2. О писат. образовании. Пособия по мастерству
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ГЕССЕ Г. ИСКУССТВО ПРАЗДНОСТИ
"художник всегда нуждается во временной праздности, частично чтобы то, чем он успел овладеть, преобразовалось в нем в ясный и бессознательно действенный импульс, частично же чтобы самому приблизиться к природному, приблизиться без усилия и намерения, отдаться тому, что в тебе есть природного, типа снова стать пацаном, чувствовать себя другом и братом земли, растений, скал и облаков"
БОНЧ-БРУЕВИЧ В. Д. ЧТО ЧИТАЛ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН В 1919 Г.
Чтение Ленина редко было вызвано простым любопытством, а скорее было подготовительной работой к написанию собственных как трудов, так и партийных материалов. Когда Владимир Ильич начинал писать, то он писал запоем, почти без помарок, очевидно едва успевая рукой записать то, что он ранее до мелочей продумывал, что творил во время самого процесса писания. И когда он был особенно увлечен работой, как, например, при написании его известного памфлета "Ренегат Каутский и пролетарская революция", когда он буквально пылал гневом, тогда Владимир Ильич прекратил все дела по работе в Совнаркоме, запирался в кабинете и целые дни до поздней ночи писал это изумительное по силе произведение последних лет его литературной деятельности
ГОРНФЕЛЬД А. Г. КАК РАБОТАЛИ ГЁТЕ, ШИЛЛЕР И ГЕЙНЕ
Приступая к переложению прозаического "Валленштейна" в стихи, Шиллер писал: "Многие мотивы, казавшиеся вполне уместными в прозаическом одеянии, оказываются непригодными для меня. Стих требует связи с воображением, и таким образом мне пришлось стать поэтичнее также во многих моих мотивах. По правде, следовало бы, собственно, все возвышающееся над заурядностью, задумывать, по крайней мере, в начале, в стихотворной форме, ибо пошлость никогда не выступает с такой очевидностью, как выраженная в связанной речи"
"КАК НЕ НАДО ПИСАТЬ" (ОБ АНГЛИЙСКОМ ПИСАТЕЛЕ Д. ОБРИ)
любовь Обри к обыденной жизни была настолько интенсивной, его любопытство настолько же ненасытимым, насколько и нерегулярным, что он оказался в органическом несостоянии хоть что-нибудь довести до ума. Каждая из его работ имела в начале нечто наподобие четко проработанного и логичного бизнес-плана, но по мере продвижения заливалась таким потоком отступлений и сносок, гороскопов, писем, побочных анекдотов, что его буйный мозг казалось был не в состоянии их контролировать.
КАНЕТТИ Э. ЗАМЕТКИ, ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ, ДНЕВНИКИ
Записные книжки
Всякий человек, по примеру всего человечества, хотел бы создать для себя собственный календарь. Однако пустой календарь - это ничейный календарь, теперь же он хочет сделать его своим, а для этого он должен его заполнить. Если он обозначит эти дни несколькими словами или буквами, то календарь непременно станет его собственным. Важнейшие события отмечаются памятными днями, и под конец жизни в календаре не остается почти ни одного неиспользованного дня: у каждого своя история.
МОПАССАН. КАК НАПИСАТЬ ОЧЕРК
(из романа "Милый друг")
-- Начнем. Представим себе, что вы делитесь впечатлениями с вашим другом: это даст вам возможность болтать всякий вздор, попутно делать разного рода замечания, быть естественным и забавным, насколько нам это удастся
МОЭМ С. О ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. (ИЗ КНИГИ "ПОДВОДЯ ИТОГИ")
Об использовании в литературе жизненного опыта
Чтобы почувствовать себя свободным, мне нужно отдалиться от родины
НАБОКОВ. ТЕХНИКА МОЕЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Важен первый толчок. Есть писатели, смотрящие на свой труд как на ремесло: каждый день должно быть написано определенное количество страниц. А я верю в какую-то внутреннюю интуицию, в вдохновение писательское; иногда я пишу запоем, по 12 часов подряд - я болен при этом и очень плохо себя чувствую. А иногда приходится бесчисленное количество раз переделывать и переписывать - есть рассказы, над которыми я работал по два месяца
НОСОВ В. ИЗ "ПРИКЛЮЧЕНИЙ НЕЗНАЙКИ"
1)Технология писательского творчества Смекайлы
-- Скажите, пожалуйста, а какую книгу вы написали?
-- Я не написал еще ни одной книги, -- признался Смекайло. -- Писателем быть очень трудно. Прежде чем стать писателем, мне, как видите, пришлось кое-чем обзавестись, а это не так просто. Сначала мне пришлось ждать, когда будет готов портативный стол. Это растянулось на долгие годы. Потом я ждал, когда сделают бормотограф. Вы знаете, как мастера любят тянуть и задерживать. В особенности этим отличается Шурупчик. Представьте себе, он два с половиной года только обдумывал, как сделать этот прибор. Ему-то ведь все равно, могу я ждать или не могу. Он не понимает, что у меня творческая работа!
2) Как Незнайка сочинял стихи
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
-- Что? -- закричал Знайка. -- Когда это я прыгал через овечку?
-- Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, -- объяснил Незнайка.
-- Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? -- вскипел Знайка.
-- Конечно, -- ответил Незнайка. -- Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть
ОБРИ Д. Как работал Т. Гоббс
Писал Гоббс следующим образом. Он много гулял, размышляя, и размышлял, гуляя. При этом в своей трости он носил перо и чернильницу-непроливашку в виде рога, блокнот для заметок всегда же у него был в кармане, и как только мысль выстреливала у него в голове, он тут же заносил ее в блокнот, чтобы не потерять. Он разбивал свой замысел на главы, так что впоследствии он знал, где что и в какой тетради искать. Так возникла его книга
ОИЛТОН Д. 50 способов заставить себя писать
Если вы вынашиваете идею до тех пор пока не будете полностью готовы вынести её на суд, перестаньте ждать. Решайтесь прямо сейчас. Завтра вас может переехать автобус. Даже если не переедет, то за время колебаний ваш пыл и задор могут угаснуть. Пишите прямо сейчас! Записывайте все ваши хорошие идеи, как только они приходят вам в голову. Не беспокойтесь о количестве: идеи будут появляться тем быстрее, чем быстрее вы их записываете
ПАРАНДОВСКИЙ Я. Из "Алхимии слова"
Творческий процесс
Рабочее место писателя
Искусство рождается из сопротивления материала, которое нужно преодолеть
Как работал Золя
Писатель за сбором материала
Рабочий процесс у писателя
ПЫТЛИК Р. КАК РАБОТАЛ ЯРОСЛАВ ГАШЕК
Гашек практически никогда не пользовался предварительными записями, не рылся в архивах. От писателя сохранились листки с какими-то пометками, а также старые австрийские календари. Многочисленные цитаты и документы, армейские депеши, приказы, директивы, составляющие фактографический пласт его рассказаов и романа и придающие им характер подлинного свидетельства эпохи, писатель приводил по памяти. Память у Гашека была действительно феноменальная. Благодаря ей он сочетал в процессе творчества журналистскую конкретность и оперативность с художественной выразительностью и непосредственностью. Великолепная память позволяла Гашеку воспроизводить факты и детали в самый нужный момент и в самом подходящем контексте
СКОТТ В. ИЗ ДНЕВНИКОВ
О рыцарских хрониках как художественном материале
О предварительном планировании
Работа методичная и по настроению
Работать над одной вещью или несколькими зараз
Поспешай медленно; процесс писательского обдумывания
Отделка произведения -- профессиональное отношение к работе
Рождение замысла
СОКОЛОВ В. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС У ПИСАТЕЛЯ
Заблуждение, будто книги рождаются исключительно в голове писателя. Замысел -- это как бы искра, высекаемая на пересечении двух трасс -- внутреннего развития писателя и накопления жизненного опыта, впитывания фактов и впечатлений
ЧЕСТЕРФИЛЬД. О НАПИСАНИИ ПИСЕМ
(Из "Писем сыну")
Начиная писать мне, вообрази, что ты сидишь со мной за непринужденной беседою у камина. При этом ты естественно будешь рассказывать обо всем, что произошло с тобою за день, как-то о том, где ты был, кого видел и каковы твои суждения об этих людях. Рассказывай же обо всем этом в своих письмах, будь добр, познакомь меня и с занятиями своими, и с развлечениями; пиши, с кем ты встретился в обществе и что это за люди, добавь ко всему еще собственные наблюдения над ними, словом, дай мне возможность больше узнать о тебе из твоих писем.
ХЕМИНГУЭЙ Э. "КАК Я ПИШУ"
Ценность и привлекательность хорошей книги состоит в совершенной простоте, откровенности и как бы нечаянном обнажении характеров и мотивов действий. Это простота языка и мысли. Она безыскусна и свободна от сознательного литературного усилия. Но писать с прямодушной простотой труднее, чем с нарочитой сложностью
ЭЙХЕНБАУМ. КАК РАБОТАЛ О'ГЕНРИ
Предварительных набросков он обычно не делал - садился писать тогда, когда рассказ совершенно складывался у него в голове; но работа над языком шла сложная: О. Генри был тщательным художником. Он трудился, как невольник, над словарем. Он пристально всматривался в каждое слово, смакуя каждый новый его оттенок
ФИГУРА И БЫТ ПИСАТЕЛЯ
ЛОРД ЛИТТЛТОН. РАЗГОВОР КРИТИКА С ПОЭТАМИ
КРИТИК. Я и поэт, и философ, и государственный деятель, и оратор, и историк. Я -- божество, которое не занято монотонным трудом, как прочие перечисленные мною профессионалы, а только указываю им, что и как нужно делать. В этом и есть преимущество моего гения над ихним
БУАЛО Н. ИЗ "ПОЭТИКИ"
Нужно уметь извлекать пользу из критики
Служенье муз не терпит суеты
Если можешь не писать -- не пиши
ВАЛЕНТИНОВ Г. ЧТО И КАК ЧИТАЛ ЛЕНИН
Ленин делит литературу на нужную ему и ненужную. Для чтения всех сборников "Знания" он, видите ли, нашел время, а вот Достоевского сознательно игнорировал. Прочитав "Записки из Мертвого дома" и "Преступление и Наказание", он "Бесы" и "Братьев Карамазовых" читать не пожелал. "Содержание сих обоих пахучих произведений, заявил он, мне известно, для меня этого предостаточно. "Братьев Карамазовых" начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило.
Отношение к "Обломову" Гончарова у него было иным и весьма оригинальным.
- Я бы взял не кое-кого, а даже многих из наших партийных товарищей, запер бы их на ключ в комнате и заставил читать "Обломова". Прочитали? А ну-ка еще раз. Прочитали? А ну-ка еще раз. А когда взмолятся, больше, мол, не можем, тогда следует приступить к допросу: а поняли ли вы в чем суть обломовщины? Почувствовали ли, что она и в вас сидит? Решили ли твердо от этой болезни избавиться?
ГОФМАН Е. Т. А. УГЛОВОЕ ОКНО
Мой кузен живет в угловом доме, и из окошка маленького кабинетика он сразу может обозревать всю панораму огромной площади...
-- Это окно - утешение для меня: здесь мне снова явилась жизнь во всей своей пестроте, и я чувствую, как мне близка ее никогда не прекращающаяся суетня. Для тебя этот рынок всего только пестрая, сбивающая с толку путаница. Для меня же в этом зрелище сочетаются разнообразнейшие сцены городской жизни, и мое воображение набрасывает эскизы один за другим, и контуры их порой довольно-таки смелы. Нужно только хоть немного обладать особым искусством -- умению видеть.
ДЖЕЙМС М. Р. РАССКАЗЫ, КОТОРЫЕ Я ПРОБОВАЛ НАПИСАТЬ
Я не слишком опытен и недостаточно терпелив для того, чтобы писать рассказы я имею в виду исключительно рассказы о призраках, поскольку других никогда писать не пробовал, и порой мне приятно поразмыслить о тех сюжетах, которые время от времени приходили в голову, но так и не материализовались. Они не осуществились до конца, хотя некоторые из этих рассказов я действительно написал и они до сих пор валяются где-то в ящике. И, цитируя одно из наиболее известных высказываний сэра Вальтера Скотта, "взглянуть (на них) вновь я не осмеливаюсь"
ЕРМОЛАЕВ ТИМОФЕЙ. ТВОРЧЕСТВО
На уроке русского языка нужно было впервые написать сочинение на тему: "Что мы делали на зимних каникулах". Так как ничего интересного на зимних каникулах в ту пору у меня не произошло, я как-то увлёкся и начал своими словами излагать рассказ Николая Носова про то, как дети делали каток. Причём увлёкся настолько, что написал в классе больше, чем кто-либо другой
ЛАФКРАФТ. ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЕМ
Литературная атмосфера детства
О писательской судьбе
Первая популярность
ЛЕСКОВ. Н. С. ДАМА И ФЕФЕЛА -- ФРАГМЕНТ
по характеру это был настоящий литератор, которому, кроме того, что делается в литературе, все трын-трава. Но писателя этого посетило и другое искушение: к нему начали писать сочувственные письма разные незнакомки, и женские письма расшевелили в нем влюбчивость и фантазии. Словом, успех совсем вскружил ему голову, а дамские письма даже начали портить его характер и мешали ему исполнять все его обязанности - служебные, литературные и супружеские, так как писатель, на его несчастие, тогда уже был женат, и супруга у него была с характером
ЛОРД ЛИТТЛТОН. ИЗ "РАЗГОВОРОВ МЁРТВЫХ"
1)Разговор двух критиков
ПОП. Благороднее было бы не ввязываться в перебранки. Наши враги замечают, что как наши критические суждения, так и похвалы часто небеспристрастны.
БУАЛО. Возможно, иногда было бы лучше, если бы мы не хвалили и не порицали так много. Но в панегириках и сатире умеренность -- это жидкость без цвета, вкуса и запаха.
ПОП. Да, наверное, умеренность -- это не поэтическая добродетель. Голая историческая правда лучше всего выглядит в прозе
2) Разговор книгопродавца с поэтом
Мистер Плутарх, вы это что ли о греках толкуете? Работа, которая погасила те убытки, которые я понес от богато изданной вашей книги, была "Жизнь головорезов", но я никогда бы не разбогател, если бы не опубликовал "Жизнь человека, который никогда не жил". Вы должны, как человек ученый, знать, что хотя во все времена можно было много учиться и оставаться при этом дубиной, однако только при совеременном прогрессе в книгопечатании человек может читать всю свою жизнь и совсем ничему не научиться, что для нас, книготорговцев, является большим преимуществом
ЛЬОСА М. В. О ПИСАТЕЛЬСКОМ ПРИЗВАНИИ
Это занятие требует полной, исключительной и исключающей все прочее отдачи, главенства, на которое ничто другое не должно посягать, это добровольно избранное служение, превращающее избравших его (счастливых мучеников) в рабов. Литературой надо заниматься постоянно, она заполняет собой всю жизнь, а вовсе не только те часы, когда человек сидит и пишет; она подчиняет себе все прочие дела, потому что литературный труд пожирает саму жизнь писателя, подобно огромному солитеру, поселившемуся в человеческом теле
МОЭМ С. О ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. (ИЗ КНИГИ "ПОДВОДЯ ИТОГИ")
Писать для себя или для других?
Писательская профессия
Писатель и иностранные языки
О писательском чтении
Как я стал писателем
Писательство дает человеку внутреннюю свободу
МУЗИЛЬ. ЧТО СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ ПИСАТЕЛЮ
Гении отличаются тем, что редко признают достижения других. Они читают лишь для подтверждения собственных взглядов. Они и сами всё знают лучше. Поэтому они читают с карандашом в руке, из-под которого вырываются восклицательные знаки и пометки на полях. А в художественной литературе, по их мнению несколько отставшей, они любят прежде всего не обстоятельность; им достаточно импульса. Поэтому они читают, в сущности, одни только заголовки, которые можно пробежать глазами так же прекрасно, как и в газете
ОБРИ Д. ИЗ БИОГРАФИИ Т. ГОББСА
В спорах Гоббс всегда старался избегать, поскольку это было возможным, поспешных выводов и остроумных ответов. Напротив, он предпочитал рассматривать, вертеть и взвешивать вопросы, касающиеся философии, политики и пр., как будто бы он был занят серьезной аналитической работой
О'ГЕНРИ. ИСПОВЕДЬ ЮМОРИСТА
Мне полагалось сочинять эпиграммы на глиняные миски, и зубоскалить по поводу эмалированных кастрюль. Я занимал должность младшего бухгалтера, и товарищи мои бывали разочарованы, если я не обнаруживал повода для смеха в подсчитанной мною колонке цифр иди в накладной на плуги.
Я, очевидно, и в самом деле был от природы наделен некоторой долей остроумия и находчивости. Эти свойства я развивал постоянной тренировкой. Время от времени я записывал какую-нибудь свою шутку или выдумку, показавшуюся мне особенно удачной, и посылал в один из тех журналов, что печатают такую чепуху. Не было случая, чтобы ее не приняли. От некоторых редакторов поступили просьбы и дальше снабжать их материалом
ПАРАНДОВСКИЙ Я. ИЗ "АЛХИМИИ СЛОВА"
Как и где учат на писателя
Писатели против пьянства
Писательские привычки
Город и деревня -- как извечная дилемма пишущего человека
Писатель и "жизнь в миру"
Почему становятся писателями
Выбор литературной стези
Значение жизненного опыта для писателя
Вдохновение и профессионализм
СКОТТ В. ИЗ ДНЕВНИКОВ
Слишком хорошо знать движения человеческой души -- вовсе не хорошо
Писатель: жизнь в миру или одиночество
СОКОЛОВ В. МОИ НАБЛЮДЕНИЯ
1) Психология писательства
Если попытаться выразить одной фразой, чем писатель отличается от обычного человека, то это "я не такой как все" в разных модуляциях ("я не способен быть таким как все", "я не хочу быть таким как все") в отличие от мещанского "а чем я хуже других?". Это отличие писателя от повседневного обычного человека резко бросается в глаза. Ибо писатели ведут себя не так как все, потому что они не так чувствуют себя. Один из знакомых так попытался определить странности Милля: "Он любил все объяснять, так что, попав в рай, он вряд ли успокоится, пока не выяснит, как там все устроено".
2) Писатель как профессия
Такой писательский старт как советы родственников и друзей скорее тоненький ручеек, чем широкая отправная точка. Пожалуй, он значим только для детей из семей творческой интеллигенции. Но этот путь через друзей и родственников навряд ли можно назвать магистральным и для любого другого общества. Нигде и никогда родители не желали своим детям творческой участи.
ЧЕСТЕРФИЛД. О ПИСАТЕЛЬСКОМ ЧТЕНИИ
Заведи себе небольшую и удобную тетрадь и делай в ней записи о прочитанном, но только для памяти, а не для того, чтобы с педантической точностью приводить цитаты. Никогда не читай исторических книг без карт и хронологических справочников или таблиц; держи и то, и другое всегда под рукой и пользуйся ими постоянно; помни, что без них история превращается в беспорядочное нагромождение фактов
ЧЕХОВ А. П. ПРАВИЛА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ АВТОРОВ
1) Следует помнить, что случайное авторство и авторство ? propos лучше постоянного писательства. Кондуктору, пишущему стихи, живется лучше, чем стихотворцу, не служащему в кондукторах.
2) Следует также зарубить себе на носу, что неудача на литературном поприще в тысячу раз лучше удачи. Первая наказуется только разочарованием да обидною откровенностью почтового ящика, вторая же влечет за собою томительное хождение за гонораром, получение гонорара купонами 1899 года, "последствия" и новые попытки.
3) Писанье как "искусство для искусства" выгоднее, чем творчество за презренный металл. Пишущие домов не покупают, в купе первого класса не ездят, в рулетку не играют и стерляжьей ухи не едят. Пища их - мед и акриды приготовления Саврасенкова, жилище
<a href="http://proza.ru/2023/08/21/524">
Э. ПО "ФИЛОСОФИЯ КОМПОЗИЦИИ"</a>
ЮМ Д. ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПИСАТЕЛЕМ
Одиночество философа
Невозможность мыслить по-другому
Противоречивость собственных принципов
Опасность руководствоваться как воображением, так и разумом
Размышляя над человеческой природой, приходишь к полному разочарованию в ней
Чтобы уйти от докучных рассуждений, иногда нужно просто жить
Чего же ради быть философом
Здоровый скептицизм спасает от отчаяния
Всеобщее состояние умов не оставляет меня равнодушным
Занятия философией внутренне необходимы критическому уму
Всё еще только начинается
Занятие человеческой природой -- самое важное занятие
Мы должны быть скептиками всегда
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
ОБРИ Д. ИЗ БИОГРАФИИ Т. ГОББСА
Его сиятельство (Ф. Бэкон) был весьма склонен к созерцаниям на лоне природе и часто там рождались его самые оригинальные мысли. А чтобы они не пропали даром для потомства, он диктовал их своему секретарю мр Томасу Башелу, который следовал за ним по лесным и полевым тропинкам с чернильницей и бумагой наготове
АЙНИ САДДРИДИН. О ВЫБОРЕ ПСЕВДОНИМА
(из книги воспоминаний "Бухара")
В то время некоторые ученики медресе, в особенности бухарцы или дети духовенства, очень увлекались сочинением стихов, даже полная неграмотность не являлась для них препятствием. Однако еще до того, как начинали писать стихи или придумывали хоть один бейт, они уже выбирали себе псевдоним. Обращаясь один к другому, они вместо имен упоминали псевдонимы. Часто молодые поэты спрашивали друг друга о значении какого-нибудь псевдонима и спорили о том, подходит ли данное слово для псевдонима или нет, при этом каждый из них считал свой псевдоним лучшим. Самым важным доказательством преимущества того или иного псевдонима считалось то, что данное слово является редким, странным, а также и то, что ни один из поэтов прошлого не использовал его в свое время
БАЛЬЗАК О. ДЕ. РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ
- Отчего бы вам не напечатать Люсьена де Рюбампре? - отважно сказал провинциальный поэт.
- А отчего не первого встречного?-сказал книгопродавец, нахмурив брови
БУАЛО Н. ГЕНИЙ И МЕРКАНТИЛИЗМ -- ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫ
Когда вы пишете и долго и упорно,
Доходы получать потом вам не зазорно,
Но как противен мне и ненавистен тот,
Кто, к славе охладев и голодный до денег!
Своего Апполона служить издателю заставил
И превратил божественное искусство в коммерческое предприятие
МОЭМ С. ПИСАТЕЛЮ НЕОБХОДИМА КРИТИКА
Критик, по-настоящему радеющий о литературе, может принести писателям пользу; даже если он их больно задевает, они уже из одного чувства протеста пытаются лучше осмыслить свои цели. Он может расшевелить их, заставить более сознательно добиваться совершенства и, следуя его примеру, серьезнее относиться к собственному труду. Существует критика безусловно никчемная -- та, которой критик хочет вознаградить себя за унижения, испытанные им в юности. Для него критика -- средство вернуть себе самоуважение.
ПАРАНДОВСКИЙ Я. ИЗ "АЛХИМИИ СЛОВА"
Социальный статус писателя. Профессионализм и любительство
Писатель как публичная фигура
Писатель и читатель. Грани противостояния
Слава и бессмертие
СКОТТ В. ИЗ ДНЕВНИКОВ
ШИРЯЕВ В. КАК БЫТЬ КРИТИКОМ?
Критические статьи пишутся обычно филологами, обслушавшимися лекций и всерьез полагающими, что это и есть русская речь. Лекция - это экстремальная форма речи, типа бреда, только неинтересного. Лектор обычно читает по бумажке и боится посмотреть слушателям в глаза. Хотя он напрасно боится, что ему будут задавать вопросы - разве кто-нибудь понимает эту ахинею?..
Ещё есть говорящие головы в ящике. Они резко смотрят в глаза смотрящему, только я давно с ящиком не общался, чего и вам советую
ЭККЕРМАН Й. РАССКАЗ О БЕЗУСПЕШНЫХ ПОПЫТКАХ СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЛИТЕРАТОРОМ
ЖАНРЫ И СТИЛЬ. ПИСАТЕЛЬСКИЕ СФЕРЫ
БУЛЬВЕР-ЛИТТОН. ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1835 ГОДА РОМАНА "ПЭЛЕМ"
Работа над этим произведением оказала на мое сознание совершенно такое же воздействие, какое, по словам Гете, оказало на него самого создание "Вертера". Сердце мое очистилось от этого "гибельного вздора", я исповедался в своих грехах и получил отпущение - я смог возвратиться к действительной жизни с ее здоровой сущностью
БАЛЬЗАК О. ДЕ. КАК НАПИСАТЬ КРИТИЧЕСКУЮ СТАТЬЮ
В литературе, мой милый, каждое слово имеет изнанку, и никто не может сказать, что именно есть изнанка. В области мысли все двусторонне. Мысль двойственна. Янус - миф, олицетворяющий критику, и вместе с тем символ гения. Троичен только бог!
БУАЛО Н. ИЗ "ПОЭТИКИ"
Заботьтесь о языке
Содержание и форма. Проблема стиля и изобразительных средств
О построении сюжета
Правильный выбор героя
Вульгарности не место на Парнасе
Значение выбора темы
ГЕССЕ Г. О ВЫБОРЕ МАТЕРИАЛА
В истинно художественном произведении выбор материала вообще отсутствует. "Материал", то есть главные действующие лица и проблемы, никогда не выбирается автором, он представляет собой изначальную субстанцию любой поэзии, это авторское видение, авторское душевное переживание. Писатель может уклониться от какого-то видения, избежать жизненно важной проблемы, может не взяться за реально пережитый им самим "материал" по причине своей неспособности или удобства ради. Но "выбирать" материал он не властен
СВ. ИЕРОНИМ. ПИСЬМО К ПАМАХУСУ
Я не только признаю, но открыто заявляю, что в переводах с греческого я передаю не слово словом, но мысль мыслью. Учитель мой в этом -- Туллий. Сколько он в своём переводе пропустил, сколько прибавил, сколько изменил, чтобы особенности чужого языка передать особенностями своего -- говорить не переговорить
ИЛЬФ И., ПЕТРОВ Е. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКТ
Раздел I. Словарь
Существительные
Клики
Трудящиеся
Заря
Жизнь
Маяк
Прилагательные
Империалистический
Исторический
Индустриальный
Глаголы
Пылать
Взвивать(ся)
Вершить(ся)
Клеветать
Художеств. эпитеты
Злобный
Зубовный
ЛАКЛО Ш. О ТОЧНОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ. (LETTRE CXXI (ИЗ "LES LIAISONS DANGEREUSES"))
вот куда заводит язык, которым сейчас злоупотребляют настолько, что он становится бессмысленнее жаргона комплиментов и превращается в сплошные формулы, в которые веришь не больше, чем в покорнейшего слугу. Друг мой, пишите мне лишь для того, чтобы высказывать свои подлинные мысли и чувства, и не посылайте мне набора фраз, которые я найду сказанными лучше или хуже в любом модном романе.
ЛУКИАН. КАК СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ ИСТОРИЮ
Большинство историков, пренебрегая описанием событий, останавливается на восхвалениях начальников и полководцев, вознося своих до небес, а враждебных неумеренно унижая. При этом они забывают, что разграничивает и отделяет историю от похвального слова не узкая полоса, а как бы огромная стена, стоящая между ними, или, употребляя выражение музыкантов, они отстоят друг от друга на две октавы: хвалитель заботится только об одном, чтобы как можно выше превознести хвалимого и доставить ему удовольствие, хотя бы он мог достигнуть этой цели только путем лжи, - история же не выносит никакой даже случайной и незначительной лжи, подобно тому как, по словам врачей, дыхательное горло не выносит, чтобы в него что-нибудь попало
МАРК ТВЕН. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРЕХИ ФЕНИМОРА КУПЕРА
1). Роман должен воплотить авторский замысел и достигнуть какой-то цели.
2). Эпизоды романа должны быть неотъемлемой его частью, помогать развитию действия.
3). Героями произведения должны быть живые люди (если только речь идет не о покойниках
4). Все герои, и живые и мертвые, должны иметь достаточно веские основания для пребывания на страницах произведения
5). Действующие лица должны говорить членораздельно, их разговор должен напоминать человеческий разговор и быть таким, какой мы слышим у живых людей при подобных обстоятельствах, и чтобы можно было понять, о чем они говорит и зачем, и чтобы была хоть какая-то логика, и разговор велся хотя бы по соседству с темой, и чтобы он был интересен читателю, помогал развитию сюжета и кончался, когда действующим лицам больше нечего сказать
МАЯКОВСКИЙ В. В. КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ?
Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающих поэту, должен быть переработан. Если для делания стиха пошёл старый словесный лом, он должен быть в строгом соответствии с количеством нового материала. От количества и качества этого нового будет зависеть - годен ли будет такой сплав в употребление.
МОЭМ С. О ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. (ИЗ КНИГИ "ПОДВОДЯ ИТОГИ")
О писании романов
Советы театральному писателю (драматургу)
Значение для стиля простоты и благозвучия
Как я учился писать по-английски
Если вам 60, пора начинать писать автобиографию
Необходимость для литературы хорошего сюжета
ПАРАДОВСКИЙ Я. ИЗ "АЛХИМИИ СЛОВА"
Загадки стиля
Оригинальность и подражания
О чем пишут писатели
Писателю немного о языке
Писатель -- это не только тот, кто пишет худпроизведения
Тропы -- моторное масло литературы
СЕНЕКА. ИЗ "ПИСЕМ ЛУЦИЛИЮ"
1)О цитировании
Писателю стыдно срывать цветочки изречений, опираясь, как на посох, на немногие расхожие мысли, и жить заученным на память. Пусть стоит на своих ногах и говорит сам, а не запоминает чужое. Стыдно старому или пожилому набираться мудрости из учебника. "Так сказал Зенон". - А ты сам? - "А это сказано Клеанфом". - А ты-то? До каких пор будешь под началом у других? Командуй сам, скажи слово, достойное памяти. Изреки что-нибудь от себя.
2)Об использовании метафор
У писателей, говоривших просто, старавшихся только разъяснить дело, полным-полно иносказаний, которые кажутся мне необходимыми не по той причине, по какой нужны они поэтам, но чтобы служить опорами нашей слабости, чтобы ученика или слушателя ввести в суть дела
СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ. О ХУДОЖЕСТВЕННОМ МАСТЕРСТВЕ
Мне хотелось бы предостеречь молодые таланты от слишком ранних "успехов"... Начирикал стишки- и спрячь их, а не стремись удивить Москву капустой... Берегите таланты, если вы сами чувствуете их силу, для большой темы, а не чирикайте по мелочам
ВАЛЬТЕР СКОТТ. ИЗ ДНЕВНИКОВ
Анахронизм в историческом романе
Связь между авторским текстом и вставками должна быть органичной
Писатель и публика; профессиональное отношение к работе
УАЙЛЬД О. УПАДОК ИСКУССТВА ЛЖИ
Примитивные лжецы никогда не поднимаются выше искажения фактов, и вдобавок еще опускаются до доказательств, обсуждений и споров. Сколь непохоже на истинного лжеца с его откровенными, бесстрашными заявлениями, его превосходной безответственностью и здоровым, врожденным презрением к доказательствам любого толка! Красивая ложь есть не что иное, как доказательство в себе. Если у человека настолько отсутствует воображение, что он подкрепляет ложь доказательствами, то он с тем же успехом мог бы сказать и правду
ЧЕСТЕРФИЛЬД. О СТИЛЕ
Из "Писем к сыну"
Очень верно сказано, что поэтом человек должен родиться, а оратором он может сделать себя сам; ведь главное, что должен уметь оратор - это особенно хорошо владеть родным языком - говорить на нем чисто и изящно. Когда человек говорит на иностранном языке, то даже большие ошибки ему можно простить, но в родном языке самые незначительные промахи сразу же подмечаются и высмеиваются.
ЧЕСТЕРТОН ГИЛБЕРТ К. "КАК ПИШЕТСЯ ДЕТЕКТИВНЫЙ РАССКАЗ"
Первый и основополагающий принцип состоит в том, что цель детективного рассказа, как, впрочем, и любого другого рассказа, не мрак, но свет. Рассказ пишется ради момента прозрения, а вовсе не ради тех часов чтения, которые этому прозрению предшествуют. Заблуждение читателя - это то облачко, за которое ненадолго скрылся свет понимания, и большинство неудачных детективов неудачны именно потому, что они пишутся, чтобы запутать читателя, а не для того, чтобы его просветить
Кого интересуют соответствующие тексты может найти их на сайте lib.ru:
https://samlib.ru/editors/s/sokolow_w_d/sec_tw3.shtml
Свидетельство о публикации №225043000244