Аннушка

Антон,кукурузник-Ан-2.Многофункциональный самолёт малой авиации. .Серийный выпуск начался с  1947 года. Он как-то быстро завоевал господство в воздухе, даже звук его мотора напоминал  трактор Беларусь едущий по небу. Приличная скорость, а главное, его способность садиться и взлетать даже с футбольного поля. Восторга он, у нас, мальчишек не вызывал, но, все же всегда приветствовался - аэроплан!

Как мы, мальчишки, радовались, каждому  пролетавшему над нами самолету, редких в начале 50-х, а уж в в 60-х годах перестали на них обращать внимание. Летит себе по небу тихоход Ли-2,( Дуглас), тихо, медленно так летит, по-хозяйски , а ему вслед вся ребятня, задрав головы, кричит, - "Ароплан, Ароплан, посади меня в карман! А в кармане пусто, выросла капуста!"

Иногда низко, но очень быстро проносилась пара или тройка истребителей, деловито спешащих куда-то, к нашему восторгу и спору-какой из них Як, а какой Лавочкин? К концу 50-х военная техника исчезла, а вместо неё все чаще и чаще в воздухе можно было увидеть и услышать серебристые пассажирские Ил-14 и вездесущие Ан-2.
Где-то в 60-х горожане познакомились с первым пассажирским реактивный лайнером Ту-124. Тот памятный вечер запомнился событием городского масштаба. В конце ноября, а может позже, на реке Сура на которой стоит  славный город Пенза, встал лед. Все мальчишки  с ближайших улиц ждали этого события с нетерпением. Уже дня два- три не смолкали крики, вопли и стук клюшек.

Тень сумерек легла на реку и её берега и большой деревянный мост  тоже приготовился спрятаться в ночной мгле, как над ним невысоко и не низко появилась яркая серебристая птица с расправленными крыльями. 
Когда все на земле приготовились к ночи, там, на высоте, освещенный последними лучами солнца, летел невиданный доселе самолёт. Битва на льду прекратилась и все уставились  в небо! А в центральной газете на следующий день сообщили, что наш аэропорт начинает принимать реактивные самолёты Ту -124, по маршруту Москва- Пенза и обратно. Это тот самый самолёт, что делал разворот над городом чтобы было удобнее попасть на посадочную полосу.

Началась эра реактивный техники и как- то быстро позабыли о малой авиации! Это мы забыли, а стране без вездесущих Ан-2 оказалось не обойтись…

Они были очень востребованы в сельском хозяйстве, да и в любом другом месте, они занимали свою полочку. Их первоначально разрабатывали для сельскохозяйственных нужд, а потом для пассажиров дошло, как это удобно, быстро и безопасно, летать на них, а главное, дёшево! На такси   большего проматываем, чем прокатиться на кукурузнике! Вмещает он 10-12 человек с небольшим грузом, и быстро можно слетать к тёще на блины чуть не за 200 км. и  дальше за копейки! Мощный мотор, а главное, планер позволял" аннушке"взлетать и садиться на любом пятачке земли .Зимой переобувались  они на лыжи.

(Мне по работе приходилось летать в область так часто, что я стал своим и здоровался с летчиками за руку.

Люди как то привыкли к этой технике, особенно в сельской местности. Все лето слышалось тарахтенье моторов этих трудяг. Разбрасывали удобрения, опыляли  сады и поля от вредителей.

С самолетов оценивали пожарную обстановку в лесах. Не забывала Ан-2 и торговля Облпотребсоюэа. В посевную или уборку в самые отдаленные районы доставляли товары.

Они так старались в своих трудах, что где-то допускались лишнее.

Один раз даже перестарались- так опылили участок от комаров, что вымерло все живое, лес пугал своей тишиной…

А в другой раз меня с приятелями рыбаками  такой самолёт  опылил. У них  было преднисание над водоёмомами работу прекращать( скотина воду пьёт, рыба пострадает). Забыл летчик, наверное,  заслонки включить.. .

Большой парк малой авиации занимался перевозкой пассажиров почти в каждый район области. Утром - туда, вечером-обратно. Мне один раз пришлось перевозить  совершенно незнакомому человеку большую сумку сигарет Прима, в очередной кризис с куревом. В другой раз дюймовые трубы, лекарства передавали. Вот так и жили, и как то незаметно, перестали слышать в воздухе знакомое тарахтенье не только кукурузников  но и других самолетов.  Что касается меня, то в последний раз я видел борт  аннушки на своём огородом участке у летчика- соседа. Он и там не мог расстаться со своей любимой авиацией, умудрился привезти фюзеляж  Аннушки с хвостом, но без крыльев использовать его как дачный домик, стоящий на кирпичах!

Несмотря на все, Ан-2 сделал свое дело на пять с плюсом, а  по мне, он заслуживает себе памятник!

Аркадий Астахов.


Рецензии