Первый манифест альтернативизма

Автор - Аглая Арсова

У Андре Бретона есть такая фраза: «Неизлечимое маниакальное стремление сводить всё неизвестное к известному, поддающемуся классификации, убаюкивает сознание».

Она нам интересна во многих аспектах. Например, чтобы найти ответ на мучающий не только русского читателя вопрос о том, почему главный герой русских сказок Иван -- дурак? Это придумано для того, чтобы ум не мешал ему видеть мир таким, какой он есть.

Иван дурак в том смысле, что он не знает того, что принято знать; не ведает жизнь такой, как о ней пишут в учебниках, какой показывают по телевизору и того, что о ней говорят авторитеты. У Ивана нет готовых ответов на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Он старается понять те явления, с которыми сталкивается, а не “сводить всё неизвестное к известному”. Благодаря этому, он познаёт, как устроен мир на самом деле, погружается в более глубокие слои сути. И потому Иван в действительности мудрец, и это подтверждается тем, что именно он “срывает банк”, ему достается и царевна, и полцарства в придачу.

Rerum cognoscere causas (лат) - познай причину вещей.

Если вы будете периодически проводить ментальную инвентаризацию, наблюдать, изучать жизнь и задавать себе вопросы о том, насколько это соотносится с вашим “известным”, у вас будут возникать новые смыслы и идеи; и постепенно перед вами предстанет другая реальность. И она не будет вымыслом, фантазией на тему “я так вижу”. Она будет основываться на вашем опыте самостоятельного познания жизни, на фактах. С большой долей вероятности, вы откроете для себя, что наш мир вовсе не так плох, как иногда кажется: в нем очень много нейтрального -- не плохого, и не хорошего по сути; и ещё в нём всё не так однозначно; вариантов возможного развития событий намного больше, чем кажется на первый взгляд. Не так страшен чёрт, как его малюют!

Такая ментальная инвентаризация есть один из способов соприкоснуться с другой реальностью. Целью альтернативизма является познание альтернативной реальности, существование которой не очевидно в отличие от объективной и субъективной реальностей.

Мнения экспертов, безусловно, интересны и важны. Но было бы наивно слепо им доверять. Человек так устроен, что он полон предрассудков; и ещё: ему трудно признать свои заблуждения; особенно, если на создание определённых гипотез и представлений была потрачена жизнь. Отличным примером этому может служить традиционная история, которая при ближайшем рассмотрении оказывается одним из возможных вариантов действительности.

В нашем мире мы не найдём ни одного одинакового растения, ни одного одинакового животного, человека, камня. Природа в каждом своем проявлении демонстрирует безграничную фантазию и творчество. Было бы, как минимум, неуважительно считать, что её хватило только на одну вселенную.

Мы не знаем, когда человек начал задумываться о возможности существования параллельных вселенных. Можно предположить, что очень давно, поскольку ещё в Ведах (“знании из глубины веков”) говорится о том, что во вселенной существует множество миров. Собственно, Золотой Путь Духовного Развития и ведёт к знаниям, с помощью которых человек получает способность расставаться со своим плотным телом и перемещаться из одного мира в другой.

В ХХ веке изучением этого вопроса занялась официальная наука и, в частности, в 1957 году Хью Эверетт создал теорию множественных миров, что стало началом серьёзных исследований Мультивселенной выдающимися современными учеными.

Ярким примером в этой связи является Стивен Хокинг, который в своей последней работе (2018 г.) высказывает гипотезу о существовании параллельных вселенных, похожих на нашу.

Сначала профессор Хокинг вместе с Джеймсом Хартлом в результате двадцатилетней работы в начале нашего века разработали новую теорию возникновения Мультивселенной, в рамках которой ими было высказано предположение о том, что Большой взрыв создал не одну вселенную, а бесконечное множество. Другие миры могут быть совсем иными: без планет, звезд и галактик и с другими законами физики.

Позже, в своей научной работе, проведённой совместно с Томасом Эртогом, Хокинг изменил своё мнение по этому вопросу. В соответствии с теорией Хокинга-Эртога, параллельные миры существуют, и они все аналогичны, в них действуют одинаковыми законы физики. Таким образом, всё, что мы поняли относительно устройства нашей вселенной может быть расширено и применено к параллельным мирам.

Такого рода исследования невероятно вдохновляют на поиск свидетельств существования параллельных миров и представлений о том, как они могут выглядеть. Писатели сочиняют произведения в жанре антиутопии и альтернативной истории. Художники создают аналогичные картины.

В прошлом человек видел только окружающий мир и фактически жил в трёхмерном измерении. Потом он заинтересовался своим внутренним миром. Наши мысли, чувства, эмоции, образы нашего сознания и подсознания – это более тонкая материя, чем та, из которой состоит видимый мир; и человек начал потихоньку приходить к мысли о том, что он, очевидно, включает в себя измерения более высокого порядка.

Человек слишком сложно устроен для того, чтобы нам поверить, что он может и должен жить (и живёт) только на планете Земля: чтобы здесь жить такой богатый арсенал не нужен. Научно доказано, что человек использует возможности своего мозга только на 5-7%. Человек многомерен. В других измерениях есть часть, продолжение, расширение трёхмерного человека. И можно предположить, что то, каким мы его знаем, это трёхмерная проекция на Землю многомерного Человека.

Последнее довольно легко себе представить следующим образом. Вспомним, что одномерное пространство – это точка. Точка разворачивается в плоскость – и это уже двухмерность; трёхмерным является все, что имеет объем. Тень, которую отбрасывает человек, стоящий на гладкой поверхности в солнечный день, – это двухмерная проекция человека. Для всего, находящегося в плоскости, мы – то же самое, что для нас - четвёртое измерение. Захватывает дух от одной мысли, что происходит там!

Ничто не противоречит идее о том, что, если нам понятны только измерения первого, второго и третьего порядка, это не значит, что измерений более высокого порядка нет. Напротив, более логичной представляется гипотеза о том, что они есть.

Многомерную модель мира можно представить себе в виде гигантской русской игрушки, где каждая “матрёшка” включает в себя свои подобия с меньшей размерностью, а самая маленькая “матрёшка” это наш трёхмерный видимый мир.

Возможно, в других вселенных (параллельных мирах) есть другие проекции нас. И это, как раз, те треки, по которым мы потенциально могли бы пойти в жизни, если бы приняли другое решение – может быть, именно так “отыгрываются” сценарии жизни, которые мы не выбрали (а которые мы выбрали, разворачиваются на Земле). Получается, между параллельными реальностями есть связь. Жизнь всегда больше, чем наши планы на неё и чем наши взгляды на неё. И, как говорил тот же Андре Бретон, в фантастическом нас восхищает то, что в нём всё абсолютно реально.

Часто фантастический мир мы видим в традиционном искусстве. Модернизм так много экспериментировал с формой, что далее это стало практически невозможным. Плотью альтернативизма становятся эксперименты с содержанием.

Искусство не обязательно делает мир лучше, но точно предлагает разные точки зрения на него. Позвольте себе понять альтернативную реальность (точкой опоры для этого вам послужит многовариантная история). Пусть этот опыт войдёт в вашу жизнь. И тогда, как сказано в одном романе, “время перестанет отсчитывать секунды, хлынет потоком, потеряет смысл и останется лишь глубина неведомого доныне измерения, более подлинная, чем само время”.

Будем мыслить здраво, жить в ладу с собой и с миром и создавать альтернативное искусство из ощущения многомерности и сопричастности множественной сути бытия.

Когда человек рождается, перед его взором открывается безграничная картина мира. Постепенно она сужается до размера “известного”, очерченного стереотипами и понятного уму. Альтернативизм -- это безграничная картина мира.

Падает снег,

Каждая снежинка

на своём месте.

2020


Рецензии