большим хоботом… Вскоре Кулешов заснул.
Долго ли, коротко это длилось, он не ведал. По его носу щекотливо дефилировала разноцветная букашка и настойчиво его звала: Сергей…Сергей…Серёга… Он даже успел удивиться, откуда она его имя знает. И тут Кулешов чихнул и открыл глаза. От края обрыва слышался зовущий голос Володи Чепела. Сергей поднялся из зелёной постели пшеницы с виноватым видом. Чепел – парень добродушный, но тут даже он не выдержал:
- Серёга, ты, чо, ухи съел… мы тебя уже два часа ищем… думали, что утонул…
Кулешов понуро побрёл в лагерь следом за Вовкой. «Невезуха у меня сплошная…недавно попросил у Юрика «дырчик»… чуть проехал, камеру проколол… друг сказал, больше не даст прокатиться». – невесело размышлял Кулешов.
Ида Ивановна при их появлении только и сказала:
- Ну, наконец-то нашёлся… где он был, Володя?
- Наверху, в пшенице спал, - ответил Чепел.
Ребята с хмурыми лицами стояли полукругом.
- Ну, да, он там спал, а мы все кусты обшарили в округе…
- Все думали, что в реку свалился, как в прошлый раз, - послышались их недовольные голоса.
Двухчасовые поиски не прошли даром. Настроение ребят испортилось основательно. Ида Ивановна дала команду собираться домой.
- Извините, ребята, но лучше уйти от греха подальше… а то ещё и вправду утопнет…
Сергею в наказание одели на плечи рюкзак с палаткой. Из всего походного снаряжения это самая тяжёлая вещь. Володя Чепел, хозяин палатки, снял его с Кулешова только когда Серёга стал вилять по сторонам от усталости.
Больше Кулешова в поход никогда не брали.
Через две недели, уже на летних каникулах, его повстречала та самая Ольга-заводила:
- Серёж, Ида Ивановна завтра уезжает в 10 часов… просила, чтоб ты пришёл на вокзал…
Он пожал плечами.
- Да, приду, наверное…
«Весь класс будет, как не пойти» - подумал Кулешов. Обиды на учителя и ребят не было совсем. Сам начудил, чего обижаться.
На следующий день он встал пораньше, чтоб привести себя в порядок. Дома ходил в одних портках на босу ногу, а в центр с голым пузом не пойдёшь. Надо найти носки, погладить рубашку.
На перроне стояли трое: Ида Ивановна, её сын и сестра. Кулешов, ожидавший увидеть толпу ребят, в недоумении остановился. Учительница издали махнула ему рукой, и он смущённо подошёл:
- Здравствуйте, Ида Ивановна… вы, наверное… в отпуск едете…
- Здравствуй, Серёжа! Нет, мы насовсем… снова в Мурманск… спасибо, что пришёл, Серёжа… я хотела увидеться с тобой…
Ему, в свою очередь, хотелось сказать, что очень жаль, что вы уезжаете… что мы привыкли за три года к вам… что, вы, самая красивая учительница в школе… Но тут объявили посадку…
Учительница приобняла его на прощание, и у Сергея запершило в носу от волнения.
Когда Ида Ивановна скрылась в вагоне, у Кулешова выступили непрошенные слёзы. И стало понятно, почему она в конце года, в марте месяце, поместила его фото на доску почёта школы. И почему за месяц трижды водила класс в поход. Так Ида Ивановна прощалась со своим классом.
Апрель 2025г.
Свидетельство о публикации №225042900677
Александр умеет, казалось бы, из обыденного эпизода из школьной жизни сделать душевное и теплое обобщение того, как мудрый педагог формирует личность человека.
Геннадий Леликов 12.05.2025 15:06 Заявить о нарушении
Александр Калинцев 19.05.2025 10:22 Заявить о нарушении