На войне, как в жизни
На войне, как в жизни: смерть и любовь, горе и радость, ненависть и доброта, разлуки и встречи… И самые непредвиденные обстоятельства, самые непредсказуемые события. Порой – трагические, иногда – весёлые, а то и совсем курьёзные. О многом узнаём из книг и кинофильмов. Однако самое дорогое свидетельство тех незабываемых дней – воспоминания самих очевидцев.
К сожалению, многих ветеранов и тружеников тыла уже нет в живых. Но, к счастью, благодарные потомки сохранили ту память, какая не должна прерываться, сколько бы поколений ни сменило друг друга. О некоторых событиях тех суровых времён хочется вспомнить.
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Уроженца Афросимовки - Кирилла Михайловича Бормотова давно уже нет на свете. А память всё ещё живёт в сердцах тех, кто знал этого мужественного, скромного человека, прошедшего войну «от звонка до звонка» и оставившего добрый след на земле.
Кириллу исполнилось 28 лет, когда фашисты напали на нашу землю, и он отправился её защищать. Дома осталась жена с двумя ребятишками, да ещё младшие брат и сестра, которым после смерти родителей он был «мамкой и папкой». Начались трудные фронтовые будни, в каких он чудом выжил. В звании политрука, а затем - заместителя командира роты защищал Москву, воевал на Западном и других фронтах. Весь израненный и контуженный, вернулся домой. Когда рассказывал о войне, не мог ни вспомнить день своего «боевого крещения», как и не мог без слёз смотреть фильмы, где показывали аналогичные эпизоды.
Случилось это в июле 1941-го, в районе Смоленска, куда после военных сборов и переезда, рано утром прибыла их часть. Встретить врага красноармейцы должны были на засеянном рожью поле, за которым пробегал ручеёк. Слева местность окружал густой лес. Чтобы укрепить позиции, нужно было вырыть окопы. Каждый – на трёх человек, потому что винтовок выдавали только одну на троих. С этим оружием бойцы и должны были встретить хорошо вооружённого противника.
Немцы не заставили себя долго ждать. Уже после обеда над полем послышался рокот танков. Но сначала через мостик поехали мотоциклисты. Они и стали первой мишенью для красноармейцев. Раздались дружные выстрелы из винтовок. Некоторые фашисты были убиты, некоторые ранены. Остальные, видно, не ожидавшие сопротивления, повернули назад. Но за ними прямо через ручеёк в сторону обороняющихся новобранцев полезли фашистские танки.
Мощные, они шли напролом, не стреляя, но круша всё на своём пути.
И вскоре поле с густой рожью смешалось с землёй. Тяжёлые машины, подъезжая к маленьким окопам, останавливались над ними и делали разворот на месте. Так, на глазах у остававшихся в живых красноармейцев, появлялись братские могилы из трёх человек…
Видя, что сопротивляться против бронированных машин, бесполезно, командир отдал приказ отступить. Вместе с товарищами Кирилл Бормотов пополз по полю к лесу, надеясь там найти укрытие. Защитой была густая рожь, хотя и в ней многие нашли свою смерть: мотоциклисты оцепили поле и начали простреливать его из пулемётов. Кирилла ранило в руку и в ногу.
Потеряв сознание, он так бы и остался там навеки, если б не друзья. Они на себе дотащили его до леса, где, по счастью, прятался наш санитарный обоз.
Оказав раненым помощь, медики под покровом темноты отправили их в полевой госпиталь, откуда Кирилл Михайлович снова вернулся на фронт.
Много и после было страшных моментов в его военной биографии, но именно этот, первый день войны, навеки врезался в память ветерана. Залечивая раны на растерзанной фашистами родной земле, он работал строителем, был даже инструктором райкома партии, а после выхода на заслуженный отдых всё ещё продолжал трудиться скотником в совхозе «Тербунский». Вот таким был этот сильный, ответственный и добрый человек.
Свидетельство о публикации №225043000609