Религии Китая

Символ даосизма- Инь и Ян. Инь — чёрное, женское, Ян — белое, мужское.
Буддизм-Дхармачакра (колесо Дхармы),

Китай Религии

Официальные власти признают пять традиционных религий (буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантизм), причём вера отдельного человека в одну из этих трёх религий, не исключает его веру в остальные. Учения сочетаются и взаимодополняют одна другую:  традиционно в китайской религии  философии сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм.
Свобода вероисповедания гарантирована Конституцией КНР. При Государственном совете существует специальный орган, который отвечает за оказание помощи всем конфессиональным группам в Китае.
В Китае религиозные верования и практики более распространены, чем формальная религиозная идентичность. Это определяется термином Цзунцзяо.
Цзунцзяо – как и термины сюкё на японском языке и чонгё на корейском – относится в первую очередь к организованным формам религии, особенно к тем, которые имеют профессиональное духовенство и институциональный или государственный надзор.
 В Китае под цзунцзяо обычно не имеются в виду распространенные религиозные верования и ритуалы, которые многие китайцы считают вопросами обычаев или суеверий
Конфуцианство, первым обрётшее влияние в Китае, по сути, стало кодексом подчинённости индивида обществу и его ответственности перед ним.
 Даосизм развивает идеи личного совершенствования и гармонии с природой; конфуцианскому учению о предопределённости социальных ролей он противопоставляет концепцию относительности.
Привнесённый извне буддизм сосредоточен на достижении духовной свободы и выходе за пределы мира страданий, выступает альтернативой китайскому прагматизму.

Даосизм
Даосизм считается одной из древнейших исконно китайских религий, возник, в Китае в V — III веках до н. э.
ЛАО-ЦЗЫ: основатель даосизма, уроженец уезда Ку в царстве Чу, жил между 579 и 499 гг. до н.э. Его подлинное имя Ли Дань (фамилия Ли значит «слива», поскольку мать родила его под деревом ли), он имел также прозвище Ли Эр — «Ли-длинноухий» за непомерный размер ушей. В свою очередь Лао-цзы переводится как «учитель Лао», где Лао означает «Старец», ибо по легендам мать носила его во чреве 81 год и, когда произвела на свет, новорожденный был уже седым.

Основоположник даосизма- древнекитайский мудрец Лао-цзы. В даосизме - стремление бессмертию, у последователей других верований- стремление к раю. В этой религии человек воспринимается как бессмертная субстанция, вечная жизнь достигается путем слияния с Дао (Путь) при помощи религиозного созерцания, физических и дыхательных упражнений и других методов саморазвития.
Дао цзан (Сокровищница Дао) - священное писание даосизма- собрание даосских текстов. В книге описывается устройство мира, где главной движущей силой является «дао».
Лао-цзы родился приблизительно в начале 600-х годов до н. э. и дожил до времен Конфуция, посетившего его при дворе Чжоу в годы своего активного общественного служения. Даосизм сосредоточен на вопросах здоровья, естественности поведения, долголетия, обретения бессмертия
Лао-цзы, исповедовал учение о «Пути». Путь или дао — есть начало всего сущего. Следуя ему, нужно отдаться в руки своей судьбе, сохранять равновесие, не сопротивляясь обстоятельствам. Важным аспектом учения является баланс между инь и ян — взаимосвязи женского и мужского начала. Следуя пути, человек достигает гармонии между ними и обретает долголетие. Ключевым в даосизме также является трактат «Дао дэ цзин» (Канон пути и добродетели) и понятие об энергии ци. Течение никогда не играло роль государственной религии и больше напоминало народное движение. Многие крестьянские восстания зарождались именно по инициативе последователей даосизма. В отличие от конфуцианства, даосизму в большей степени свойственен оккультизм. Именно в нем развиты дыхательные практики, имеется свой обширный пантеон и ряд религиозных ритуалов с участием жрецов.
Вот что говорится в «Дао Дэ Цзин» от первого лица: (Лао-цзы):
«...Все люди держатся за свое «я», один лишь я выбрал отказаться от этого. Мое сердце подобно сердцу глупого человека, - такое темное, такое неясное! Повседневный мир людей ясен и очевиден, один лишь я живу в мире смутном, подобном вечерним сумеркам. Повседневный мир людей расписан до мелочей, один лишь я живу в мире непонятном и загадочном. Как озеро я спокоен и тих. Не остановим, подобно дыханию ветра! Людям всегда есть чем заняться, один лишь я живу подобно невежественному дикарю. Лишь я один отличаюсь от других тем, что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого».  Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст «Дао Дэ Цзин» (Канон Пути и его Благой Силы).
Легенды повествуют о чудесном рождении Лао-цзы. Мать носила его несколько десятков лет (согласно легенде 81 год) и родила стариком, откуда и имя его — «Старый ребенок». Хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и слово «мудрец», так что «Лао-цзы» можно перевести как «Старый мудрец».  Уже в раннем даосизме Лао-цзы стал фигурой легендарной и начался процесс его обожествления.

Символ даосизма-  это черно-белый круг - Инь и Ян, где черная сторона отдана женщине и символизирует внутренний мир, а белая –внешняя, мужская сторона. Это символ единого предела, в котором выражается одновременно слияние, взаимодействие, раздельность и взаимосвязь всего сущего. Целью человеческого существования по даосизму является баланс и гармония противоположностей.
Главным принципом даосизма является принцип равновесия и взаимосвязи мужского начала «ян» и женского начала «инь». Символ даосизма- Инь и Ян. Инь — чёрное, женское, Ян — белое, мужское.
Концепция Инь и Ян обозначает два положения: во-первых, что все в этом мире постоянно меняется, а во-вторых, что противоположности дополняют друг друга
Целью человеческого существования по даосизму является баланс и гармония противоположностей, Инь обозначает черное, женское и внутреннее, Ян – белое, мужское и внешнее.  .
Лаосизм нередко путают с местными культами, молениями духам предков, то есть со всем тем, что действительно является ядром духовной жизни как древних, так и современных китайцев. Сегодня в даосские монастыри ежедневно приходят десятки китайцев, но отнюдь не для того, чтобы «исповедовать даосскую религию», а затем, чтобы поклониться духам предков либо очиститься от вредоносных духов. Даосские, равно как и буддийские монахи, выполняя роль древних медиумов и магов, обслуживают население, совершая свадебные церемонии, обряды, связанные с отпеванием умерших или рождением детей.
Лао-Цзы обычно изображается уезжающим на запад на быке  с большой бородой. Борода - признак того, что философ уже достиг 60-летнего возраста, так как лишь с этого возраста китайцам разрешалось ношение бороды. Оседлать быка  - означает покорить животную натуру человека. Спокойная мощь домашнего быка ассоциируется в Китае с созерцательной жизнью.
Проход, через который проезжает Лао-цзы на быке, является проходом созерцания, уединения, молчания и аскезы. Таким образом он решил уйти от китайского конфуцианского мира, обнесенного стеной «не хочу знать далее».

Конфуцианство
Конфуцианство – наиболее известная на сегодняшний день фиорсрфская шеола, основатель – Конфуций (Кон Фу-Цзы). –
Разработанное Конфуцием (551—479 гг. до н. э.) и развитое его последователями философское учение защищает структурированность социума, опирающуюся на моральные принципы, которые связывают индивидов и определяют пять типов общественных отношений: родитель — ребёнок, правитель — подданный, старший брат — младший брат, муж — жена и друг — друг. В императорском Китае конфуцианство было философией учёных-мыслителей. В КНР во времена Культурной революции оно считалось реакционным учением аристократии.
Конфуций философ и высокопоставленный чиновник, в своем учении отдавал предпочтение более земным вещам. Конфуцианство может рассматриваться и как религия, и как философия. Учение традиционно имело социально-политическую направленность и укрепляло власть монархов. Именно поэтому веками правящие династии выбирали его в качестве государственной религии. Конфуцианство зародилось на территории современной провинции Шаньдун в городском уезде Цюйфу, родине его основателя. Там же расположено сакральное место поклонения Конфуцию — храм Цюйфу-Кунмяо, заложенный в 478 году до н. э.
Философия и этические принципы учения довольно быстро распространились и укрепились в обществе. В его основе лежит понятие верховной высшей силы — «Неба» ; и «Воли небес», которыми и определяется судьба каждого человека. Император в такой парадигме, как сын Неба, обладает абсолютной властью. Очень важным аспектом конфуцианства было понятие сяо (сыновья почтительность) и ряд правил этикета ли ;, фиксирующий социальную иерархию. Также в учении присутствует культ природы и предков. Вплоть до 20 века конфуцианство регламентировало уклад во всей Поднебесной, как на бытовом, так и на политическом уровне.

Основные идеи конфуцианства.

Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.
Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.

сРитуал — Ли (;)
Изначально это означало "пожертвовать". Исходя из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.
Сыновняя почтительность — Сяо (;)
Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.
Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.
Верность — Чжун (;)
Это было особенно актуально для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.
У обладателей политической власти обязательно должна была присутствовать верность: сына — отцу и членам клана, чиновника — вышестоящему князю, а князя — Сыну Неба.
Вся феодальная система была создана на этой основе, и, следовательно, правитель, для того чтобы быть верным, обязан править также и искренне, и гуманно и быть прежде всего справедливым.
Гуманность — Жэнь (;)
Возможно, лучше всего этот принцип выражен в конфуцианской версии золотого правила нравственности: "Не делай другим того, чего не пожелаешь себе".
Человек будет тем, каким он себя сотворил, а не тем, кем он родился. А китайский философ Мэн-цзы полагал, что все рождаются хорошими людьми, но потом могут не устоять перед соблазном, поддаться слабости и измениться к худшему.
Справедливость — И (;)
Справедливость включает в себя мышление и действия с собственной точки зрения. Это требует рациональных действий и самообуздания, чтобы противостоять искушению, и стойкости, чтобы выполнять свой долг. Справедливость — это прежде всего целостность.

 Взаимодействие последователей даосизма и конфуцианства (а позже и буддизма) сформировало явление под названием «синкретизм». В рамках синкретизма верующие исповедуют не один религиозный культ, а комбинируют практики, взятые из нескольких учений.

Буддизм
Буддизм начал проникать в Китай из Индии в начале нашей эры. К тому времени в стране уже существовали даосизм и конфуцианство. К 6 веку буддизм присоединится к ним и станет одним из трех великих учений — саньцзяо. От даосизма и конфуцианства новую религию отличал закон о воздаянии — «карма» — и понятие «нирваны», состояния безмятежности и освобождения от мирских страданий.
В Китае распространён буддизм Махаяны, обещающий избавление от страданий всем, кто его страждет обрести. Просветлённые, или абабают общения с бодхисатвами, приближающими их к нирване. В Китае есть две буддийские традиции: собственно, китайский буддизм и Тибетский буддизм. Среди этнических тибетцев распространён Тибетский буддизм.
Ключевой фигурой в становлении китайской буддийской традиции считается Ань Шигао — монах из Парфянского царства. Именно он в середине 2 века перевел на китайский около 30 буддийских сочинений. С течением веков положение буддизма в Поднебесной менялось: от покровительства правящих монархов до гонений. Первый буддийский храм в Китае Баймасы, был заложен при императоре Мин-ди в 68 году н. э. Он расположен в городском округе Лоян (провинция Хэнань).
В конце 6 века буддизм становится господствующей религией на территории Китая.
В 845 году буддизм теряет благосклонность императорского двора и начинает подвергаться суровым гонениям. Буддизм слишком глубоко укоренился в социуме и был тесно переплетен с другими религиозными учениями. Его идеи благотворно влияли на национальную культуру и науку.
 Религия продолжила распространяться и в других азиатских странах: Корее, Японии и Вьетнаме.
В мае 1953 года была основана Буддийская ассоциация Китая. На время культурной революции ассоциация и все буддийские монастыри прекратили свою деятельность, но возобновили работу в 1980 году. В современном Китае насчитывается более 13 тыс. буддийских храмов. Крупнейшим из них считается Дафо (храм большого Будды), расположенный в Гуанчжоу (провинция Гуандун). Деятельность буддийских религиозных общин строго контролируется правительством.
Среди самых ранних и наиболее распространённых символов буддизма - ступа (с реликвиями в ней), Дхармачакра (колесо Дхармы), Дерево Бодхи (и отдельные листья этого дерева с их особой формой) и цветок лотоса. Колесо Дхармы, традиционно насчитывающее восемь спиц, может иметь различные толкования.


Христианство
Примерное число последователей: 44 млн (38 млн — протестанты, 6 млн — католики) Впервые христианство было представлено Китаю несторианскими миссионерами из Персии в 6 веке. В 638 году император Тайцзун выпустил указ о веротерпимости, позволяющий несторианам проповедовать и строить монастыри. Тем не менее в 9 веке несторианские монастыри были распущены по приказу императора Уцзуна. В 1293 году в Китай прибыла первая католическая миссия. Благодаря ее деятельности к концу 13 века в стране насчитывалось больше 30 тыс. католиков. В 1579 году развивать католичество и знакомить Китай с Западом продолжили иезуиты. Влияние европейских проповедников росло, что начало вызывать недовольство. Деятельность иезуитов была запрещена в 1784 году. В 19 веке Китай вновь наводнили христианские проповедники, преимущественно протестанты. Их организации набирали влияние, что раздражало многих патриотов. Желая сохранить национальную идентичность, они организовывали восстания, заставляя китайских христиан отречься от веры. Положение дел изменилось после Синьхайской революции в 1911 году. После падения монархии многие китайцы вновь обратились к христианству. Даже основатель Гоминьдана Сунь Ятсен объявлял себя христианином. Символическую роль религия сыграла в сопротивлении Китая японской агрессии. Христианство со стороны Китая противопоставлялось мифическому божеству Аматэрасу из Японии. Количество христиан также росло за счет православных эмигрантов из России.
У православной миссии своя история в Поднебесной. В конце 17 века плененные казаки вместе с православным священником Максимом Леонтьевым основали в Китае русскую общину. Для развития дипломатических отношений в 1712 году в Пекине была основана Русская духовная миссия. В 1954 году ее деятельность была упразднена, на тот момент в ее распоряжении находилось больше 100 храмов. В конце нулевых православная миссия была разрешена китайским правительством, но лишь на том условии, что все ее священники будут этническими китайцами. Один из крупнейших символов православия в Китае — Софийский собор в Харбине. Сейчас внутри храма располагается архитектурный музей. В 2013 году в Пекине состоялась встреча патриарха Кирилла с председателем КНР Си Цзиньпином. Событие было беспрецедентным, так как после 1949 года лидер Китая не встречался с руководителями христианских церквей. В 2020 году в Китае насчитывалось около 16 тыс. православных христиан. Некоторые эксперты прогнозируют, что к 2030 году КНР может стать первой страной в мире по количеству христиан.

Ислам
Примерное число последователей: более 20 млн Исламские миссионеры начали проникать в Китай в 6-7 веке. В 651 году в страну была направлена официальная миссия во главе с дядей пророка Мухаммеда по материнской линии. Император Гаоцзун, правитель династии Тан, оказал посланникам теплый прием. Первой китайской мечетью считается Хуайшэн ;;;, расположенная в Гуанчжоу. Согласно одной из версий, мечеть была заложена в 7 веке самим дядей пророка Мухаммеда. В 9 веке арабские мусульмане начинают активно вести в Китае торговлю, попутно проповедуя свою веру. Многие подолгу оставались жить в китайских портовых городах, а кто-то оставался навсегда. Заключая браки с китаянками, они постепенно формировали сообщества китайских мусульман. Позже ислам распространялся благодаря монголам и завоеванием кочевых племен мусульманами. Сейчас в Китае ислам исповедует целый ряд нацменьшинств: хуэйцы, уйгуры, казахи, узбеки, киргизы, таджики, татары, дунсян, салары и баоань. До сих пор принадлежность к исламу в Китае чаще обусловлена именно этническим фактором. С 1953 года в КНР функционирует Китайская исламская ассоциация, объединяющая всех верующих мусульман. Ассоциация находится под контролем госуправления по делам религии, ее штаб-квартира находится в Пекине. Сейчас число мусульман в Китае превышает 20 млн. Крупнейшая китайская мечеть (;;;;;;) находится в городе Сиань (провинция Шэньси).
В Китае, а также в соседних странах, таких как Япония и Южная Корея, существует множество верований (например, в отношении духов) и ритуалов (таких как посещение святынь и принесение подношений предкам), которые в широком смысле можно считать религиозными.

Шэнизм
Самая древняя религия Китая – это Шэнизм (вера в души предков). Она сложилась из мифов, преданий и легенд, а также из национального поклонения перед своими даже самыми далекими предками. Шэны – это крупные и мелкие божества, мифические существа, духи, герои эпоса и самые почитаемые люди каждого рода.
Народная религия или так называемый шэнизм shn божественный дух) в культурном плане в Китае распространен повсеместно.
Это синкретическое учение считается древнейшим в китайской культуре. Пантеон в шэнизме включает несчетное количество богов, духов (в том числе умерших предков), мифических существ, героев легенд и эпосов. Покровительство духов может даровать процветание и удачу, а потому необходимо их почитать и совершать в их честь ритуалы.
Условно в шэнизме можно выделить 4 ключевых принципа. Первый — вера в волю всесильного Неба (и других небесных светил). Каждому человеку Небом уготована особая роль, которую он должен распознать и исполнить.
Второй принцип — вера в энергию "ЦИ", движущую силу всего живого и основу мироздания. Это фундаментальный концепт также для традиционной китайской медицины. Если речь идет о человеческом теле, как сосуде для ЦИ, то ее недостаток или дисбаланс непременно приведет к заболеваниям.

Третий принцип заключается в почитании предков — цзинцзу. В древности в большинстве домов обязательно был алтарь предков, где ежедневно жгли благовония и совершали поклоны. Во многом культ предков связан с представлениями о загробной жизни. Издавна считается, что умершие могут влиять на жизни живых, следовательно, необходимо проявлять к ним уважение. В современном Китае многие обряды и суеверия ушли в прошлое, однако почитание старшего поколения остается важнейшей социальной нормой. Ежегодно в начале апреля по всей стране празднуется Цинмин — день поминовения усопших
Последний принцип народной религии — воздаяние за содеянное или баоин. По аналогии с буддийской кармой, все добродетельные поступки будут вознаграждены, а зло наказано. Из этого следует, что несмотря на условную неотвратимость судьбы человек обладает волей и будет нести ответственность за свои поступки. По статистике к последователям народной религии себя относят больше 70% жителей Китая.


Рецензии