Попов Николай Сергеевич. Конструктор танков
Если каким-либо из видов современного оружий хочется восхищаться, а не из него стрелять, то лучшей кандидатуры на эту роль, чем летающий танк Т-80, скорее всего не найти. "Рождённый ползать летать не может", - узаконено, казалось бы навсегда. Ан-нет, приходят иногда к нам удивительные люди и снабжают крыльями то, что, вроде бы, отродясь не способно оторваться от земли. И учат в небе красиво парить того, кому на роду предписано всю жизнь неуклюже ползать.
Николай Сергеевич Попов - один из тех, кому удалось сделать невозможное - "скрестить танк с современным самолётом", точнее, с сердцем его силовой установки - газотурбинным двигателем. Весной 1967 года секретарь ЦК КПСС Д.Ф.Устинов позвонил главному на тот момент конструктору советских танков Ж.Я.Котину и сказал:" Я взял шашку и твой танк "зарубил". На нём нет газотурбинного двигателя". Уже через год решение "крёстного отца", как его потом стали называть, нового танка Т-80 Д.Ф.Устинова было оформлено закрытым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1968 года, оно гласило; "Считать важнейшей государственной задачей создание танка с газотурбинным двигателем".
Решение "важной государственной задачи" взвалили на только что возглавившего КБ Кировского завода талантливого 37-летнего конструктора Николая Сергеевича Попова. Работы начались не на пустом месте. Уже с десяток лет до этого пытались снабдить танки самолётной турбиной, дабы радикально нарастить мощность машины, но тщетно. Медлительное гусеничное существо отторгало чужеродный орган. испытания танка обычно заканчивались разрушением с пробиванием крыш разлетающимися лопатками.
Стало ясно, что механическая пересадка делу не поможет. Нужно создавать с нуля свою танковую турбину и проектировать совершенно новый танк. Вокруг КБ Николая Попова постепенно сформировался мощный научно-производственный альянс. Главный конструктор впоследствии вспоминал:"Получился деловой союз единомышленников: особого конструкторского бюро транспортного машиностроения Кировского завода, завода им.Климова, Калужского машиностроительного завода, НИИ трансмаша и ещё целого ряда ведущих НИИ и КБ авиационной и оборонной промышленности. Все мы пришли к выводу, что предыдущие неудачи обусловлены тем, что предпринимались попытки "приспособить" к танку самолётный или вертолётный двигатель, а надо делать сугубо танковый, это мы и осуществили".
Будущий зодчий лучшего в мире танка, будущий Герой Социалистического Труда Николай Сергеевич Попов родился в Усть-Лабинске, на казачьих просторах. Тяга к полётам (прада, обычным, не танковым) проявилась у Коли ещё в детстве - до поступления в Харьковский политехнический институт учился в спецшколе ВВС. Но инженерное и конструкторское ремесло быстро перевесило и новоиспечённый конструктор в 1955 году с"красным" дипломом на Кировский завод в город на Неве. Чтобы более полувека своей жизни - теперь уже до последнего дня - отдать этому прославленному предприятию.
"Ничего нет случайного в том, что танк Т-80 создан на Кировском заводе, - говорил Николай Попов. У истоков завода стоял патриотически мыслящий промышленник Н.И.Путилов. Ему всегда был присущ дух технического новаторства и творческого кругозора. Может быть,поэтому танк Т-80, эта ленинградско-петербургская боевая машина, получился таким уникальным на новые технические и стратегические веяния".
В итоге главный конструкторский тандем по созданию "летающей крепости" составил танкист Н.С.Попов и турбинист С.П.Изотов с производственного объединения им. В.Я.Климова. И уже в 1976 году дан старт первой промышленной серии танков Т-80 с 1000-сильной газотурбинной установкой. Через два года осваивается Т-80Б с новой системой управления огнём и новой пушкой. Ещё через пять - следующий вариант Т-80БВ мощностью в 1100л.с. и уникальным электромеханическим стабилизатором. Ещё через два года в 1983 году КБ Николая Попова выводит в свет самое знаменитое своё детище - модернизированный танк Т-80У с мощностью газотурбинного двигателя 1250 л.с. с комплексом управляемого вооружения, встроенной динамичной защитой, цифровым баллистическим вычислителем, автономным автоагрегатом и пневматикой управления. Именно этот танк в знаменитых военных смотринах в Арабских Эмиратах в 1993 году поразил способностью парить в небе, преодолевая с разбегу по воздуху по несколько десятков метров.
При всех уникальных боевых характеристиках танк Николая Попова получился ещё и красивым, удобным, эстетичным, зрелищным, что не всегда годится в эпитеты грозному оружию. Но именно так сработала конструкторская мысль кировских спецов. "Сегодня в танке вы можете быть в рубашке с галстуком, - говорил Попов. - Система кондиционирования и отопления тут действует как в салоне обычного лайнера. И вообще, уходит время, когда танкист изображался в виде здоровенного мужчины в пропитанном соляркой комбинезоне и с кувалдой в руках, наши экипажи работают в белых нитяных перчатках и могут в случае необходимости заменит двигатель за 4 часа вместо обычных 24. Всё это стало своего рода культурной революцией в танкостроении".
Итак, танкостроение и культура. Совместимы ли эти понятия? Главный конструктор лучшего в мире танка Николай Попов подтвердил и доказал, что не только в человеке должно быть всё красиво и складно, но ито, что он берёт на себя смелость созидать.
Источник: relga.ru
Под руководством Николая Сергеевича Попова созданы: первый в мире танк Т-80 с газотурбинным двигателем (1975) и его модификация - танк Т-80У (1985), 203 мм гусеничное самоходное орудие большой мощности "Пион" (1975) и его модификация "Малка 2С7М" (1983),унифицированное гусеничное шасси для зенитно-ракетного комплекса С-300В (1981) и его модификация (1994), универсальный самоходный агрегат УСА-К-2 (1992), универсальная дорожная машина БТМ-4М "Тундра" (1997), высокомобильный кран СТК-80Р (1995).
Также под его руководством созданы: сельскохозяйственный энергонасыщенный трактор К-701 (1973) и его модификации: К-701М, К-702м, К-703М (1988), подъёмные установки для ремонта нефте- и газоскважин: 60 тонн - К-703МТ -60180 (1992), 80 тонн - К-703МТУ - 80НМ (1996), К-703МТУ-80ВМ (1996), 100 тонн - К-703МТП-100 (1996), К-703-МТУ-127Г (1997).
Николай Попов исследовал возможности снижения шума внутри проектируемых изделий и внешнего шума их силовых установок. Им разработаны телеметрические методы передачи информации при нагруженных узлов транспортных средств. Попов исследовал, разработал и внедрил в производство систему дистанционного управления транспортными средствами.
Николай Попов - автор более 40 научных трудов, а также 60 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Доктор транспорта (1993), действительный член/академик Академии транспорта (1992) и Санкт-Петербургской инженерной академии (1994).
Избирался членом ЦК КПСС (1981-1990), депутатом Ленинградского городского Совета народных депутатов.
Жил в Санкт-Петербурге. Скончался 3 февраля 2008 года. Похоронен на кладбище в городе Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга.
Награды:
орден В.И.Ленина (1975),
орден Октябрьской революции (1982),
орден Красной Звезды (1941(,
орден "За заслуги перед Отечеством 4-й степени (1996),
Золотая медаль ВДНХ СССР (1989),
нагрудный знак "За заслуги в создании вооружения и военной техники
(2000),
нагрудный знак "За создание бронетанкового вооружения и техники"
МОРФ (2000),
Лауреат Ленинской премии (1978), Государственной премии (1984) и
Российской Федерации (1993).
Источник: warheroes.ru Виталий Сергеевич Смирнов.
Свидетельство о публикации №225043000974