Христианские святыни

Фрагмент книги "Дорога к Храму" (часть 1)   
    
     Посещение Христианских Святых мест Палестины или Израиля (синонимы Святой Земли) имеет величайшее значение не только для верующих христиан, но и для всех людей, пытающихся понять суть мироздания, познать историю человечества, вызывают огромный у них интерес. Это происходит не только из-за великих христианских святынь, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа, здесь в каждом христианине пробуждается что-то очень сокровенное – внутреннее родство с этой землей… Я бы назвал это чувством духовной родины или родиной души.
     У многих православных наверняка найдутся знакомые, которые бывали на Святой земле, что-то рассказывали об этой стране, но всё-таки для абсолютного большинства жителей нашей страны Израиль – далекое и загадочное государство. По этой причине я и решил, как говорили в старину, взяться за перо и поделиться с читателями своими впечатлениями от поездок на Святую землю.
     Христианство – это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего – Иисуса Христа. Христианство в наше время ; это самое многочисленное вероисповедание в мире. Оно зародилось в I веке нашей эры на территории Римской империи в Палестине. Эта вера оказала огромное влияние на ход мировой истории и до сих пор влияет на способ мышления и ценности миллионов людей.
     Одной из основных и наиболее древних ветвей христианства является Православие. Православное Христианство – в переводе с греческого – «Ортодоксия», что бук-вально означает «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление» – истинное учение о познании Бога.
     В настоящее время центрами православного христиан-ства являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и Вифания. Все они находятся на территории современного государства Израиль, на так называемой Святой земле.
     Когда у меня появилась возможность для выезда за границу, одним из первых мест, куда мы отправились с женой, была Святая Земля.
     Желание поехать в эти места у нас было обусловлено общим интересом к истории возникновения Православного христианства, но не только. Дело в том, что мой предок в пятом поколении – прапрадед Василега Яков, он же основатель нашего рода на Кубани, в конце своей жизни ушел паломником на Святую землю – в Палестину и город Иерусалим, где размещались основные христианские святыни.
     Что ожидало в XIX веке паломника, решившегося ехать на Святую землю? Дорога длиной в несколько меся-цев, а то и год, через всю Россию, две недели пароходом в каютах третьего класса и неизвестность. Он мог простудиться в пустыне, замерзнуть в горах по дороге в Галилею, как замерзли насмерть несколько сотен паломников в 1894 году, мог быть обворован бедуинами и не всегда знал, где будет ночевать и что есть, а единственным его ориентиром на местности было Евангелие.
     Дорога на Святую землю только в одну сторону могла занимать год. Паломники обычно доезжали (или доходили) по суше до Одессы, оттуда плыли на пароходе до порта Яффа (Тель-Авив). Самым долгим был переход из Иерусалима в Назарет – в город, где прошли детство и юность Иисуса Христа. Сто тридцать километров по горам и пустыне, это расстояние паломники преодолевали пешком, а у кого были средства – на осликах.
     Вот интересная информация о том, как принимали пломников на Святой земле. Разместиться паломник мог на территории одного из восьми подворий, построенных за счет Императорского православного палестинского обще-ства на выкупленных им землях.
     Одной из задач этого общества было содействие православному паломничеству на Святую землю. В Уставе этой организации с самого начала было записано: «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю, но ещё более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле». Для этих целей для паломников были созданы специальные паломнические книжки, позволяющие значительно удешевить поездку в Святую землю. Они действовали в течение года со дня выдачи и да-вали право останавливаться по пути следования на узловых станциях железных дорог, по специальным купонам. Это удешевляло поездку в два раза.
     Для приёма паломников в Иерусалиме были устроены подворья, а для обслуживания больных рядом с ними построена Русская больница. В народной трапезной одного из подворий паломники могли получить бесплатный обед. Паломники могли воспользоваться услугами лавки с продуктами, книжной и иконной лавками и посетить баню. По вечерам для них проводились Палестинские чтения, рас-сказывающие об истории Ветхого завета и святынь, посещаемых паломниками в ходе паломнических маршрутов.
     Русский паломник обычно рассчитывал свой путь так, чтобы добраться до Иерусалима к Рождеству, провести здесь Великий пост и встретить Пасху. Причем вернуться обратно на Родину стремились не все: окончить свои дни на Святой земле многие почитали за высшее счастье, поэтому домой не торопились. Видимо, мой прапрадед был одним из них, если, конечно, не сгинул по пути в святые места.
Поехали мы в Израиль не паломниками, а обыкновенными туристами. Все паломники, посещая Святую землю, вначале направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова (Базилику Рождества Христова). Последовали их примеру и мы.
 


Рецензии