Князь Довмонт-Тимофей Псковский
Житие Довмонта.
«Одним девяносто побеждал семьсот».
«Сказание о благовернемь князи Домонте и храбрости его». Псковская летопись.
«Воины, им предводимые, не боялись смерти».
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
Князь Довмонт – личность героическая, удивительная.
Это был герой без страха и упрёка, своеобразный идеал храбрости, беззаветной верности и бесшабашной лихости.
Это князь-легенда, храмостроитель и непобедимый заступник веры Православной, доблесть которого была отмечена в хрониках немецких крестоносцев.
Это князь-герой, символ воинской славы, чести и даже удальства того трагического времени, когда было так мало истинных героев.
Потому что, как печально выразился историк В. О. Ключевский, «многочисленные русские князья холопствовали перед татарами и дрались друг с другом».
***
Святой благоверный князь Довмонт (по-литовски Домантас) Псковский, князь Нальшанский, был родом из Литвы и был язычником.
Историки по косвенным данным рассчитали дату рождения Довмонта – 1227-й год.
Он родня Миндовгу – Великому князю Литовскому, который променял веру предков на католичество, поскольку папа Римский пообещал ему корону. И Миндовг благодаря этому из «какого-то туземного князька» становился в ряд с европейскими правителями!
Только далеко не все подданные Миндовга были довольны этим крещением.
Ведь язычество здесь было сильно, поэтому возникает заговор, в котором участвует князь Нальшанский Довмонт.
Миндовг и его «сыновец», то есть племянник Довмонт, женаты были на сёстрах - были свояками. Но у Миндовга жена умерла, и вдовец, недолго думая, «поял за себя» жену Довмонта, просто увёз к себе и сделал её своей наложницей.
Довмонт смыл оскорбление кровью без пощады. Он напал на дворец Великого князя и убил его и двух его сыновей.
Единственный оставшийся в живых сын Миндовга Войшелк, в свою очередь, заполучив престол, решил мстить за смерть отца и братьев.
Обстоятельства жестокой междоусобицы сложились таким образом, что Довмонт с дружиной (300 воинов) и их семьями вынужден был покинуть Литву.
Он нашёл прибежище в Пскове, где в 1265 году и поселился со своим домом (около 300 литовских семей).
Псковичи принимают его при условии крещения.
Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение в главной соборной церкви города – храме Святой Троицы, получив христианское имя Тимофей, что по-гречески означает «благочестивый».
Тот факт, что его бояре и дружина приняли крещение одновременно с ним, доказывает, что у Довмонта в войске был непререкаемый авторитет.
Разумеется, это вызвало уважение у Псковской элиты.
***
Пожил Довмонт немного в Пскове. И псковичи заметили его, оценили отвагу, мужество, боевую выучку, честность, скромность и справедливость князя.
Иноплеменный для псковитян князь Довмонт быстро стал восприниматься своим. Особенно после того, как он принял православие и женился на дочери переяславского князя Дмитрия Александровича - Марии Дмитриевне, внучке Александра Невского.
Вскоре (в 1266 году) Довмонт приобрёл такую любовь псковитян, что они на вече единодушно избрали его своим князем, отослав прочь бывшего до того на псковском княжении Святослава Ярославича - сына великого князя Ярослава Ярославича Тверского.
Но не все радовались его утверждению в Пскове. Великий князь Ярослав Ярославич Тверской - дядя Дмитрия Александровича, был недоволен самовольным избранием псковичами на княжение Довмонта, отодвинувшего таким образом его сына Святослава от власти. Он делал неоднократные попытки изгнать литовца из Пскова, но никак не мог этого добиться – Довмонт оказался незаменимым в противостоянии Северо-Западной Руси и непрекращающейся экспансии католического Запада.
• Историк Сергей Соловьев писал, что:
«Псковичи не ошиблись в выборе: Довмонт своими доблестями, своею ревностию по новой вере и новом отечестве напомнил Руси лучших князей её из рода Рюрикова - Мстиславов, Александра Невского».
В первых боях за Псков, его свободу и независимость Довмонт показал себя хорошим организатором на войне и талантливым полководцем, который не только умеет побеждать врага, но и беречь своих воинов.
Это позволило ему укрепить ещё больше свой авторитет в глазах псковичей.
Довмонт перед сражением всегда молился и призывал своих воинов не пощадить себя ради христианской веры: «Се же, братие, предлежит нам живот и смерть. Братия мужи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви и за свое отечество!».
Довмонт стал самым удачным правителем Псковской республики за всё время её существования.
Он правил в свободолюбивом Пскове в свободолюбивом Пскове целых 33 года (с 1266-го по 1299-й).
При нём маленькая республика стала сильной и фактически обрела независимость от Новгорода, формально продолжая входить в состав Новгородской боярской республики.
Псков при Довмонте даже обзавёлся каменной крепостной стеной, что для Руси XIII века, когда дорогостоящее каменное строительство из-за тяжёлой зависимости от Орды прекратилось более чем на столетие.
Но прославился князь Довмонт прежде всего как выдающийся полководец.
Он не давал в обиду своё княжество ни Господину Великому Новгороду, ни великими князьям Владимирским, ни бывшим соотечественникам - литовцам, а над могущественным Орденом одержал несколько впечатляющих побед.
Псковичи безоглядно поверили своему удалому и бесстрашному князю.
И бросались за ним в любую битву. А потом многие годы спустя в опасности вспоминали Довмонта и его меч, который стал символом псковского мужества.
Любил Довмонт псковичей, всячески о них заботился и берёг как детей родных.
Две вещи, наверное, обессмертили его имя:
- Довмонт ни проиграл за свою карьеру ни одного боя - совершил много походов и участвовал во многих сражениях и всегда побеждал!
- А ещё он вошёл в историю как вершитель самых бескровных побед.
Он:
• совершал глубокие рейды в тыл противника,
• использовал внезапную атаку на поле боя и налёт,
• осуществлял поиск вооружённых отрядов противника на неизвестной территории,
• бился с превосходящими силами противника в открытом поле и в лесу,
• вступал в бой малыми группами против превосходящих сил противника и осуществлял отрыв от его сил,
• вступал в единоборство с воинами противника и побеждал, используя навыки витязей- единоборцев.
Удачные походы, неизменно оканчивавшиеся победами, прославили нового Псковского князя. Его имя звучало теперь весьма авторитетно.
Псковичи им гордились, а недружественные соседи сильно его опасались.
Его мужество, отвага, воля к победе стали достойным образцом для подражания, стали примером для других. Воины, сражавшиеся с ним плечом к плечу, старались воевать, как он, с той же беззаветной смелостью.
***
Князь был невысокого роста.
В Мирожской иконе XVI века князь представлен человеком преклонного возраста:
Одет в богатое княжеское одеяние: ярко-красное платье, подпоясанное поясом; перекинутый через левое плечо плащ, на ногах кожаные сапоги.
Он изображён с залысиной и спадающими на плечи поредевшими волосами, с остроконечной небольшой бородой, едва доходящей до груди, со слегка выступающим из-под складок одежды животом.
Поднятые руки обращены к Богоматери и Спасителю.
Выражение лица строгое, губы плотно сжаты, лицо испещрено глубокими морщинами. Он задумчиво смотрит вдаль.
Князь Довмонт – это человек, который точно знал, что ему надо.
Был размерен и спокоен, смел и бесстрашен, расчётлив и справедлив, отчаян и храбр, отважен и неустрашим.
Он любил доводить начатое дело до конца и, привычный с детства к жестоким порубежным схваткам, никогда не жалел врага, всегда стремился вырезать его полностью.
Бессребреник.
Ещё среди качеств князя называют благородство и непоколебимую верность друзьям.
• Псковская Повесть о Довмонте рассказывает, что этот князь прославился не только своими ратными подвигами («Сей же бе князь не одинем храборъством показапъ бысть от бога»). Но также добронравием, боголюбием и щедрой милостыней бедным («уветлив, боголюбивъ, страннолюбець, кротокъ, смерепъ, по образу божию»).
• Повести вторит и Житие:
«И всеми почитаем и любим был не ради звания великого, но благонравия ради. Никогда никого не укорил, не навредил, не оклеветал, не завидовал, не гневался, любил церкви Божии, службы посещал. Многие церкви создал и украсил, помогал нищим, странникам, заключённых посещал, печальных утешал, пленных на свободу отпускал, монахам, сиротам и вдовицам – кормитель. И во всяком благочестии и чистоте в православной вере прожил».
Довмонт заботился о слабых и немощных, раздавая милостыню.
Как князь, он вершил праведный суд, завоевав народное уважение.
***
В начале своего правления Довмонт во главе псковского войска ходил походами на своих противников в Литве.
Литовцы своими постоянными набегами разоряли не только псковские, новгородские, но даже московские земли. Именно над литовцами и одержал первые победы благоверный князь.
• Большое значение имел поход Довмонта на Полоцк (в 1266 году), где княжил его злейший враг - князь Герденя, которому Войшелк передал Нальшанскую землю.
С князем Довмонтом были 300 его дружинников и лучшие из Псковских воинов.
Смысл похода был не только в том, чтобы нанести ущерб личному врагу и скрепить боевое русско-литовское братство по оружию. Но также и в том, чтобы продемонстрировать соседним литовским князьям, которые прежде ходили на Псковскую Землю, что у неё есть теперь новый и сильный вождь и защитник.
Небольшая конная рать сумела незамеченной пробраться по дремучим лесам в междуречье реки Великой и Двины до самых стен Полоцка и лихим налётом внезапно захватила его.
Князь Гердень едва успел убежать.
Ворвавшись в город, Довмонт взял в плен княгиню и сыновей князя, захватил богатую добычу и сумел безнаказанно уйти.
К слову. При взятии крепости в Полоцке, не погиб ни один воин из псковской дружины, зато взято в плен 2700! вооружённых солдат неприятеля.
Пока князь Герденя созывал на помощь своих союзников и собирал войско для погони, обозы с добычей переправились через Двину и ушли в Псков.
Сам Довмонт во главе своей дружины и части псковичей (70 воинов) остановился в пяти верстах за Двиной и организовал засаду.
На самом берегу реки осталась лишь стража. Дозорные своевременно известили князя о появлении у брода литовцев. Их было 7 сотен — дружины князя Гердени и его союзников - князей Гогорта, Лотбея и Лючайлы.
Не дав литовцам полностью переправиться через реку, конная рать Довмонта ударила по врагу.
Первым в бою пал князь Гогорт.
Герденя со своими дружинниками бросился обратно через брод.
Остальные литовцы, даже не успевшие занять боевой порядок, были опрокинуты в реку и вынуждены вплавь добираться до противоположного берега.
Но лишь семи десяткам воинов удалось добраться до близлежащего острова.
В итоге князь Довмонт лишь с 70-ю воинами отразил натиск 700 преследовавших его воинов Герденя, доказав свою воинскую мудрость, храбрость в бою и искусность в организации засады, ведь ему противостояли равные по воинским знаниям, равные по силе и превосходящие количеством.
• В следующем году он воевал против Герденя уже во главе объединённого псковско-новгородского войска и вновь одержал победу.
В бою Гердень был убит.
• Он совершил несколько походов против Литвы.
В одном из них псковичи столкнулись с несколькими сотнями литовцев, и Довмонт произнёс перед дружиной:
– Братьа мужи псковичи, кто старъ, то отець, а кто млад, той братъ! Слышалъ есмь мужество ваше во всех странах, се же, братья, нам предлежитъ животъ и смерть. Братья мужи псковичи, потягнете за святую Троицу и за святыа церкви, за свое отечьство!
С Довмонтом было 90 воинов, литовцев – несколько сотен, но князь повёл своих на литовцев, когда они начали переправу.
• Новгородский летописец записал:
«Пособи богъ князю Довмонту съ пльсковичи, и множьство много ихъ побиша, а инии в реце истопоша».
***
А дальше была Раковорская битва 1268 года.
Зимой 1268 года в Новгороде собралось большое войско.
Здесь были:
• и владимирцы с князем Святославом Ярославичем - старшим сыном великого князя,
• и переяславцы с князем Дмитрием Александровичем,
• и тверичи с князем Михаилом Ярославичем,
• а также суздальцы, смоляне, полочане.
• Собралось и новгородское городское ополчение, во главе которого встали посадник Михаил Федорович и тысяцкий Кондрат.
• Подошли отряды ладожан и ижорцев.
• Привёл псковскую дружину и князь Довмонт.
Объединённое русское войско, насчитывавшее от 16 до 30 тысяч человек (точно сказать невозможно), вторглось в Эстонию, принадлежавшую Дании.
Русским воинам, вступившим на чужую землю, всё время приходилось быть настороже.
И не зря.
Датчане обратились за помощью к Ливонскому ордену. А тот не мог этой помощи не оказать, поскольку усиление сопредельных Ордену русских княжеств никак не соответствовало его интересам.
Ливонцам и датчанам удалось собрать сопоставимые с русской армией силы (от 18 до 25 тысяч человек).
Летописи по этому поводу отмечают: «съвокупилася вся земля Немецьская».
Ливонские немцы, обещавшие не помогать датчанам, нарушили крестное целование и на реке Кеголе (Киюла) в феврале 1268 года напали на наши полки.
Так началось кровопролитное сражение при Раковоре (Везенберге).
Как писал летописец, «ни отцы, ни деды наши, не видали такой жестокой сечи».
Перед сражением немецкие рыцари построились традиционной «великой свиньёй».
Русские, перейдя речку Кеголу, выстроились тремя полками.
Дмитрий Переяславский выстроил свои полки так, как это обычно делали русские князья.
В центре встало пешее «чело» (передняя часть русского боевого построения) — новгородское ополчение.
Справа и слева от него — конные княжеские дружины.
Но для немецких рыцарей, хорошо знакомых с таким построением, была подготовлена и новинка.
На левом крыле Дмитрий Переяславский поставил лишь дружину тверского князя Михаила.
А остальные конные полки сосредоточил на правом — здесь оказались и сам Дмитрий с отборной переяславской конницей, и князь Довмонт с крепкой псковской ратью.
Это сражение началось так же, как и Ледовое побоище.
Зловеще поблескивая оружием и доспехами, немецкая железная «свинья» приблизилась к русским полкам и с оглушительным лязгом врубилась в пешие ряды новгородцев.
Под её страшным напором новгородцы пятились, но продолжали держать строй. Несмотря на тяжёлые потери (в бою пали сам посадник Михаил Фёдорович, тысяцкий и 15 новгородских бояр), центр русского войска не рассыпался. Рыцарский клин, не сумев пробить «чело», распался. Теперь рыцари сражались поодиночке, и этим воспользовались новгородцы — легче стало стаскивать закованных в железо немцев с лошадей.
С левого фланга устремилась в атаку тверская дружина князя Михаила. Но навстречу ей выехали готовые к этому резервные отряды рыцарей и втянулись в бой.
И тогда с другого фланга ударили переяславцы, псковичи и владимирцы.
После того как конные дружины Довмонта Псковского и князя Дмитрия Переяславского нанесли мощный контрудар, ход сражения переменился.
Убитых было столько, что, как отмечает псковская летопись, конница не могла двигаться вперёд.
«Не мочи коневи ступити трупием», - писал летописец в Новгородской первой летописи старшего извода.
В тяжёлом и упорном бою русским удалось разбить немецкий «железный полк» и обратить врага в бегство.
Был убит неприятельский главнокомандующий епископ Александр.
Датчане и ливонцы бросились бежать кто куда: часть поскакала к недалёкому лесу, часть устремилась к Раковору, спеша укрыться за крепостными стенами. Лишь приближение ещё одного немецкого отряда спасло рыцарей от полного разгрома.
Рыцари отступили в крепость.
Русским дружинам пришлось прекратить преследование и перестраиваться для нового боя. Но немцы не решились нападать — перед их глазами находилось поле, залитое кровью, усеянное множеством трупов в рыцарских доспехах и покрытое плащами крестоносцев. Простояв до темноты, ночью рыцари ушли. Переяславские дозоры нигде их не обнаружили.
Потери были огромны, русские три дня разбирали тела и хоронили погибших, но рыцари больше атаковать не решились.
Менее всего из русского войска в этом сражении пострадал псковский полк.
Поэтому Довмонт после окончания битвы не отступил со своими воинами, подобно новгородцам, за русский рубеж. А воспользовавшись плодами победы, двинулся в глубь вражеской территории - в рейд по землям ордена.
Князь Довмонт со своими псковичами преследовал рыцарей 7 вёрст, убивая без всякой жалости всех, кто подворачивался под руку.
И опустошил, мстя немцам за вероломство, Ливонию до самого моря, грабя города и поселения, захватывая многочисленных пленников.
Потери сторон в Раковорском сражении:
• около 5 тысяч воинов потеряли русские, и
• в два с половиной раза больше датчане и немцы (около 12 тысяч человек).
***
Неоднократно князь Довмонт отражал набеги немецких крестоносцев и защищал псковские рубежи.
• В 1269 году князь успешно оборонял Псков от войск Ливонского ордена.
• В 1271 году немцы напали на несколько окраинных псковских сёл и попытались уйти в свою землю.
Но князь Довмонт нагнал их.
У него было всего 60 воинов на 5-ти стругах, немцев же оказалось 800.
Но псковичи по частям разбили врага. Много немцев полегло в бою, ещё больше потонуло в реке во время бегства.
Два немецких насада все-таки успели переплыть на остров, покрытый густыми зарослями. Но беглецам не удалось спастись. Князь Довмонт приказал поджечь сухую траву. Немцы сгорели в огне…
• В 1272 году магистр Ливонского ордена Отто фон Роденштейн, собравшись с силами, организовал большой поход на Псков.
Войско Ордена захватило Изборск и осадило Псков.
По свидетельству новгородского летописца, к Пскову подошли конные рыцарские отряды и отряды кнехтов на кораблях. Были у врага и стенобитные орудия, что свидетельствует о намерении немцев взять Псков штурмом.
По ливонским источникам известно, что в походе участвовали 180 рыцарей, 18000 простых воинов и 9000 корабельщиков.
В этот критический для Пскова момент князь Довмонт наиболее глубоко проявляет веру, возлагая упование на Бога:
«Слышав же то князь Домант Псковский вниде в церковь Святые Троица, и снем с себя меч, и положи пред святым алтарем, и паде и начя молитися со слезами: «Господи Боже наш! Мы люди Твои и овцы пажити Твоей, имя Твое призываем: призри на кроткие и вознеси смиренныя, и низложи высокие мысли гордых, да не оскудеет пажить овец Твоих!».
Взем меч игумен Исидор и весь ерейский чин, препоясавше его мечем, благословивше и отпустиша его.
И Довмонт же во множестве ярости мужества своего, не дождав полков новогородских, с малою дружиною с мужи-псковичи выехав, Божиею помощию изби их, самого же местера (т.е. магистра) раниша по лицу…».
Немцы были уверены, что осаждённые псковитяне не осмелятся вступить в бой до подхода новгородских подкреплений. Очевидно, магистр надеялся ворваться в Псков до того, как подойдут новгородские полки.
Однако он просчитался. Довмонт Псковский не стал ждать помощи из Новгорода, а сделал дерзкую вылазку лишь с псковской дружиной и застиг врага врасплох.
Рыцари, не ожидавшие такой дерзости, не сумели отбить неожиданное нападение. Псковичи рассеяли немецкие полки.
Псковский князь, по преданию, в бою сошёлся с самим магистром в личном поединке и ранил его в лицо.
Разбитые и устрашенные немцы бежали.
А затем поспешно заключили с Псковом мир, ибо псковичи преследовали их и «села чюдския пожже, и полона много приведоша в землю свою».
Немцы были вынуждены снять осаду и заключить с Псковом выгодный для русских мир и вернуться восвояси.
Отступив от Пскова, рыцари, тем не менее, продолжали нападать на пограничные земли. И тогда Довмонт перенёс войну на территорию противника. С псковской дружиной князь повоевал несколько чудских сел и привел в Псков немалый полон.
Более чем на четверть века после этого похода исчезают из русских летописей записи о немецких нападениях на Псковскую землю и о походах самого Довмонта. Псков пребывал в мире.
***
А между тем на Руси настало тревожное время. Князья боролись за великое княжение Владимирское, дававшее вместе со стольным градом Владимиром власть над остальными князьями.
Сперва на престоле сменяли друг друга Ярославичи — Ярослав Тверской и Василий Костромской.
Затем великим князем стал Дмитрий - старший сын Невского.
Но на него пошёл средний Александрович - князь Андрей Городецкий.
В 1281 году князь Андрей перекупил в Орде у нового ордынского хана Тудаменгу «ярлык» на великое княжение Владимирское. Сажать Андрея на великокняжеский престол отправились во главе конных татарских туменов ханы Кавдыгай и Алчедай.
Татары, разыскивая великого князя Дмитрия Александровича, рассыпались по всей русской земле.
По словам летописца, они опустошили окрестности Мурома, Владимира, Юрьева, Суздаля, Переяславля, Ростова и Твери и гнались за великим князем Дмитрием Александровичем до Новгорода. Но схватить Дмитрия им не удалось — вместе с семьёй и боярами он заранее укрылся в своей крепости Копорье, где хранилась и княжеская казна.
В Копорье Дмитрий Александрович хотел переждать ордынское нашествие. Но его предали новгородские бояре, с которыми вместе столько раз он сражался против рыцарских ратей.
Новгородцы перехватили Дмитрия в пути и потребовали передать новгородским наместникам Копорье. В залог они взяли двух дочерей князя Дмитрия, его ближних бояр с жёнами и детьми. В Копорье, где осталась княжеская казна, встал новгородский гарнизон. Преследуемый татарами и преданный новгородцами, Дмитрий Александрович «иде за море».
И вот тут в усобицу, в первый и последний раз в своей жизни, вмешался Довмонт. Неизвестно, былое ли боевое братство сыграло свою роль или родство (Довмонт был зятем Дмитрия Александровича), а может и то и другое, но Довмонт Псковский с горстью воинов решительным ударом взял Копорье и Ладогу (в 1282 году), освободил людей князя Дмитрия и вернул ему казну.
Затем, однако, осаждённый новгородцами, выполнявшими приказ великого князя Андрея Александровича, - любой ценой выбить Дмитрия Александровича из Новгородской земли, - он вместе с тестем оставил крепость и вернулся в Псков.
Дмитрий Алексеевич вернул себе великое княжение.
А спустя четыре года он впервые в русской истории разбил в «прямом бою» ордынское войско, вторгшееся в его владения.
В 1285 году князь Андрей Александрович Городецкий вновь попытался с помощью ордынцев захватить престол своего брата Дмитрия, но великий князь собрал рать и разбил татар.
В 1293 году на Русь обрушилась «Дюденева рать».
Дмитрий Александрович вновь был вынужден покинуть стольный град Владимир. И Довмонт с честью принял великого князя в Пскове, не побоявшись ни ханского гнева, ни обиды нового великого князя Андрея.
***
Свою последнюю победу доблестный князь одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.
В один из весенних дней немцы незаметно подкрались к городу и неожиданно напали на посад у Пскова.
Кнехты переползли через частокол, ограждавший псковский посад, и разошлись по спящему городу. Посадских сторожей ночные гости вырезали тонкими, похожими на шило, «ножами-убивцами».
Ливонские рыцари захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского.
Надо было спасать псковичей, гибнувших на улицах посада.
Но Довмонт знал и суровый закон обороны городов: если враг у стен, нельзя открывать ворота. Ибо в таком случае воевода рискует впустить врага в город и потерять не только посад, но и детинец.
И всё же Довмонт решился. Он сам и его воины обладали большим опытом, да и простые псковичи верили в него, нельзя было обрекать их на смерть. Из раскрытых ворот вылетела дружинная конница и сразу же растворилась в темноте посадских улиц, освещаемых лишь огнём пожаров.
Дружинникам предстоял страшный бой — бой в тесноте, между глухими частоколами, в тупиках и во дворах, когда неясно, где враг — спереди или сзади.
Своих узнавали по белым рубахам — посадские люди выбегали из домов без кафтанов. Узнавали и по женскому плачу и детским испуганным крикам. Мужики пробивались к детинцу вместе с семьями.
Чужих отличали по лязгу доспехов и той оторопи, которая охватывала немцев при виде хорошо вооружённых дружинников.
Дружинники сбивали немецкие заслоны, прикрывали беглецов, медленно отходя к воротам. Спасли многих, но и погибло немало.
Утром святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберётся большое псковское войско, вышел в поле навстречу врагу с дружиной и не смотря на значительное численное превосходство немцев наголову разбил врага.
Отказавшихся сдаться в плен тевтонцев оттеснили к крутому берегу реки Псковы и вынудили броситься с обрыва в воду, где они в основном и погибли.
***
Вся история княжения Довмонта – череда военных походов и оборонительных операций.
Но, кроме того, он остался в памяти псковичей как князь созидатель.
Именно при нём древний Псков приобрёл архитектурные черты, которые мы видим сегодня.
В дни мира Довмонт занимался строительством.
Князь стал вдохновителем строительства в Пскове новой мощной крепости, которая впоследствии получила название «Довмонтов город».
Князь Довмонт рядом с Кремлём возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу:
- Построил в Пскове церковь во имя своего небесного покровителя святого Тимофея Газского.
- Также с его именем связывают строительство храмов в честь святых воинов - великомученика Георгия Победоносца и Феодора Стратилата.
• В «Повести о Довмонте» сказано:
«Сей князь не только одной храбростью отмечен был от Бога, но отличался боголюбием, был приветлив в миру, и украшал церкви, и попов и нищих любил, и все праздники достойно соблюдал, наделял необходимым священников и чернецов, был милостив к сиротам и вдовицам».
• Псковские летописи, как и летописи других русских земель, подчеркивают, что никого из псковских князей псковичи не любили так, как князя Довмонта:
«И всеми почитаем и любим был не ради звания великого, но благонравия ради. Никогда никого не укорил, не навредил, не оклеветал, не завидовал, не гневался, любил церкви Божии, службы посещал. Многие церкви создал и украсил, помогал нищим, странникам, заключённых посещал, печальных утешал, пленных на свободу отпускал, монахам, сиротам и вдовицам – кормитель. И во всяком благочестии и чистоте в православной вере прожил».
***
Весной 1299 года в Пскове вспыхнул, как сообщают летописцы, «мор вельми зол».
Среди жертв эпидемии оказался и князь Довмонт.
Он тяжело заболел и умер 20 мая 1299 года.
Похоронили его в княжеской усыпальнице Троицкого собора.
• Летопись свидетельствует, что:
«бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее».
Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вёл их в бой со словами:
«Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
***
Вскоре после его кончины началось почитание князя Довмонта.
Боевой меч Довмонта стал городской реликвией. Он хранился рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе, изображался на знамени города и вручался псковским князьям при возведении на престол. Сейчас он хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике, как символ уважения к его памяти и воинской славе.
Князь Довмонт изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
Там он стоит, словно давая торжественный обет служить городу Пскову и Руси, опоясанный мечом, в доспехах и положа руку на сердце, выражая, тем самым, всю искренность своей клятвы.
Довмонт и его жена Мария изображены на чудотворной иконе Знамения Божией Матери, именуемой Спасо-Мирожскою. А также и на других иконах.
Православная церковь причислила князя Довмонта к лику святых и отныне он именуется святой и благоверный князь Довмонт.
Его святые мощи хранятся в раке в Троицком соборе города Пскова и являются объектом поклонения, почитания и уважения.
По летописным данным, псковичи обращались к Довмонту за молитвенной поддержкой во время войн с рыцарями.
В 1480 году, когда стотысячное ливонское войско осадило Псков, князь Довмонт, явился во сне одному из местных жителей и сказал: «Возьми одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь».
Псковичи исполнили его указание. И немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена церковная служба.
В 1574 году в Пскове был построен храм в честь святого Довмонта-Тимофея.
Ежедневно молились псковитяне с их духовенством у раки князя Домонта и в 1581-м году во время знаменитой осады Пскова Стефаном Баторием, и в 1615-м году, когда шведская армия во главе с Густавом-Адольфом осадили Псков.
***
В течение своего правления князь Довмонт показал себя талантливым государственным деятелем и полководцем, дипломатом и воином, настоящим предводителем и отцом народа, вселяющим надежду, гармонию и примирение в общество, умеющим находить диалог с любыми слоями общества.
Он прославил себя воинскими подвигами, доблестью, отвагой, величием духа, искренностью и дружелюбием.
Значение личности Князя Тимофея для Псковской земли, истории России - сложно переоценить. Более тридцати лет он защищал русские земли от агрессоров с Запада. Довмонт спас Северо-Запад Руси от завоевания крестоносцами и, фактически, истребления, по аналогии с пруссами, местного населения Тевтонским Орденом.
И не случайно на гербе Псковской области увековечен легендарный девиз князя «Потягнем за Отечество».
Свидетельство о публикации №225042900921