Египетская живопись - психология цвета

Человек – это рыба и птица, объединившиеся для путешествия по бесконечным просторам Вселенной…


Мы знаем ряд имён египетских фараонов, основателей династий. Знакомы с именами их жён и даже некоторых наследников, не вступивших во власть. Но нам не известно ни одного имени древнеегипетского художника! Всё искусство древнего Египта анонимно – по чисто идейным основаниям: важно не имя создателя творения, а имя того, кому оно было посвящено и кого воспевало.
Но от этого гениальность неизвестных творцов древности, повлиявших на ход всей культурной истории человечества, не становится меньше. Кто создал «Небесную геометрию?» Кто наполнил треугольник, квадрат, ромб особым магическим смыслом? А изображая круг, концептуально заполнил его небесными светилами и вечно текущим временем? Всё это были безымянные гении древних времён, способные сформулировать разумом и выразить через художественные средства всю огромность и разнообразие окружающего землю космоса.
В девственном сознании древних Египтян, несмотря на ограниченность чисто технических возможностей, уже на ранней стадии проявились все основные принципы сочетания цвета и композиции – в процессе отражения всей сложности содержания живописного полотна, создаваемого в виде больших фресок на каменных стенах пирамид. При этом живописное послание облекалось в символические образы, где философия загробного мира, смерть и её образ в лице бога Анубиса – становились главной темой во фресковой живописи, украшаемой гробницы знати. Перед древним художником стояла не просто чисто эстетическая задача. Ему следовало предельно точно передать послание Богу Смерти кто именно покидает земную жизнь. Да ещё, при этом, и предельно лаконично – через шестнадцать квадратов, а в последствии через двадцать один – передать весь жизненный путь умершего властителя: чтобы там, в Загробном мире, усопший мог продолжать свой земной путь, следуя на небеса в золотой колеснице по вечной реке времени. Именно в тот момент категории бессмертия и вечности обрели в человеческой цивилизации свои художественные облики.
Квадрат, как геометрическая фигура, играл важнейшую роль в живописи того периода. Вот где надо искать истоки кубизма, лучизма и всех прочих «измов», возникших многие, многие столетия спустя у художников-авангардистов двадцатого столетия…
В древнем Египте возник единый канон, которому столетия следовали древние живописцы в своих творениях – отступить от него считалось немыслимым: так как существовал строжайший контроль того, что изображалось.
Как можно характеризовать возникший тогда стиль? Ведь именно тогда возник символизм цвета, отражающий ту или иную эмоцию: чёрный – олицетворял загробную жизнь; белый – земную жизнь; красный – смерть; желтый – радость и счастье… и так далее, по длинному списку.
Египетские мастера не использовали смешение красок, писали фрагменты своего творения единым густым цветом – придавая каждому отдельному цвету глубину и насыщенность. А уже потом всё изображение покрывали смолой, схожей по составу с лаком…
Спустя многие-многие человеческие поколения, в конце девятнадцатого столетия, художники- экспрессионисты начнут свои робкие эксперименты с цветом на холстах, а уже в двадцатом веке – возникнет целое направление в науке, изучающее психологию цвета и химические реакцию, происходящие в коре головного мозга человека, когда он ведёт глазом тот или иной оттенок.
А тогда, тысячелетия назад, живописцы Древнего Египта интуитивно вычленяли тот эффект, что должна нести в себе изображаемая ими фигура –строго в анфас, на фоне животных и растений, создающих необходимый фон желаемого настроения.
Египтяне не понимали трёхмерной пространства – это в живопись придёт много позже, с работ Леонардо. А пока всё изображаемое ими можно считать даже примитивным, хотя и удивительно эмоциональным: именно так, через живописный символ, они выражали свою любовь к Фараону и смирение к богам.
Для детального пояснения изображаемого действия художникам приходилось использовать в своих росписях иероглифы и пиктограммы, придавая им особый религиозный смысл.
Древнеегипетский принцип совмещение несовместимого – художественного и антихудожественного – затем уйдёт в китайскую древнюю живопись. И через много веков проявится в росписи фарфоровых изделий – с новой силой и особым значением достигнув невиданных художественных высот. При этом добавит совсем другие световые оттенки, в том числе в изображении окружающей природы.
Мои эксперименты с однородными красками при изображении фигур не носят метод копирования: я использовал своё толкование технических приёмов Египетских мастеров. Потому и употребляю чистые цвета для выражения разнообразных эмоций. При этом, не обладая достаточной художественной школой, – стараюсь сохранить свежее детское восприятие реальности. Трудно сказать, насколько хорошо у меня получается что-то из задуманного…
Используя «Египетский стиль» (так его условно назовём), добавил Авангарда при изображении лица – так как человеческий лик в древнеегипетской живописи не обладал тем важным значением, что приобрёл намного позже, уже под влиянием греческой, а затем и римской художественной традиции…
Важно и то, что работа кисти носит характер не плавного наложения краски на холст, а резкую экспрессию: мы же сегодня мыслим категориями другого времени – у нас совершенно иное эстетическое восприятие статики и динамики!..
Но главное в самом изображении – не поменялось за долгие тысячи лет: отражение того непреложного факта, что истинный образ движется вне времени, вопреки законам жизни и смерти…

Оценили 0 человек


Рецензии