Под Сенью Спаса
Пять эмалированных по красной меди главок средней главной части храма, представляющих собою первый в мире пример применения эмали, да еще на выпуклых плоскостях, в столь широких, грандиозных, размерах, обязаны Великому князю Владимиру Александровичу своим существованием, равно как и главка над алтарем из золотой мозаики, являющая собою также еще невиданный прием; и разрешением заменить мозаикою живопись как наружную, так и всей внутренности храма. Его Высочество сразу выдвинул храм Воскресения на одно из видных, мест всех когда и где либо сооруженных церковных построек!
Более широкого, повсеместного применения мозаики, как при храме Воскресения, не имеется пока примера. В святом Марке в Венеции, в самом выдающемся памятнике по мозаике в Италии, отделка мозаикою начинается лишь, как известно, на половине высоты всей внутренности храма, высота которой по требованиям Византийского стиля сравнительно невелика. В храме Воскресения, при значительной высоте внутренности, доходящей под главным куполом до 21 сажени, мозаика начинается непосредственно над невысоким (в три с половиною аршина) цоколем из зеленого мрамора (Verde di Calabria), плинт которого из темно-красного мрамора под названием Rosso di Levanto.
Остается сказать еще несколько слов о самом месте страшного события 1 марта, находящемся между 4 колоннами, поддерживающими сень. Спускаясь между передними колоннами сени двумя ступенями от пола западной части храма, мы имеем перед собою часть мостовой улицы из крупного булыжника, со следами взрыва бомбы у самого откосика из более мелкого булыжника, служащего переходом к гранитным плитам панели Екатерининского канала, парапет которого виден между задними двумя колоннами сени. Восстановление места — по возможности точное. Парландом был выполнен рисунок с натуры и затем все камни мостовой, откосика и гранитные плиты были уложены в пять ящиков, которые бережно хранились во все время постройки храма, сперва в часовне на Конюшенной площади, а затем в церкви конюшенного ведомства.
«Больше себя любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» — слова Спасителя, характеризующие вполне данный момент. Я их поместил над местом события и марта, под иконою «Распятие».
В своей обширной статье в журнале «Зодчий» №35 от 2 сентября 1907 года академик Парланд, считая эту миссию приятным долгом, и с величайшей благодарностью вспоминает своих помощников, потрудившихся с ним над постройкой храма Воскресения, признает их труды, ценную подмогу, благодаря которой ему удалось довести до конца сооружение памятника незабвенному Царю-Освободителю.
«Моими сотрудниками по технической части — пишет он, — состояли: И. Ф. Шлупп (умер в 1900 г.), академик А. А. Ященко, десятник П. А. Никонов. По художественной части: А. П. Кузьмин (умер в 1883 г.), Г. Г. Войневич, И. П. Злобин, А. А. Орехов, барон Л. Н. Соловьев, В. И. Фидели, У. У. Смукрович, И. Г. Феденко. По канцелярии: Б. К. Ковальский и Н. И. Тихомиров».
#Спаснакрови #Петербург #Парланд #Сень
[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]
Свидетельство о публикации №225043000953