Берия и роспуск Союза v1. 0

Антиамериканизм Британии и Франции носил объяснимый характер, это была ненависть ветхозаветного масштаба: новые люди грамотно выменяли у них первородство на чечевичную похлёбку. Сама недавняя колония не просто встала в один ряд с родительскими метрополиями, а принялась их кошмарить, освобождая от других колоний.

Антиамериканизм маоистов (это даже если забыть об английском происхождении КПК) тоже объясним: они побороли врагов из проамериканского Гоминьдана. Косметически, но всё же боролись с ними всю Вторую Мировую и даже немного воевали после, так что будьте любезны... Тайвань верните...

Глубинный антиамериканизм японцев тоже понятен: их вообще за людей не считали.

С антиамериканизмом немцев тоже всё ОК: его не было, так как им запретили всякую неприязнь. Яволь.

Причина антиамериканизма послевоенного СССР загадочна. Ничего вразумительного для объяснения до сих пор не придумано. Хотя, вроде бы, СССР вёл какую-никакую независимую внешнюю политику. (Ещё более загадочен антиамериканизм РФ, так как у СССР всё-таки имелось хотя бы идейное пугало. Кроме того, СССР если и не был, то хотя бы считался второй державой мира, а вице-чемпиону фронда как бы к лицу.)

Нет, не думайте, что всё так просто: историки прямо мучаются, стараясь как-то рационально объяснить послевоенную вражду СССР к США. По отдельности каждый аргумент ещё туда-сюда, но вместе не срастается. (В берёзовой роще пальмы. Описать по отдельности деревья можно достоверно, но потом вообще-то не худо объяснить, как пальма там оказалась. А кто-то подсадил.)

Я к тому, что прорасти сам, изнутри страны он не мог: у Российской империи отношений лучше чем с США не было ни с кем, и статус «враг моего врага» повинен в этом лишь отчасти.

Выходит, что сорняк антиамериканизма в СССР завезли. И кто именно, догадаться нетрудно.

Вообще говоря, это может быть хорошей переговорной позицией, отталкиваясь от неё, власти могут торговаться о преференциях в обмен на улучшение отношений «между народами». Такова, например, позиция Британии по отношению к Израилю (англичане – самый антисемит... стоп!.. израильский народ Европы). Беда в том, что в СССР и РФ именно в народе антиамериканизма-то как раз и не было. Из-за огромной массы белых в России вообще ксенофобии нет, а уж к американцам со времён РИ на бытовом уровне относились со снисходительной симпатией, как относятся к приветливому дальнему родственнику из райцентра (а потом из Центра Рая). То есть, на переговорах с лидерами СССР/РФ американцы откровенно смеялись: хотите улучшения отношений? – а что мешает вам переобуться на ходу? Ведь, если по-крупному, из всей вашей страны дурака валяете вы и ещё человек сорок.

После Сталина в СССР долго не могли определиться, кто чей шпион, но обвинения в шпионаже в пользу США не выдвигались. Интересно, что обвинения в шпионаже для сталинского времени вообще норма. Как в Америке уклонение от налогов. А как такое могло быть, ведь в нормальном государстве это редкость, на делах Шнебеле или Дрейфуса кололи целые нации? А так, когда вор кричит: «Держи вора!» То есть, шпионами они и были. За малым числом исключений (полезные дураки) – все.

Берию оформили как шпиона британского, и его кейс в истории СССР уникален. Уборщица зашла в чулан пыль протереть, откинула коврик... мама ро;дная! Под ним свора бульдогов с окровавленными мордами. Свет выключили, закрыли. Но стоп-кадр остался.

Конечно, шпионом Берия уже давно не был, как и прочие заграничные социал-демократы, на советской почве превратившиеся в респектабельных агентов. Просто в результате жёсткой грызни дело Берии вдруг взяли – и расследовали. Со всей «советской принципиальностью». Когда завербован, кем, где. То же можно было бы проделать при желании в отношении, скажем, Ленина. Или Сталина и того же Хрущёва. В принципе, это было нетрудно: в условиях после госпереворота самые постыдные деяния вдруг сделались бонусами, новая элита вываливала их напоказ кучей сушёных скальпов... и вдруг занавес уронили, и голые короли в наколках обнаружили себя на сцене перед санитарами.

Заодно выяснилось, что Берия готовил роспуск СССР и Восточного блока по схеме, реализованной в 1991, с национализмами и русофобией. В документах это проходит отдельной статьёй, со шпионажем не связанной. А почему, собственно? Схема-то чисто английская. Под это дельце Черчилль даже публично слил секретные договорённости со Сталиным о разделе Юго-Восточной Европы. Чтобы американцы после грядущего распада СССР обнаружили там Британию на «законных» основаниях.

Понятно, что американцы на Мальте отдавали Восточную Европу под контроль СССР всерьёз, не как нежному другу, конечно, а в противовес главному врагу. При этом предполагалось, что СССР останется целым, по крайней мере до тех пор, пока США не сможет разом поглотить и его самого и его приварок.

В общем, в то время схема читалась относительно легко даже для посконных дезориентированных советских вождей второго эшелона. Проблемы начались сразу после того, как команду бериевских путчистов-реформаторов пустили в расход.

Получив доступ ко всей информации, Хрущёв и Ко вдруг поняли, что в разгар НТР и холодной войны у СССР нет никаких военных технологий. Невоенных тоже, но это беда малая: без штанов, питаясь одним сортом макарон, советский человек прожить мог. То, что страна гонит внутреннюю валовую туфту они, конечно, знали, но не знали, насколько. Оказалось же, что чуть меньше, чем полностью. Около нуля собственных технологий – на мрачном фоне развала вовсе допотопного сельского хозяйства. И под мерный стук с Запада: «верните немцев в Германию». Тех, что создавали копи-центры для украденных англичанами американских разработок. (Ядерную программу курировал как раз Берия. Иллюзий не строили, но думали, что процентов тридцать своего есть. Открыли Дело, а там пусто.)

То, что Британия готовила распад СССР – вещь закономерная. О том, кто, как и для чего собирал СССР на руинах разваленной Российской империи, я писал. Поскольку СССР свою задачу не выполнил, его создатели посчитали себя вправе фрагментировать его снова. Действительно, с точки зрения Британии, это была подлость несусветная: в совок смели распылённые территории для будущей Большой Оси против США. А тот мало того, что взбрыкнул уничтожением персоналий из английского Коминтерна, но и вступил в неформальный союз с американцами, которые порезали саму Империю.

В 1953 коренизация не выгорела, поохав и перегруппировавшись, в 1956 англичане повезли хрущёвских в Лондон, приводить к присяге. Чтобы поняли, откуда ноги растут. Впрочем, с первого раза не получилось.

В конце 1956 англичане предприняли одновременно две операции. Пользуясь своим официальным влиянием в Венгрии, полученном ещё от Сталина в рамках размена (20% оказалось вполне достаточно), они запустили типовой госпереворот, представив его не только как антисоветский, но и как проамериканский мятеж. И параллельно предприняли военную интервенцию в зону Суэцкого канала. Первое действо должно было отвлечь внимание США от реколонизации Египта, вдобавок, планировалось перехватить и Израиль. Американцы решительным образом не повелись и сразу заявили о поддержке статус-кво в Центральной Европе. Да и то: важность Венгрии в сравнении с Суэцем была даже не семечки, а шелуха от семечек. Напомню, раздел сфер влияния по линии Суэц – Панама предлагался Эдуардом VII Рузвельту в самом начале XX века (ещё и Панамского канала не было), но тут уж у англичан было бы 80%. Американцы сумели отказаться даже в ту пору (это было рискованно), чего уж говорить о послевоенном раскладе. Грубой двухходовкой англичан и французов грубо спровоцировали на десант и грубо выставили вон. Характерно, что Израилю позволили ещё ненадолго остаться, пока водворялись в Египте сами. (На большее, чем два хода у американцев не хватает ума, но хватает силы. Уже в трёхходовке европейцы их обыграют, и им это известно.)

Сближение СССР и США, наступившее после разгрома английской агентуры, и продолжившееся встречей на высшем уровне в рамках Женевского саммита, было подорвано. СССР и США выступили против тройственной агрессии, но порознь, США призвали СССР вывести войска, сделав это, впрочем, в мягкой форме. СССР войска вывел, и тут же снова ввёл, но в эту двухходовку-поллитровку никто не поверил.

Отношения США и Британии скатились к минимуму: в отставку подал глава кабинета, в Вашингтоне сменился посол. Казалось бы: бинго! Но пар СССР весь ушёл в свисток: сделать-то он ничего не мог, а на фоне венгерских событий и общего пустозвонства демарш пошёл в зачёт Британии, увеличив разлом с США.

Если после войны буфер восточноевропейских лимитрофов ещё имел хоть какой-то оборонительный смысл, то с обретением ракетно-ядерного вооружения колонии стали токсичным активом, который следовало без сожаления разменивать на дипломатическом поле. (Проблемой СССР была нехватка всего и вся у себя дома: как рынок сбыта эти страны не годились ни в какую, а для СССР производить могли только всякий хлам.)

Провал агентурной работы в Венгрии допустил некто Юрий Андропов. Факап был настолько вопиющим, что невозможно сомневаться в том, что посол прямо причастен к путчу, и рассекреченная часть его биографии (протеже Куусинена из английского Коминтерна) даёт к тому немало оснований. Не исключено, впрочем, что ЮА в последний момент пытался «соскочить», и все его действия могли стать результатом давления на семью и похищения сына (а чего ты хотел, парень, когда связался с террористами Третьего Интернационала).

Каковы были бы верные действия Москвы? Сосредоточиться на нефтяном арабском мире и с чувством плюнуть на затратную комическую деспотию. Ввести войска для охраны посольского квартала и подпитывать местную гражданскую войну через своих содержанцев до полного руинирования страны. Сдать всю английскую агентуру американцам и наоборот. В финале отправить разорённую венграми Венгрию под американский надзор и наслаждаться шипением на сковородке англичан. Впрочем, это верные действия для страны, существующей в осмысленном, трезвом режиме. Для страны, опасающейся растерять крутость под соусом религиозных бредней это, конечно, недопустимо. (Простому верующему поменять веру возможно, но держателям кассы надо стоять насмерть. И стояли: от трибуны Мавзолея до подвалов Лубянки.)

Для связей с США ещё не всё было потеряно, и прямые отношения удалось восстановить менее чем через три года, но дело полёта семейства Хрущёва в Голливуд не продолжилось ответным визитом. СССР вдруг обвинил США в ведении высотной разведки (они уже несколько лет летали, и ничего). Интересно, что именно англичане подсунули американцам свою базу в Пакистане, откуда летел У-2. Впрочем, то были ещё цветочки. Горькую чашу предстояло испить в Карибском кризисе.


Рецензии