Свидетельства очевидцев - Свт. Николай Сербский
«...Чем он воскрешает? Христом, только Господом Христом. Поскольку без Господа Христа все есть гроб и смерть: человек – гроб и смерть, разум человека – гроб и смерть, совесть человека – гроб и смерть, душа человека – гроб и смерть, тело человека – гроб и смерть, все человеческое – гроб и смерть. Да и само небо – гроб и смерть, и вселенная – гроб и смерть, и все вселенные – лишь ужасные гробы и отвратительные смерти».
***
Исидора Секулич
«...Владыку Николая, простого и человечного, вы легко найдете в Кралеве. Он всегда терпелив и готов вас выслушать, а также сказать вам что-то хорошее, – то, что идет от его призвания и благодаря чему он становится другом вашим по душе.
Господин Николай уверенно рассматривает ворох жалоб, разбирается с трудностями всякого рода. Делает он это, поглядывая на растущие под окном дивные сосны, которые, по его словам, «так спокойны, тогда как мир – ад столкновений и волнений». Эти сосны, вероятно, успокаивают и его, когда он перебирает в своей голове заботы, знания, добрую волю смиренных людей и злую волю неистовых, которые дом разваливают, чтобы стену укрепить, как говорит пророк Исайя...
Господин Николай наблюдает, изучает жизнь в целом – и учится у нее! Обычный наблюдатель может расстроиться, а иногда и возроптать. А господин Николай спокоен. Он знает то, чего мы не знаем, думает о том, о чем мы не думаем. Господин Николай всегда спокоен. Он не склонен к катастрофическим видениям и катастрофическим предчувствиям, пока есть люди, в Бога верующие и в духе труждающиеся. Множество раз в проповедях своих он говорил: не надо бояться ничего на земле. И смерти не надо бояться...»
***
Милица Зернова
«...«Владыка, – спросила я, – а страдания и лишения в концентрационном лагере духовно убивают или оживляют людей? Я, например, знала людей, причем верующих, которые в лагере не имели сил молиться: они всеми силами своими были сосредоточены на кусочке хлеба, головке лука, кружке теплой воды».
Владыка ответил: «В лагере было так: сидишь в каком-нибудь углу и повторяешь про себя: «Я – прах и пепел. Господи, возьми душу мою!»
Душа твоя – вдруг на Небо, и ты видишь Бога лицом к лицу. Но не можешь выдержать и говоришь Ему: «Я не готов, не могу. Верни меня обратно!»
Потом опять часами сидишь и повторяешь: «Я – прах и пепел. Господи, возьми душу мою!»
И опять возносит тебя Господь.
Короче, всю жизнь, которая у меня остается, я бы отдал, если бы возможно было, за один час пребывания в Дахау».
Владыка поднял голову и посмотрел мне прямо в глаза. Я не могла выдержать этого взгляда – на меня смотрели глаза человека, встретившегося с Богом лицом к лицу...»
***
Владимир Маевский
Духовный лик владыки Николая
«...Там, где люди были и слепы, и бесчувственны, и скорбны, владыка Николай находил возможность быть радостным и бесконечно сочувствующим. Там, где многие, как слепцы, не видели ничего, он своим духовным оком прозирал все. И получалась интересная картина. В одних и тех же явлениях он и другие люди видели совершенно разные, до противоположности, стороны. Читали одну и ту же книгу жизни, а понимали ее совершенно по-разному, словно читали какую-то никому не ведомую клинопись.
Заглянем хотя бы на несколько мгновений в этот особый внутренний мир владыки Николая и посмотрим, что там.
Владыка Николай был исключительно глубоко верующим и проникновенно религиозным человеком. Его вера в Бога не поддается определению в сухих формулах и всяческих философских дефинициях. Это была живая вера в Живого Бога, Который настолько и непрестанно близок к человеку, что это трудно и выразить человеческим языком. Он представлял Бога более близким к человеку, чем воздух, который нас окружает, ближе, чем само тело наше. Он представлял Бога как Того, Кто живет в самых сокровенных недрах нашей души. И в природе везде – от самой малой частички пыли до огромных явлений – владыка Николай видел и созерцал Бога. И это постоянное ощущение близости Божией к человеку выражалось у него прежде всего в молитве.
Молитва для многих – пустой звук, формальное отправление культа. Для владыки Николая она была священным гимном в честь Того, Кто держит все в Своей всемогущей, премудрой и благой деснице. Молитва – это живая беседа человека с Богом о том, что для него дороже всего в мире и в целой вечности. Вот почему часто заставали владыку Николая молящимся. В своей комнате он с исключительным усердием совершал молитвы и вычитывал службы. А в некоторых его заметках содержатся интересные записи о том, как он противостоял человеческим слабостям на молитве.
Владыка Николай, этот редкостный молитвенник, рассказывал, как много он боролся с собой, приучая себя к молитве. И, наблюдая за ним в течение многих лет, мы видели картину его великой борьбы с собой. Как страж, который стоит на опасном посту, бдительно смотрит он повсюду и на все, что происходит возле. И так из года в год внимал себе и бдил этот великий иерарх. Если только в мыслях представить себе это, сама собой поражает огромность его внутренней борьбы.
Приведем несколько мыслей-замечаний владыки Николая о молитве. «На молитве не было достаточно покаяния... При молитве побуждение к покаянию, но не в достаточной мере... Читал Покаянный канон. Волнение при чтении канона... Не хватало доброго расположения при чтении... Молился искреннее и теплее, чем в прошлый раз...» Эти краткие замечания приоткрывают ту тайну жизни, которая протекала в этой глубоко верующей душе. О какой силе и чистоте духа свидетельствуют они! То, чего для многих и не существует, что целиком ускользает от внимания, здесь примечается с малейшими подробностями и нюансами.
Владыка Николай молился не только в келье. Можно сказать, что он молился всюду. Молился, идя в храм или в семинарию. В хорошую погоду он прохаживался по безлюдной аллее, а в это время уста его шевелились, что-то шептали; взгляд был сосредоточен на чем-то изнутри. Задерживался, останавливался на какой-то невидимой внутренней точке. Молился он и гуляя по монастырскому кладбищу.
И сам я не раз совершенно неожиданно встречал его и заставал на молитве. Хорошо помню эти мгновения. Вот он стоит за кустом густой сирени, почти незаметный в ее ветвях. Солнце заливает своими лучами землю. Чистый прозрачный воздух дрожит. Вокруг тишина. Природа словно совершает свое богослужение. И вот, среди этого служения природы и служитель Божий, с седой непокрытой головой, стоит и возносит славословия и благодарения Тому, Кто мудро все создал и Кто нам так близок, Чье дыхание чувствуется во всяком и самомалейшем кустике, листике, травке, душистом цветочке. Взгляд святителя устремлен в небо, а уста шепчут молитву. И от сильного молитвенного чувства все ниже склоняется голова седого старца.
Но когда владыка замечал, что кто-нибудь приближается, он быстро принимал обычное положение, чтобы не дать понять, чем он занимался. Я всегда старался в подобных случаях незаметно скрыться, дабы не нарушить молитвенной настроенности старца.
Однако, надо сказать, что владыка в своей жизни не ограничивался одними молитвенными подвигами и созерцаниями. Свою веру в Живого Бога, имя Которому Любовь, он непрестанно старался доказать делом. И с этой стороны он был столь необычайно высок и велик, что не многие монахи-подвижники, удалившиеся в монастыри, могли бы сравниться с ним. Он был несребролюбив в буквальном смысле этого слова. Все, что получал от многочисленных почитателей, всегда отдавал нуждающимся, потому и умер совершенным бедняком...»
_____________________
Фрагменты из книги:
«Святитель Николай Сербский : Агиографический сборник»
Глава: «Приложения. Свидетельства очевидцев»
Составитель: А.А. Маркова
***
«Однажды после войны мои американские друзья пригласили меня в гости. Приехав к ним, я узнала, что Владыка Николай теперь живет в Чикаго, и решила, во что бы то ни стало, навестить и его, хотя это было непросто, да и не дешево. Я стала звонить по телефону в сербскую церковь, чтобы узнать его адрес, и тут, совершенно неожиданно, услышала, что Владыка на три дня прибыл в Нью-Йорк. Поистине, это был дар неба!
Мы встретились. Он сильно постарел, однако взгляд его черных глаз, как и в прежние времена, пронизывал собеседника насквозь, лучше сказать, проникал прямо в душу. Мы стали вспоминать о былом, говорили о жизни, о Церкви, о России…
— Владыко, — спросила я, — страдания и лишения убивают в духовном смысле узников концлагеря или воскрешают? Вот я, например, знаю людей, причем верующих, которые в лагерях не имели сил молиться: все их силы были сосредоточены на куске хлеба, головке лука, кружке кипятка…
Владыка ответил:
— В лагере, бывало, забьешься в какой-нибудь угол и повторяешь про себя: «Я прах и пепел. Господи, возьми душу мою!» И вдруг душа возносится на небо — и видишь Бога лицом к лицу. Но ты не можешь этого вынести, и говоришь Ему: «Не готов, не могу, верни меня обратно!» Затем снова часами сидишь и повторяешь про себя: «Я прах и пепел. Господи, возьми душу мою!» И вдруг снова возносит тебя Господь… Короче говоря, всю жизнь, что осталась мне, отдал бы, если только это можно, за один час пребывания в Дахау.
Владыка поднял голову и посмотрел мне прямо в глаза. И я не смогла вынести этого взгляда — на меня смотрели глаза человека, который видел Господа лицом к лицу…
Владыка рассказал мне еще и другое.
«Порой приходили тюремщики и, издеваясь, спрашивали:
— Веришь ли, что Иисус Христос был Богом?
— Нет, — отвечал я им.
Тогда они начинали смеяться и снова спрашивали:
— Так ты, значит, больше не веришь?
— Не верю, но знаю,- твердо отвечал я.
И тогда они, не скрывая раздражения, уходили. Позднее они снова появлялись и опять вступали в разговор:
— Правда ли, что твой Иисус был сыном одной жидовки?
— Нет, — отвечал я.
— Так чьим же тогда он был сыном?
— Сыном Человеческим, — отвечал я, и они не знали, что
еще сказать…»
Владыка Николай был столпом Сербской Церкви. Теперь, после своей смерти, он постоянно видит Бога, лицом к лицу.
20 апреля (3 мая по новому стилю) — день памяти Святителя Николая Сербского»
,
_____________________
Фрагмент из книги:
«Святой Владыка Николай Сербский»
Воспоминания: Милица Зёрнова
Перевод: Наталья Феофанова
Дополнительно: «За Крест Честной и свободу золотую! Москва 2006 год стр 88-89»
Источник
Свидетельство о публикации №225050101206