Среда 2-й седмицы по Пасхе

«После мрака и отчаяния пережитого со смертью Учителя даже известие о Его воскресении не сразу проникло в сознание. Веру и доверие к слышанному покрыла густая мгла сомнения. Ведь сами-то, возвестившие о чуде, не видели Воскресшего, но получили благовестие от ангелов. В одиночестве переживал Фома тяжкое духовное состояние, колеблясь в душе между верой, неверием и сомнением.



Апостолу Фоме мнилось непоправимой ошибкой не удостовериться прикосновением к Воскресшему, не дух ли усопшего посетил их. Тем более что и Сам Господь предлагал: «осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имам» (Лк. 24, 39). Сам Воскресший, явившись, предлагал апостолам осязанием удостовериться в истинности свершившегося чуда. Но вот момент упущен.



…Святая Церковь так объясняет промыслительное неверие Фомино в своих песнопениях: «не всуе усумнеся Фома о восстании Твоем, Господи! Не низложися, но несумнительное тщашеся показати сие всем языком». Неверие его не было для него падением, оно не было победою над ним духа лжи ; сомнения, неверия и отрицания. Глубокая дума апостола Фомы преследовала одну цель: чтобы истинность и действительность Христова воскресения не лишены были ни одного из доказательств, какие может потребовать нелегко покоряющийся вере ум человека.

Други наши, все мы знаем, как неодинакова у людей восприемлемость сердца к вере. Даже на примере апостолов видим мы это. Никто из них не поверил женам, пришедшим от гроба и получившим весть о воскресении от ангелов; не поверили и Марии Магдалине, которой первой явился Сам Воскресший. Видение женщин объяснили их мечтательностью. К свидетельству Симона-Петра отнеслись кто с верой, а кто и с недоверием.



…Однако не приразится к нам, дорогие мои, мысль, что сатана причиняет нам зло без нашей на то воли и согласия. Господь сеет в нас слово Истины, сатана же сеет семена сомнений и хулы, клеветы на Бога, как некогда посеял семя первого греха в уши Евы. Так что от нас самих зависит не преклонить слух и сердце наше к его враждебным внушениям.



… Ведь если мы даже веруем в Бога, но живем все же для себя, то вера наша обличается нашими делами. Да и дела нашего богоугождения должны совершаться по любви к Богу, а не от корысти сердца, чтобы купить себе Царство Небесное.

Други наши, обратим свое внимание на внутреннего своего человека и ответим, много ли времени в течение дня мы проводим с памятью о Боге? Предстоим ли на молитве пред Ним в живой беседе? Призываем ли Его благословение на свои житейские дела? И как же Господу откликнуться на нашу молитву, если мы сами-то не слышим и не внимаем ей. Вот отчего часто нет у нас живой веры, уж не говорю об ощущении присутствия Божия в нашей жизни. А уныние и находящие на нас приражения сомнений в Промысле Божием о нас есть Божие предостережение нам. Смотрите! Вы не живете верой, а потому можете потерять и то немногое, что имеете. По слову Евангелия: то и еже мнишися имети может быть взято от тебе».

_____________________
Фрагмент из проповеди:
«На Фомино воскресение II»
Автор: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Источник: https://проповеди.рф/propoved/na-fomino-voskresenie-ii/

***

«Как встретили и провели весьма многие праздник Светлого Воскресения? Не хотелось бы приводить на память скверных дел человеческих, но надо вспомнить о них и осудить их от лица Божия вместе с лицами их творившими. Всесветлый праздник встречен был после светлой пасхальной службы темными делами: невоздержанием и пьянством, драками, сквернословием и всяким видом греха. Подумаешь, что мы постились пред праздником только для того, чтобы тем с большею жадностью устремиться на все плотские греховные дела, чтобы с большим бесстыдством и наглостью предаться всякому беззаконию. Увы! горе, горе нам!
Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Тайн, попрали их, как неразумные животные ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, и уже не воротят этого времени…



Что же остается нам делать, братия возлюбленные? Молиться и плакать о своих грехах. Плакать о том, что не по-христиански и даже не по-человечески многие из нас встретили праздник, а как мерзкие идолопоклонники и как дикие звери, которым долго не давали есть, коих долго не кормили любимой их пищей; плакать о том, что попрали величайшие, душеспасительные таинства Христовы – покаяние и причащение и ни во что их вменили; плакать о том, что время, данное для спасения, безрассудно потеряли…



Братия! все прольем слезы: ибо все мы недостойно встретили величайший праздник Господень и все прогневали Господа своего: не так, не так по истине нужно всем нам встречать праздники Господни. Нужно встречать их духовною радостью о Господе, о нашем избавлении от грехов и о вечном спасении через Христа, Сына Божия, делами милосердия, воздержания от страстей, посещением храма Божия в духе и истине и простотою в пище и одежде.



…Как бы вы были благоразумны по христиански, если бы менее имели у себя драгоценных одежд и остающееся от покупки их деньги раздавали неимущим? Какую богатую милость получили бы вы в день оный от Христа Господа? Да, истинно по-христиански вы встретили бы тогда праздник Христова Воскресения. А теперь что? Вы украшены как кумиры, а члены Христовы без одежды; вы пресыщены, а члены Христовы – в голоде; вы утопаете во всевозможных удовольствиях, а те – в слезах; мы – в богатых и украшенных жилищах, а те – в тесноте и нечистоте, в жилищах, которые часто ни чем не лучше хлевов. Нет у нас любви христианской: нет для нас и истинного праздника Воскресения Христова: ибо истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти. Братия! будем праздновать праздники Господни как христиане, а не как язычники! Аминь».

_____________________
Фрагмент из проповеди:
«Великий пост»
Глава: «Поучение в неделю Фомину»
Автор: праведный Иоанн Кронштадтский.


Рецензии