Стамбульское путешествие. Ч. V
Сейчас мы с Вами, дорогой мой читатель, посетим второй ярус этого храма.
В день посещения стояла прекрасная солнечная погода.
Мы долго сидели на лавочке у входа в храм, наблюдая за турецкими и иностранными туристами, которые собирались зайти в него.
Особенно мы удивлялись турецким туристам, одетым неброско и недорого.
Женщины обычно одевались в черную одежду с головы до пят, мужчины носили простые джинсы местного производства, очень качественные и сделанные из хлопка, темные рубашки с кожаными куртками, т. к. погода в этот день не располагала к летней одежде.
Я был поражен, с каким чувством собственного достоинства турки себя вели.
Затем битый час мы стояли за билетами в кассе.
В настоящее время иностранные туристы могут попасть только во второй ярус (галерею) только через длинные турникеты за 25 евро, оплатив билеты банковской картой или наличными турецкими лирами, турецкие же посетители музея проходят бесплатно, предъявляя паспорт при входе в храм.
При посещении музея в Стамбуле необходимо соблюдать этикет (правила поведения) — вести себя уважительно, важно соблюдать тишину, смех неуместен, фотосессии возможны только в ряде случаев, не разрешено использование фотовспышки.
Поскольку храм является действующей мечетью, для женщин обязателен головной платок и юбка, которую при необходимости им выдавали при входе, мужчины должны в обязательном порядке носить длинные брюки.
Все эти правила мы свято соблюдали.
Простояв в турникете почти час, мы, наконец, начали подъем на второй ярус галереи по широкому мраморному пандусу, отполированному почти до блеска миллионами башмаков людей, входящих в этот храм.
Мы прошли несколько поворотов и оказались во втором ярусе.
Он в византийские времена предназначался для женщин во время богослужений.
Западная галерея второго яруса была отведена для императрицы и её свиты, в северной могли находиться женщины среднего сословия, а южную патриархи использовали как совещательную комнату.
Теперь, дорогой мой читатель, мы с Вами осмотрим галереи второго уровня Софийского собора и его удивительнейшие фрески, позднее замещенные мозаиками.
Самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) — великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем.
Удивительное ощущение. Иисус как будто видит тебя, твою истинную суть, а в его глазах глубочайший эмоциональный посыл принятия и веры в наш бренный мир.
Здесь же рядом справа мы увидели совсем небольшую мозаичную икону Деисус.
В восточной части южной галереи сохранилось еще одно мозаичное изображение (около 1044 года). Перед престолом Христа склоняются императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту.
А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось восстанавливать.
На стенах галереи можно найти мозаичные портреты другой императорской семьи: императора Иоанна Комнина и его жены Ирины, стоящих слева и справа от Богородицы.
Все эти мозаики настолько глубоко поразили меня каким-то особым, тайным смыслом, ведь эти лики смотрят на нас с lV века нашей эры!
Византийские мозаики и христианские изображения уживаются в одном здании и соседствуют с написанными арабской вязью сурами из Корана.
Например, под куполами красуются массивные круглые щиты с золотой арабской вязью на черном фоне (между прочим, это крупнейшие образцы арабской каллиграфии в мире!).
Вид на внутренние пространства Айя-Софии с хоров потряс меня своим могучим и вселенским образом!
Здесь также все изысканно и красиво.
Есть в храме и так называемые рунические надписи.
Я сам их видел, видел на мраморных парапетах второго яруса.
Они закрыты полупрозрачным пластиком для лучшей сохранности.
Рунические надписи варягов в соборе Святой Софии в Стамбуле — это надписи, сделанные скандинавскими рунами.
Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века во время длительных богослужений.
Первая надпись была открыта в 1964 году на парапете верхнего этажа южной галереи. Надпись настолько стёрлась, что можно прочесть только «(-)alftan» — фрагмент древненорвежского имени Хальвдан. Остаток надписи прочесть невозможно, однако предполагается, что она представляла собой распространённую формулу «такой-то вырезал эти руны».
В 2009 году на втором этаже северной галереи в восточной стене на подоконнике заложенного окна была обнаружена руническая надпись: arinbar;r rast runar ;asi — «Аринбард вырезал эти руны». Предположительно, она датируется второй половиной XI или XII века.
Когда смотришь на на эти руны, ты чувствуешь, что само прошлое пишет тебе послание на неведом тебе языке!
Мы вышли через юго-западный выход собора. Когда-то в давние времена именно он являлся единственным.
Осмотр Айя-Софии вызвал у меня сильные эмоции и заставил задуматься о многом.
Я не могу выделить какой-то один аспект, потому что все мои мысли и чувства смешались в одно целое.
Это место произвело на меня глубокое впечатление, затронув и разум, и душу.
Я не могу описать словами, насколько сильно я был поражён этим храмом. Он оказал на меня не только сильное влияние, но и вызвал глубокие эмоции и мысли.
Это место создало вокруг меня особую атмосферу, которую невозможно передать словами.
Айя-София — это один из величайших шедевров византийской архитектуры.
Её архитектурное великолепие и историческое значение произвели на меня огромное впечатление.
Этот храм сочетает в себе элементы разных стилей и эпох, и это делает его уникальным явлением в истории мировой архитектуры.
Величественные купола, гармоничные пропорции и изысканные детали интерьера создают ощущение бесконечности пространства и духовной глубины.
Эмоциональное воздействие Айя-Софии на меня можно объяснить не только её архитектурными особенностями, но и исторической связью времен, в которые она была создана.
Будучи символом Византийской империи, этот храм воплощает идеалы и ценности того времени и служит свидетельством мастерства и творческого гения его создателей.
Психологическое воздействие Айя-Софии на меня можно объяснить её способностью вызывать сильные эмоции и глубокие размышления. Этот храм создаёт уникальную атмосферу, которая способствует погружению в мир духовных и философских размышлений.
Посещение Айя-Софии позволило мне не только насладиться её красотой, но и глубже понять её символическое и культурное значение, заглянуть в далекое прошлое Византии, откуда к нам пришло православие.
В произведении частично использованы открытые источники интернета.
Фото автора. Верхнее фото — панорама храма, снятое с высоты второго яруса.
Ниже размещаются фото мозаик храма.
Я думаю, что нет необходимости называть
каждую мозаику, читатель сам найдет
соответствие между фото и описанием
его в тексте.
Свидетельство о публикации №225043001393
:-)
Интересное замечание о том, как одеваются турки.
После того, как Ататюрк запретил фески и другие атрибуты, турки прониклись европейским стилем одежды.
Когда я в 1990 году впервые в жизни выехал за пределы СССР и проехал на своей шестёрке из Грузии в Грецию через всю Турцию, то только на обратном пути заметил резкий контраст между Грецией и Турцией.
В Греции весьма популярны мотоциклы-скутера разных мастей и калибров. Если честно, то в повседневной жизни эта назойливая воробьиная стая прилично раздражает – так и норовят подлезть под бампер… Так вот, стоит переехать границу, так благодать! Никакого двухколёсного транспорта! Как тогда было и в Грузии. Сейчас в Грузии уже не так, а в Турции – понятия не имею, последние разы я там был пролётом и ничего, кроме аэропорта, не видел.
Так и с одеждой. Летом большая часть мужчин переходит на шорты и майки. Какие-то сто метров нейтральной полосы и Турция. Все мужики суть ли не в тройках. Может и не в тройках, но в костюмах и а сорочках точно. Как будто тут другая погода и градусов на 15 меньше. Опять же, не факт, что сейчас чуть иначе, но судя по вашим словам – традиция продолжается.
:-)
А варяги на то и варяги! Они неистребимы и бессмертны и не важно, на каком языке и какой азбукой они выцарапывают «Вася и Кися были здесь». Их каракули стереть бы раз и навсегда, а им ещё и потакают, их каракули под стекло! Эти варвары-беспредельщики о таком и не мечтать не могли…
:-)
Designer 09.05.2025 23:06 Заявить о нарушении
С интересом прочитал о том, как А. впервые в жизни выехали за пределы СССР и проехали на своей шестёрке из Грузии в Грецию через всю Турцию…
Про скутер помню.
Про шорты знаю.
Про надписи варягоа я писал.
Спасибо за рецензию.
Федоров Александр Георгиевич 10.05.2025 08:44 Заявить о нарушении
:-)
Designer 10.05.2025 15:28 Заявить о нарушении