4. 2. Египетские места Петербурга
Айвазовский проснулся рано. Он уже всё решил. Начнёт путешествие по изучению древнеегипетской архитектуры на основе памятников, построенных в Петербурге, а затем отправится в Москву, где продолжит знакомство. А уже оттуда возьмёт курс на юг в родную Феодосию. Так что впереди день, полный путешествий и погружения в египетскую культуру…
Усевшись в коляску, Айвазовский махнул рукой:
– Трогай, сердечный! – обратился он к извозчику. – Поехали на Парадную набережную, оттуда и начнём сегодняшнее путешествие! Хоть столько раз бродил возле Академии, смотря на этих сфинксов, но в сущности о них ничего не знаю.
Погода в этот день благоволила им, хоть и задувал с моря небольшой ветерок, но в целом было достаточно тепло. Айвазовский откинулся на заднее сиденье. Поездка в Египет захватывала всё больше и больше.
– Художественные произведения разных эпох отражают дух времени, самые разные аспекты жизни различных культур и народов, – Иван Константинович проговорил мысль вслух, задумался и дальше, замолчав, продолжил мысль про себя: – История искусства помогает нам увидеть эти проявления и сделать выводы о том, как они формировались и развивались в разные исторические периоды.
История искусства начинается прежде всего с проявлений художественной деятельности в древних цивилизациях, таких, как Древний Египет, Месопотамия и Древняя Греция. Затем следуют эпохи средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма и т.д. Каждая из этих эпох имеет свои характерные особенности в искусстве, влияя на последующие периоды.
А Египет!? Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью!
Великий маринист уже жил каждой клеточкой своего тела Древним Египтом.
– Но архитектура! Пирамиды, храмы, сфинксы и другие творения таят в себе так много загадок прошлых эпох человечества! – внезапно воскликнул художник.
Коляска въехала на набережную.
– Здравствуйте, Иван Константинович! Меня зовут Александр, мне поручили вас сегодня сопровождать в данной экскурсии и постараться ответить на интересующие вас вопросы, если они возникнут…
– Возникнут, Александр, возникнут, как не возникнуть! С чего мы с вами начнём наше знакомство?
Они подошли к набережной Невы в парадной части столицы.
– Так давайте, Иван Константинович, сразу и окунёмся в историю сфинксов, которые перед нами.
– Я весь во внимании, молодой человек! У разных народов представления о сфинксах были разными, как я понимаю. У древних египтян сфинксы представляли собой существа с телом гордого льва и головой человека. Нередко лики египетских сфинксов напоминали лица их фараонов. У греков же сфинксы были крылатыми, имели тело льва или собаки и женские голову и грудь. Но сегодня меня больше занимает Египет!
– Вы правы. Надо сказать, Иван Константинович, это единственные в Петербурге самые настоящие сфинксы из Древнего Египта, им более трех тысяч лет. Они очень большие, как мы видим, более 5 метров в длину и высотой 4,5 метра. Вес каждого из них – 23 тонны!
Пройдёт время, и советский востоковед Василий Струве скажет: «По мастерству исполнения, – фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, – обилию надписей и хорошей сохранности, невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов».
– Да, конечно впечатляет, Александр! Я понимаю, что в начале века Европу охватило увлечение восточной культурой, не миновало это и наш Санкт-Петербург. В Павловске появился Египетский вестибюль, в Царском Селе – Египетская пирамида, а в самом городе – Египетский мост, а вскоре и эти египетские сфинксы. Но каким образом эти огромные сфинксы из далекой страны попали сюда?
– Начиная с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах. Когда храм и гробница были разрушены, они оказались погребенными под толстым слоем песка и пролежали под ним долгие годы. Откопали их лишь лет 40 назад.
Находящийся в то время в Египте Андрей Муравьев увидел один из них, и это настолько поразило русского офицера, что он тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России. Пока российский император колебался, покупать или нет не имеющие практической ценности статуи, их приобрели французы для украшения Парижа. Но вывести грандиозные фигуры из Александрии они не успели – помешала революция 1830 года. Пришлось перепродавать произведение античного искусства русским.
Сопротивлялись сфинксы и при погрузке на корабль «Добрая надежда». Трос, удерживающий одну из статуй, лопнул. След от впившегося каната остался на лице сфинкса навсегда, при этом получеловек-полулев лишился подбородка. Но и кораблю досталось – борт, куда упал суровый египетский страж, был серьезно поврежден, а мачта сломалась на куски.
С большим трудом фигуры доставили в Петербург весной 1832-го, но только через два года они были перенесены со двора петербургской Академии художеств и установлены на парадной набережной.
– И с тех пор их окружают легенды и суеверия! – произнёс Айвазовский и перекрестился.
– Что да, то да, Иван Константинович! Откопавший «спрятавшихся» сфинксов археолог Янис Атоназис погиб при загадочных обстоятельствах. Один за другим умерли и все близкие родственники офицера Муравьева, который присмотрел статуи, ходатайствовал перед императором об их покупке и контролировал доставку. За два года после перевозки сфинксов в Россию погибли все члены команды и капитан корабля. Да и смерть императора Николая I полна тайн…
Ты видишь в сумрачном тумане
Двух древних сфинксов над Невой.
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны…
Из стихотворения В. Брюсова
«Александрийский столп».
Следует добавить, что жители Петербурга стали считать, что сфинксы на Университетской набережной защищают город от наводнений. До 1832 года уровень Невы сильно поднимался в среднем раз в 10 лет, но после появления египетских стражей в 1834 первое крупное наводнение случилось лишь через 39 лет (в 1863 г.), а затем спустя еще 31 год.
– Ну что, Александр, вперёд!
И перед ними «побежали» Петербургские пирамиды, сфинксы, колонны, мосты, ворота…
И Александр был на седьмом небе, что ему так повезло провести целый день с великим художником, к тому же эрудированным и поездившим по миру человеком.
– А вот, Иван Константинович, снова сфинксы!
Они шли через двор Горного института, находящегося на Васильевском острове, среди зелени старинного сада, который благоухал салатовым цветом листочков распустившихся деревьев:
– Видите! У этих скульптур такого густого темного цвета очень выразительные женские лица. Не зря их считают самыми женственными. Автор этих работ – скульптор А. Постников.
– Я бы употребил здесь слово не густого, а насыщенного цвета, Саша! Какие они небольшие и грациозные!
Они подъехали к Строгановскому дворцу…
– Эти скульптуры появились в городе на Неве первыми, в 1796 году, – спешил пояснить Александр. – Они сделаны по заказу президента Императорской Академии художеств Александра Строганова.
– Да удивительно красивый гранит розового цвета! – проговорил Айвазовский, любуясь сфинксами.
– Фигуры сначала украшали пристань на его даче, – продолжал объяснять экскурсовод Александр, он же Саша, как по-дружески стал его называть великий маринист, – а затем «переехали» сюда, к Строгановскому дворцу. Считается, что если погладить строгановского сфинкса, то можно обрести покровителя – верного защитника от невзгод на всю жизнь.
– Если честно признаться, то нужно сказать, покровителями бог меня не обидел, – сказал Айвазовский и весело рассмеялся.
Саша посмотрел на хохочущего великого художника и рассмеялся тоже.
– А теперь едем в Царское Село!
И коляска покатилась по мостовой под бодрый стук копыт запряженных лошадок.
– Ну тут вообще матушка Екатерина II учудила, Иван Константинович!
Она приказала закопать в пирамидах, выстроенных в селе, кого бы вы думали? Нет не фараонов! Ха-ха-ха! – весело смеялся Саша, совсем освоившись. – Придворных псов Дюшеса, Земиру и Тома Андерсона. Как Вам такое!
Правда, у пирамиды в Екатерининском парке, друзья, есть и свой секрет. В 1780 году через пару лет после постройки её зачем-то разрушили, а через 8 лет почему-то собрали заново. Но как бы там ни было, пирамида прекрасно подходит для знакомства с египетскими достопримечательностями северной столицы.
Вот наши путешественники, уже достаточно усталые, приехали в Пушкин. Египетские ворота здесь были построены в 1827 – 1830 годах по проекту шотландского архитектора Адама Адамовича Менеласа. Они служили украшением парадного въезда в город. А ещё у этих ворот были караульные башни, пригодные для жилья.
Остановившись у ворот, они увидели, что к ним приближается человек с наполненными водой вёдрами на коромысле. Воду приходилось носить из колонки через дорогу, метров 150.
– О, Валерий Валерьевич! – закричал Сашка, – Вы прямо предвестник счастья для нас, идёте навстречу с полными вёдрами! Нет лучше приметы, чем человек с полными вёдрами навстречу!
– А! Это ты пострел!
До 1985 года здесь проживал Валерий Валерьевич Игнатов, он работал сторожем в сельхозинституте (который был расположен рядом), и жил один в правой башне Ворот, причём на вполне законных основаниях, и прописка у него была смешная: город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота.
Увидев Айвазовского, сторож поставил вёдра на землю, снял шляпу и уважительно поздоровался, узнав важного гостя.
– Ну, покажи нам, Валерий Валерьевич, свои египетские хоромы!
Саша продолжал веселиться.
– Так чего ж не показать, можно и показать! Прошу в дом, сейчас на стол что поставлю…
– Вот стола не надо, – вступил в разговор художник. – Мы с Сашей торопимся, у нас сегодня уйма дел!
Внутри Ворот было вполне комфортно: на первом этаже прихожая и туалет, на втором крохотная кухня и комнатушка метров 7-8, на третьем хорошая комната около 10-12 метров. Для сторожа было более чем достаточно. Отопление печное, правда, не было водопровода, и воду приходилось носить из колонки.
Надо дополнить рассказ тем, что в 1985 году Валерий Валерьевич умер, и Ворота с тех пор стали необитаемые.
– Ну что Саша, назад в Петербург!?
– Да, Иван Константинович, давайте напоследок проедем через египетский мост на обратном пути?
– Не возражаю! Семёныч, – прокричал Айвазовский извозчику, – на Египетский мост давай!
Египетский мост, уважаемый читатель, соединяет между собой Покровский и Безымянный острова. Это памятник истории и культуры. Мост пересекает Фонтанку по оси Лермонтовского проспекта. Выше по течению реки находится Красноармейский мост, ниже – Английский мост. Ближайшая станция метрополитена (1,1 км) – «Балтийская».
Этот мост долгие годы и по форме, и по инженерной задумке был совершенно другим, но в 1905 году во время шествия конно-кавалерийского полка мост обвалился. В то время ходила байка, что рухнул мост по причине того, что некоей Марии Ильиничны Ратнер, проживавшей неподалёку, надоели шастающие под окнами кавалеристы. И она в сердцах крикнула в окно: «Чтоб Вам провалиться!». И желание немедленно исполнилось.
– Иван Константинович, вот наша последняя экспозиция сегодняшнего дня – Египетский мост! Он получил своё название из-за своеобразного оформления: как видите, в архитектуре цепного моста отразился характерный для начала века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. На гранитных пьедесталах моста установлены, как и на Парадной набережной, скульптуры сфинксов, украшающие его подвесную конструкцию.
Так, смотрим дальше! У въездов на мост на гранитных постаментах установлены обелиски фонарей освещения. Они выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой.
Следует сказать ещё, что в архитектурном отношении стилизация рамы под арку оказалась удачной – силуэт моста органично вписался в панораму Фонтанки. Авторы архитектурного оформления, архитекторы П. А. Арешев и В. С. Васильковский, в решётках и декоративных обелисках моста использовали мотивы древнеегипетского искусства.
– Что ещё можно добавить, Иван Константинович, про мост? – Саша почесал затылок. – В период проектирования и строительства в официальных документах мост назывался «Большой цепной мост», или «Проезжий цепной мост между Измайловским и Калинкинским мостами». С 1828 до 1836 годы – Новый цепной мост, с 1836 до 1867 – Египетский цепной мост, а два года назад его стали называть просто Египетский мост.
– На этом экскурсия, Иван Константинович, закончена!
Александр посмотрел в глаза художнику, ожидая его оценки.
– Знаешь что, Саша!? Ещё не так поздно, поэтому давай проедем ко мне, я тебя угощу сладеньким и подарю от себя маленький подарок! Ну что? Вперёд!
***
Название «Северные Фивы», или «Северный Мемфис», подходит Петербургу не меньше, чем «Северная Венеция». Стилизованные под египетский стиль элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов, набережных, начиная с рубежа 18 – 19 веков.
В прошедшей главе мы с вами увидели самые яркие, самые древние и самые загадочные «египетские» места в Петербурге. Позднее город прирастал и новыми архитектурными памятниками в египетском стиле, которые ещё больше украшали Северную столицу…
Продолжение следует. http://proza.ru/2025/05/04/1021
Книга опубликована в Литресе.
Свидетельство о публикации №225043001173
Юрий Николаевич Горбачев 2 04.05.2025 14:02 Заявить о нарушении
Александр Смольников 04.05.2025 15:46 Заявить о нарушении