Возможна ли экологическая цивилизация?
Ответ на эти два ключевых вопроса содержится в теории и практике существования цивилизации в мире. Теория включает в себя идеологии, мировоззрения, мифологии, философские, религиозные и мистические учения, науку, образование, искусство, политику, массовую культуру, ценности, традиции, стереотипы и т.п., под практикой подразумевается материальная деятельность на планете. Теория у цивилизации вся вращается вокруг исходного дуализма человека и Природы, человеческой власти и жизни. Этот примитивный, первичный дуализм, рожденный антагонизмом очищенного от Природы города и дикого, ещё не покоренного мира далее за века породил все остальные свои формы и обличья, такие как дуализм Бога и Природы, материи и духа, земного и небесного мира, животного начала и человеческого, истинного мира и кажущегося, совершенных, божественных небес и грешной, бренной земли, тонкого невидимого мира и грубого видимого мира, вечного и временного, бессмертного и смертного, духа и тела, разума человека и неразумия мира, но за масками всех этих противопоставлений всегда угадывается превознесение качеств, приписываемых человеку, и обесценивание/демонизация всего природного, видимого, материального, земного. Превозносится, разумеется, не любой человек, а человек, обладающий властью (с обожествления владык началась сама цивилизация как тип культуры), по его образу и подобию сотворены боги цивилизаций и монотеистический Бог, его (земного властителя) нарциссические желания вроде жажды бессмертия, неуязвимости, неограниченных возможностей, всесилия, всемогущества, тотального контроля и управления кем-либо и чем-либо, самоутверждения за счёт разрушения, неограниченной власти, нарушения законов природы и навязывания вместо них своих законов, возможности распоряжаться жизнью и смертью других и превыше всего создания своего собственного мира – приписываются Богу и являются высшими ценностями и целями цивилизации. Всё это можно назвать «дуалистической метафизикой власти» с её ненавистью к жизни и нерукотворному миру и обожествлением власти и всеобъемлющим служением ей (включая жертвоприношение всей Природы своему Молоху Власти – и здесь мы видим основу практики цивилизации). Суть этого культа и культуры, на нём основанной, не менялась с первых цивилизаций до нынешней глобальной цивилизации.
Практика цивилизации заключается в переработке природного мира в техносферу (сфера объектов, созданных человеком, и территорий, измененных человеком), естественного в искусственное, отнятого у Природы в товар, вещь, собственность и в основной деятельности цивилизации, которая является её визитной карточкой – в обратном терраформировании Земли (деформировании, расформировании создававшейся миллиарды лет среды с превращением её в техногенную пустыню, застроенное, фрагментированное, распаханное, загрязнённое, изувеченное, ограбленное пространство, лишённое возможности восстанавливаться). Цивилизация нисколько не стесняется этой своей дьявольской смертедеятельности – любое государство видит основу своего развития в так называемом освоении «принадлежащей ему» территории и расположенных на ней «ресурсов» (то есть в захвате, разрушении и использовании земли и существовавших на ней природных благ, отнятых у других видов и экосистем). Общепринятое определение освоения чётко отражает суть этого процесса: освоение территории — это использование человеком в хозяйственных целях ранее не тронутого природного ландшафта (Википедия). Ясно, что для цивилизации это позитивное явление, через которое она самоопределяется как тип общества. Дикий (еще неосвоенный) мир – это бессмысленная, пустая территория, которая должна быть использована и заполнена людьми и их рукотворной средой, и это для господствующей культуры нечто само собой разумеющееся, данность, а не катастрофический процесс, который необходимо контролировать и сводить к минимуму. Не видит она никакого зла и в другом изобретённом ею несовместимом с Землёй явлении – в неограниченном росте, считающемся основой экономики и мерилом прогресса в любой стране (всё должно беспрерывно расти – население, добыча природных ресурсов, производство, потребление, строительство, богатство и т.д.), хотя всем понятно, что топливом для любого материального роста является Природа, экосистемы и всё, что в них существует.
Из того, что составляет две эти сферы культуры (духовную и материальную) со всей очевидностью следует, что цивилизация себя считает ни много ни мало достойной и необходимой заменой никчемной Природы, заменой, созданной для этой роли господом богом или эволюцией (религиозная и атеистическая версии). Она видит себя силой разумной, организующей и упорядочивающей исходный природный хаос, созидательной, целесообразной, наделенной смыслом, выступающей субъектом по отношению к миру-объекту, венцом и целью творения, высшим началом, имеющим в силу всего перечисленного выше законное право распоряжаться началом низшим – исконным миром, Природой. Природа, в свою очередь, – несовершенный, неразумный, полный хаоса и беспорядка мир, опасный и неудобный, бесцельный и бессмысленный, нерационально и глупо организованный, неподходящий для жизни человека без радикальной переделки, освоения, покорения, объект воздействия, не имеющий собственной ценности и обретающий какую-то ценность (утилитарную) только в глазах человека. Поэтому она представляет собой не более чем склад ресурсов, подлежащую расчистке территорию для размещения антропотехносферы, источник материального обогащения и строительный материал для нового, бесконечно более совершенного, чем природный, сделанного человеком мира, пришедшего на смену зелёному миру-анахронизму.
Здесь и находится ответ на вопрос: способна ли цивилизация прекратить творимый ею экоцид? Исходя из понимания собственной богоподобной роли и ничтожной роли Природы, она создавала и будет создавать до последнего своего дня замену этому негодному первоначальному миру, насаждая на его пепелище свой собственный мир, замещая всё естественное рукотворным – это её главное изобретение, путь, смысл и цель жизни на Земле. В этом её существовании в качестве замены Природы, в качестве самозванной «природы», избавляющейся от Природы настоящей и жаждущей занять её место, и заключается её сущность. Поэтому для цивилизации со времени возникновения её первых городов-государств и до сегодняшней постприродной эры, организованной ею, экоцид – это никоим образом не ошибка и не побочный эффект развития, а основополагающий способ самопроявления в мире, определяющий её облик и содержание, при этом безальтернативный. Именно это радикально отличает её от всего, что было до неё – она вся стоит на идее, что мир должен быть захвачен и переделан под её запросы. Если убрать эту идею самозванной «природы» и императив замены исходного мира собой, то это уже будет культура другого типа, не цивилизация.
За всё время существования человека было всего два способа его жизни на Земле – в качестве части Природы, внутри неё, по её принципам, в рамках отпущенного и установленного ею, в системе обратной связи со средой, в соответствии с природными поведенческими программами вида homo sapiens, без производства искусственной среды и войны с Природой. И второй – заключающийся в радикальной сепарации от Природы и выходе из неё с созданием своего, отделённого от неё, действующего по собственным антиэкологическим законам мира, на основе антагонизма и конкуренции с ней. Общества, пошедшие по этому пути до тех пор, пока существуют, занимаются духовной и физической отменой и обнулением Природы, ограблением и колонизаторским насилием над исконным миром. Со своего появления на планете и до возникновения сельского хозяйства человек жил внутри Природы, как её часть. Цивилизация явилась в мир совсем недавно, примерно 6 тысяч лет назад как невиданное до того общество, живущее за счёт войны с Природой, её конкурентной замены собой и насаждения своего нового, антиутопического мира-машины.
Соответственно, нет ничего случайного в её сегодняшнем сверхразрушительном для Земли образе жизни, равно как и в её полном отказе от осознания творимого ею глобального экоцида. Даже очевидную рукотворную климатическую катастрофу она не в состоянии признать чётко и безоговорочно, о ещё более неприятных для осознания вещах (таких как почти полное истребление дикой природы и вызванное человеком массовое вымирание видов) и говорить не приходится, ничего этого для неё не существует. Любые так называемые экотехнологии или рациональное природопользование она встраивает в свою привычную экоцидную модель поведения, в ту же картину мира, в те же теорию и практику, ни на йоту не сокращая беспрерывную экспансию техносферы и пожирание биосферы, нисколько не меняя свой смертоносный рост населения и экономики (более того, эти преступления против жизни она считает своим основным достижением). Никакой речи о пересмотре своего существования на планете в качестве самозванной «природы» не идет и идти не может до тех пор, пока цивилизация остаётся цивилизацией.
Поэтому экологическая цивилизация возможна настолько же, насколько тоталитаризм с человеческим лицом, анархический фашизм или гуманистический концлагерь. То есть невозможна. Что потенциально возможно, так это альтернативная ей – экологическая – культура. Как минимум на уровне отдельных людей и сообществ возможен переход к культуре, почитающей Природу, утверждающей её безусловную ценность, ориентированной на её сохранение и на жизнь по её законам. Здесь нет ничего принципиально невозможного, так как специфически человеческая способность, определяющая наш вид как таковой – это способность создавать культуру. Цивилизация – это всего лишь один из видов культуры и не более того (патологическая культура, культура, ориентированная на смерть), это природоборческая культура, существующая за счёт перманентной войны с Природой. Она не является источником гуманизма, человечности, высокого уровня умственного развития, как это заявляет о себе она сама, всё это заложено в природу ненарушенного человека. С ней можно разотождествляться, расхламляться от её лжеценностей и социопатической картины мира, не жить по её экоцидным установкам, стереотипам и нарративам, не практиковать её сатанинское отношение к Земле, вскрывать и выводить на чистую воду её враждебные жизни сущность и свойства, жить подальше от эпицентров её насилия над миром и человеком, поддерживая вокруг себя пространство ненасилия и бережного обращения со средой жизни. Можно и нужно создавать природопочитающую картину мира, зелёные ценности, нарративы любви к жизни, экологическую этику, экологическое сознание и заповедное мышление, заниматься реваилдингом философии, религии, искусства, языка и образа жизни, жить в контакте с Землёй, экосистемами и землянами других видов.
Сейчас цивилизация стремительно мчится навстречу коллапсу, в ближайшие десятилетия она столкнется с самым ощутимым результатом своего пренебрежения к Земле – планетарной климатической катастрофой. К этому моменту у людей, ценящих жизнь – свою и Земли – должна существовать другая, природоцентричная, культура. Что мы пока не наблюдаем её распространения, не делает менее абсурдной знакомую всем идею «цивилизация угробила Природу, давайте спасать цивилизацию», а также фантазии о том, что однажды Машина экоцида оценит Природу и перестанет её истреблять, которые поддерживают даже зелёные. Им проще строить в голове модели по самой своей сути невозможной экологической цивилизации, чем разотождествяться с природоборческой культурой и создавать альтернативы ей.
Природоненавистническое общество (цивилизация), устроившее апокалипсис на родной планете, закончит свой путь так, как и должен закончить его палач Природы – в непригодном для жизни аду. Выживет ли человек, неизвестно, но те дни, что ему отпущены, можно прожить в Матрице экоцидной культуры, оставаясь её конформистом, но можно провести их в исцеляющей деятельности по возвращению Природы в культуру, сознание и окружающий мир.
Свидетельство о публикации №225043001857
Виктор Шулепов 20.05.2025 22:45 Заявить о нарушении