Книга 5. Глава 1 Среднее царство Древнего Египта

Среднее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий 2040–1783 (или 1640) годы до нашей эры. В это время правили XI и XII династии фараонов, происходящих из Фив. После падения Древнего царства последние цари XI династии восстановили порядок, а их преемники из XII династии укрепили власть и способствовали расцвету страны. Однако этот период также был временем слабой централизации и быстрого упадка. Его называют «классической эпохой» благодаря великим произведениям искусства. Город Фивы, в этот период, стал самым важным и богатым в Египте.

С чего всё начиналось.

Среднее царство началось в 2040 году до нашей эры, когда фиванский фараон Ментухотеп II сверг правителя из Гераклеополя. Хотя Ментухотепа II называют «вторым Менесом», объединившим Египет, на самом деле этот процесс начался с Интефа I и продолжился его преемниками. Интеф I завоевал соседние номы, укрепив Фивы. Его сын Интеф II сделал решающие шаги к объединению страны: он захватил Абидос и стал первым, кто принял титул «Царь Верхнего и Нижнего Египта». Под его руководством военные экспедиции ослабили власть Гераклеополя. Ментухотепу II оставалось лишь закрепить эти успехи, окончательно победив Гераклеополь и вознаградив сторонников Фив, а также наказав тех, кто оставался верен старым правителям.

 

Интеф Первый.

Ментухотеп I был основателем XI династии фараонов. Его имя переводится как "Монту удовлетворен". Отец Ментухотепа, Антеф Старший, и дед, Икоу, правили Фивами. Он женился на Неферу I, дочери Мерикаре из IX династии. Однако сам Ментухотеп никогда не носил титул фараона. Это звание присвоил себе его сын Иниотеф I, приписывая его и своему отцу.

Иниотеф I (его имя означает "тот, кого его отец принес") захватил власть после смерти отца и женился на Неферукаит. Он начал войну против Анхтифитов, которые контролировали южные острова Египта. Анхтифи, номарх Эдфу и Иераконполиса, поддерживал правителей IX династии, контролировавших дельту Нила. Иниотеф одержал победу, укрепив свои позиции на юге. После смерти он был похоронен недалеко от Карнака.

 

Интеф Второй

Иниотеф II Уаханх (также известен как Антеф II или Интеф II — «Несущий отца») правил около 50 лет и стал вторым фараоном XI династии. Когда он взошел на престол, VIII династия пала, и на севере Египта утвердилась IX (Гераклеопольская) династия под предводительством Хети I. Иниотеф считал себя сильным правителем юга и провозгласил себя фараоном в Фивах под именем Уаханх, что означало "Изобильна его жизнь". Хети I, правитель Гераклеополя, называл себя "Хети, сын Ра", а Иниотеф — "Иниотеф, сын Ра". Изначально власть Иниотефа распространялась на южные семь номов Верхнего Египта, от Абу (Элефантины) до Тиниса. Между двумя правителями было заключено соглашение. Иниотеф признал Хети своим господином, выплачивая дань зерном и предоставляя доступ к каменоломням в Асуане. Это положение сохранялось 19 лет, до смерти второго Хети. Третий Хети, пришедший к власти, нарушил договор и напал на Фивы. Иниотеф ответил на это войной, захватив Тинис и Абидос, включая гробницу Осириса. Это так огорчило гераклеопольского фараона, что он поспешил заключить мир, признав свои ошибки и потерю территорий.

Уаханх Иниотеф был глубоко поражён своей удачей и в дальнейшем не пытался расширить влияние. На своей заупокойной стеле Чери, управитель дворца в Фивах, рассказывает: «Царь Уаханх прислал мне письмо после битвы с домом Хети в Чени. Великий правитель поручил мне корабль для защиты собственности на юге от Абу и на севере до Дебу». Чери также утверждает, что плавал по Нилу, чтобы предотвратить измену фараону. Другая короткая надпись, упоминающая о завоевании Тиниса, принадлежит главному казначею при фиванском дворе Чечи. Он пишет: «Я провёл долгие годы при дворе царя Уаханха, сына Ра, Интефа Великого. Земля была под его властью вверх по течению до Джеса и вниз до Чени. Я сделал судно для города и корабль, чтобы следовать за моим господином. Я был любимцем царя, теплом и прохладой во дворце». Из этих отрывков ясно, что власть на Юге во многом держалась на военных кораблях, которые патрулировали Нил.

Однако важнейшим памятником правления этого царя является его собственная заупокойная стела. На этом памятнике царь изображён стоящим рядом с пятью своими собаками, часть их кличек всё ещё можно прочесть — Газель, Борзая, Черныш. Как видно, Иниотеф II любил своих собак и желал, чтобы память о них сохранилась. На этом памятнике фараон говорит о работах, которые он провёл во славу Амона, вероятно в Карнаке. Здесь мы видим начало возвышения этого божества. Весьма вероятно, что Иниотеф II перенёс свою резиденцию из города предков Гермонта, богом покровителем которого был Монту, в город Фивы, находящийся несколько севернее, заложив таким образом основы его будущего великолепия: «Я наполнил храмы Амона прекрасными чашами, чтобы совершать возлияния… Я построил храмы, создал их ступени, восстановил их ворота, учредил их священные жертвоприношения навечно». Он говорит о себе, что он был «богат вещами как, паводок; и, как море, прекрасен [был] в славе Фив». Царь с гордостью добавляет, что всё это «я сам завещал своему сыну. Нет лжи, которая вышла из моих уст, нет больше других слов, соответствующих тому, что я сказал, не было жестокости, сделанной любому жилищу [даже] в пустыне, не было потери для любого во владении отчим имуществом».

Однако самым важным памятником правления Иниотефа II является его собственная заупокойная стела. На ней царь изображён рядом с пятью собаками, часть кличек которых ещё можно прочитать — Газель, Борзая, Черныш. Очевидно, Иниотеф II любил своих питомцев и хотел, чтобы память о них сохранилась. Фараон рассказывает о работах, которые он провёл в Карнаке во славу Амона. Здесь начинается возвышение этого божества. Вероятно, Иниотеф II перенёс свою резиденцию из Гермонта, где покровителем был Монту, в Фивы, заложив основы его будущего величия. «Я наполнил храмы Амона прекрасными чашами, чтобы совершать возлияния… Я построил храмы, создал их ступени, восстановил их ворота, учредил их священные жертвоприношения навечно». Он говорит о себе, что он был «богат вещами как, паводок; и, как море, прекрасен [был] в славе Фив». Царь с гордостью добавляет, что всё это «я сам завещал своему сыну. Нет лжи, которая вышла из моих уст, нет больше других слов, соответствующих тому, что я сказал, не было жестокости, сделанной любому жилищу [даже] в пустыне, не было потери для любого во владении отчим имуществом».

После заключения мирного договора с домом Хети Иниотеф II больше не брал в руки оружие. Гераклеопольский фараон Хети III советовал проявлять уважение к Югу в своём «Поучении Мерикару». К концу жизни владения Иниотефа II простирались от первых порогов Верхнего Египта до X (Афродитопольского) нома, а также включали восточные области между Нилом и Красным морем. Фивам тогда принадлежал и Великий западный оазис, подчинявшийся правителю Абидоса. Иниотеф II, человек железной воли и прямой натуры, вызывал уважение. Его часто называли «Великим». Похоронен он в некрополе Эт-Тариф на западном берегу Нила в Фивах.

После смерти Иниотефа II на престол взошёл его сын Иниотеф III. Он принял хорово имя Нахетнебтепнефер, что означает «Могущественен владыка на вершине удачи». Учитывая возраст отца, Иниотеф III, вероятно, был уже не молод. Его правление длилось, возможно, около 10 лет, но точная дата неизвестна. Он стал фараоном примерно в то же время, когда смерть фараона Мерикара Хети IV знаменовала конец IX Гераклеопольской династии (Дома Хети). В отличие от предшественников, у Иниотефа III было две жены — Лах и Иенит. Его правление было более мирным, и он сосредоточился на укреплении завоеваний отца. Иниотеф III похоронен недалеко от Карнака.


Рецензии