В гости к бабушкам
Три бабушки.
Я помогала весной моей бабушке писать письма. Еее дети разъехались в разные города, к тому же ее сестры тоже жили далеко. Писать вручную одно и то же ей было очень тяжело, отнималась рука и буквы выходили корявыми. Потому я писала письма за бабушку под диктовку. С тех пор это и повелось писать под копирку свои новости всем сразу, а заодно и рецепты блюд, разные советы - таким образом, с легкой руки бабушки, я превратилась в писателя.
Однажды моя бабушка решила выбраться хоть раз в гости к своим сестрам: Наталья и Галинка.
В молодости они жили дома в Красноярске. Но когда их мама умерла, и появилась злая молодая мачеха, то все дети разлетелись из семьи кто-куда. Брат бабушки пропал без вести, когда шел поезд мобилизации через весь мир во Францию. Две сестры пошли на фронт. А бабушка успела выйти замуж, еще при матери и ей даже собирали приданое.
Две сестры прошли всю войну и остались жить там, где их застала победа, на Украине. Они посылали посылки, собирали разное: конфеты, печенье, одежду, хоть чем-то угостить внуков. Своих детей у них не было. Галина вышла за друга детства Илью из Красноярска, и с ним прошла всю войну. На Украине в городе Николаеве он стал директором дома культуры, и сам сделал план детского городка с деревянным кораблем.
Бабушка Зоя и дедушка Павел поехали, и решили взять с собой и внуков: меня и старшего брата Павлика, посмотреть Черное море. Я помню тот момент, когда бабушка пригласила меня поехать с ними. Остался всего один день на сборы. Но одеть было нечего для путешествия. Это не игра на улице, где можно бегать босиком, днями пропадать в лесу или на речке, причем одета как попало. Даже перешитая мужская рубашка старшего брата, или длинная толстая юбка из бабушкиного старого кремплинового платья.
Итак вналичии у меня была на выход всего одна белая футболка, нормальная, и та синтетическая, в ней далеко не уйти летом в жару от пота, будет неудобно, душно и жарко. Но делать нечего. И я решила срочно что-то сшить. Взяла простой дешевый ситец: белый, розовый и зеленый. За один день и ночь сшила модную одежду на выход: белую кофту, розовую юбку, летний зеленый костюм: пиджак и брюки. Эти фасоны я придумала сама. Нигде их не видела. И выкройки тоже не строила, а раскроила на глаз. Потому что времени для этого не было. Всю ночь я делала дырочки в кофте, чтобы одеть в них металлические колечки. Мне казалось, это будет выглядеть модно: двойная полоска ткани, на которой пробиты дырки с металлическими кружками. Кружочки я сделала из бумажных обрывков от денежной лотереи. Освободила от бумаги, одела на дырки и придавила молотком к ткани. Все было готово. Потому что она тут же сминалась снова. как ни странно, но все оказалось впору, и хорошо подошло, а главное эта одежда модная, удобная, легкая, и не занимает много места. Эта одежда могла быть и мятой, и необязательно было ее гладить.
Дедушка Павел решил свою проблему еще проще, одел свою кепочку, и... черную ситцевую новую робу как зек. Ну роба была похожа на легкий летний костюм.
Но выглядел он смешно, потому что очень дешево. Деда Илья сводил нас к себе на работу в театр, посмотреть представление. Запомнилось страшная жара, даже ночью пот бежит ручьем. А Люди ходят в магазин за продуктами только ранним утром, когда есть прохладная тень, а вечером спасаются на пляже реки до самого заката мокрые в песке, и конечно загорелые как шоколадки. Это было очень модно ездить на юг и быть загорелым.
Мама дала денег рублей 100, чтобы я купила себе там в Москве или на Украине, что захочу, что-нибудь модное. По тем временам, это были большие деньги. На эти деньги можно было купить даже шубу искусственную.
но там мы ходили не по магазинам, а по музеям. И бабушки, что прошли всю войну, научились хорошо экономить и учили этому и меня: что нужно считать каждую копейку, покупать больше крупу, ее тщательно перебирать. Я видела как они это делают: за круглым столом, высыпали гору на стол.
Вещи покупать только в уцененных магазинах. А сэкономленные деньги копить на важную покупку, будь то диван, или гараж, или машина.
Но... однажды мы прошли по бульвару, где не бывает машин, и здесь стояли торговые центры, где продавали всякую всячину. Все было дорого и неинтересно, я купила только резиновые шлепки-сланцы, потому что здесь, хотя в городе не пляж, но все ходят только в них. Чаще прямо по городу ходят полуголые: на купальник одевают только шорты. В один магазин мне удалось забежать, там были шубы, одна из них стоила недорого, потому что была короткая. Это был красивый полушубок, с широкими рукавами, зауженные к низу и рукава и сам полушубок. Снизу он он был подшит подкладом коричневым, почти черным. Мех так блестел и был гладкий, коричневый, мягкий, что хотелось его надеть. Я померила. Он был как раз, и мне очень подходил к фигуре. Но бабушки окружили меня и наперебой отговаривали, и увели в уцененку, там купили пальто, новое, но некрасивое старомодное с воротником. Даже подарили к этому пальто шапку-пилотку, называется таблетка из такого же меха как и воротник, чтобы я выглядела как стюардесса.
Я привезла его домой, но носить не стала. Мама продала его. В-общем, с бабушками не поспоришь. У нас в городе красивых шуб нет. И мама купила мне коричневое пальто, с капюшоном. На капюшоне полоска меха из темно-коричневой норки. Видимо мама хотела, чтобы я походила в точности на девушку из фильма "С легким паром". В точности такое же пальто.
Как я его носила, знает только Бог! Я очень мучилась. Мне и апельсин ложили в капюшон, и капюшон одевали мне на голову, чтобы я не видела дороги.
В-общем, одноклассники в техникуме успели надо мною поиздеваться. Я даже жалею до сих пор, что не купила тот полушубок. Его бы я носила долго не снимая, главное недорого, очень модно и сердито. Для себя я сделала вывод, что лучше купить вещь и надолго, чем мучаться, что-то дешевое на один сезон.
Страничка из мемуаров Екатерины Пановой о поездке в город Николаев летом 1987 года. Фото из семейного альбома.
Свидетельство о публикации №225043000431