Куда уходит драматургия... Продолжение обсуждения
Продолжаем обсуждать и вместе размышлять над советами и предложениями мэтра драматургии из Санкт-Петербурга Валентина Красногорова и коллег драматургов, изложенными в статье «Драматургия и культурная политика» (в некотором сокращении с разрешения Автора):
«Мысль отразить современность путем постановки современной пьесы все еще далеко не всем приходит в голову. Из-за недостатка постановок современной драмы зрители (говоря словами писателя и философа Александра Мелихова) «лишились зеркала, в котором могли бы увидеть значительной не жизнь Наташи Ростовой, а собственную жизнь».
Чтобы не остаться без зрителей (на классику зал наполнить непросто), театры обращаются к современным пьесам, но не к отечественным. Мы верим только в импортное качество. Однако можно купить зарубежные самолеты и автомобили, и они будут прекрасно работать, но зарубежную культуру купить нельзя. Она все равно останется не своей. И если относительно самолетов пришло ясное понимание, что гораздо правильнее иметь свои, то театры не верят в отечественных авторов и со спокойной душой ставят современные (впрочем, обычно уже далеко не первой свежести) зарубежные пьесы, иногда хорошие, чаще посредственные, сделанные искусно, но искусственно, но, главное, бесконечно далекие от нашей жизни и жизни вообще. Надо понять, что импортозамещение в культурной сфере так же важно, как в экономической и любой другой.
Чтобы исключить остроумные насмешки по поводу того, что неудачливые авторы просят для себя деньги и требуют силой заставлять театры ставить их бездарные произведения, сразу скажем со всей ясностью, что драматурги ничего подобного не требуют. Любопытно, что такие мнения чаще всего выражают люди театра. При этом как-то забывают, что сами театры, как и все учреждения культуры: школы, вузы, музеи, кино, творческие союзы, библиотеки, - поддерживаются государством.
Журнал РБК проанализировал финансовые итоги работы почти 650 гостеатров России. Итог: все они убыточны. Общая доля госсубсидий в доходах театров превышает 75%. Существование театров возможно лишь благодаря этой поддержке. Например, Александринский театр в Петербурге получает ежегодно прямых субсидий около 400 миллионов руб. (а есть еще и поддержка косвенная). Никто при этом над субсидированием театров не иронизирует, наоборот: обычно сетуют на его недостаточность. Так что же позорного в том, если и драматургия получит государственную помощь? Драматургию (а она неразрывная часть театрального дела) никто не финансирует, а, между тем, ее поддержка и, как результат, возрастание ее уровня и улучшение ее качества снизила бы, а не увеличила убыточность театров. При этом поощрения и награды будут получать как раз не авторы, а театры: за постановки, за читки, за проведение фестивалей современных пьес, за драматургические мастерские и т.д. Ведь реальная поддержка драматургии может осуществляться только через театры.
Мастерские, мастер-классы и лаборатории для режиссеров весьма часты, хотя режиссеры, актеры и театроведы получают от государства образование в театральных вузах и колледжах. Драматургов, за малыми исключениями, никто и нигде не учит. Так почему бы не потратить совсем небольшие средства на повышение мастерства авторов, проявивших к драматургии способности?
Но речь не столько о финансовых, сколько о других мерах по развитию отечественной драматургии. Драматургами разработаны конкретные предложения по возрождению и развитию отечественной драматургии. Общая их цель: укрепление связи театра и авторов, устранение барьеров между ними, развитие взаимного сотрудничества, включение драматургов в театральный процесс, повышение статуса драматурга. Это пойдет на пользу прежде всего обществу, зрителям и самим театрам. Вот лишь некоторые из этих предложений:
• Создание под эгидой Минкульта интернет-платформы, посвящённой данной тематике.
• Создание государственного «Фонда поддержки современных авторов», отчисления в который складываются из добровольных взносов частных лиц, государственной дотации, и других источников; например, от перевода в Фонд небольшой доли отчислений от постановок классиков.
• Учреждение для всех театральных фестивалей всероссийского, регионального и районного уровня, как для профессиональных, так и для любительских театров отдельных номинаций призов, премий и дипломов за постановки пьес современных авторов. Эти премии не обязательно должны иметь реальное денежное выражение. Цель их –стимулирование театров, ставящих современную драматургию.
• Учреждение ежегодного всероссийского театрального фестиваля современной отечественной драматургии и проведение аналогичных региональных фестивалей профессиональных и любительских театров. В нашей стране проводится множество фестивалей на самые разные темы, по разным поводам и в честь разных лиц. Но фестивалей современной отечественной драматургии (как раз самых нужных) нет.
• Создание онлайн театра для записи и показа современных пьес
• Внедрение в практику работы театров регулярных публичных театрализованных читок современных пьес.
• Меры поощрения для театров, проводящих публичные читки современных пьес, учредивших при себе драматургические мастерские и семинары.
• Организация регулярных прямых групповых встреч драматургов и режиссеров.
• Организация регулярных групповых онлайн встреч завлитов и драматургов с целью взаимного знакомства и обмена информацией;
• Поддерживание регулярного контакта между автором и режиссером, ставящим его пьесу. Регулярное приглашение автора на репетиции его пьесы.
• Введение в практику учебного процесса в театральных вузах современной драматургии, встреч студентов - будущих режиссеров, актеров и театроведов - с драматургами, постановок учебных спектаклей по современным пьесам использования современной драмы в качестве материала для курсовых работ.
• Введение драматургов в жюри и оргкомитеты значимых театральных конкурсов и фестивалей, а также в худсоветы театров.
• Использование ТВ канала «Культура» для пропаганды современной драматургии.
• Проведение всероссийского совещания (и, может быть, не одного) по проблемам современной драматургии с участием руководителей учреждений культуры, СТД, театров, Союза писателей, драматургов, продюсеров, театральных вузов, библиотек.
• Укрепление единства и организованности драматургов перед лицом решения их профессиональных проблем.
Лишь часть этих и других предложенных мер по возрождению драматургии требует определенных средств, весьма незначительных, другие же не нуждаются в особом финансировании.
До тех пор, пока будут думать, что постановка современных пьес нужна только их авторам, прогресса ожидать не приходится. Никакие административные меры и указания не помогут, если не придет общее осознание важности проблемы и понимание необходимости ее совместно решать. Необходимо сближение театра и драматургов, понимание общности их интересов и целей.
Учреждения культуры всех уровней, театры, СТД, Союз писателей, библиотеки, театральные вузы и колледжи, сами драматурги должны сообща выработать и реализовать комплекс мер развития отечественной драматургии и активного ее включения в театральный процесс. Результаты не замедлят сказаться».
А что думаете Вы, дорогие зрители, ради которых мы, драматурги и продолжаем писать? Ждем ваших дальнейших откликов.
Свидетельство о публикации №225043001346
Антон Серебряный 03.05.2025 16:15 Заявить о нарушении
А вот как это исправить, вопрос действительно непростой...
Кино и яркая картинка, безусловно хорошо. Но это картинка... А театр живое общение сопереживание тому, что происходит на сцене, когда слышен каждый вздох актера...
Лидия Гладышевская 03.05.2025 16:40 Заявить о нарушении